Глава 52. Первые еврейские колонисты в Китае (около 72 — 76 гг.)

...Во времена династии Хань эта религия была введена в Китае. На 2-м году правления Сяо-цзуна [1164 г. н. э.] в Кайфыне была построена синагога...[1]

* * *

...[Император приветствовал 70 прибывших еврейских семей]: Вы прибыли в Китай. Храните привычки ваших предков и поселитесь в Пяньляне [Кайфын]...[2]

* * *

Во времена династии Хань евреи осели в государстве синов, и на 20-м году 65-го цикла [1163 г. н. э.] они принесли императору Сяо-цзуну дань шелком, которую он милостиво принял и за это разрешил им жить в городе Кайфыне, называвшемся тогда Пяньляном. Затем они воздвигли синагогу.[3]

* * *

В определенный период средневековья еврейские колонии в Китае имели довольно большое значение. Город Кайфын был важным центром иудаизма в Китае. Всеми специалистами признано, что евреи очень давно поселились в этой стране. Араб Абул-л-Фида писал в XIV в., будто евреи "с незапамятных времен" осели в Китае. Такого неопределенного сообщения, разумеется, для нас недостаточно. Английский китаевед Барроу утверждал около 1800 г., будто первые еврейские колонии появились здесь еще во времена Александра Македонского.[4] Это указание, однако, не подкрепляется никакими фактами и основано, видимо, на интуиции. Барроу, часто проявлявший легкомыслие в своих исторических выводах, предполагал даже, что евреи могли привезти из Индии первые сведения о шелке. Это, разумеется, совершенно исключается, ибо Индия не производила шелка. Настоящий китайский шелк был неизвестен в Индии до 300 г. до н. э.[5] (см. гл. 23).
До Барроу французский китаевед де Гинь высказал предположение о том, что персидские евреи должны были выехать в Китай в I в. до н. э.[6] Но и высказывание де Гиня, как подчеркивает Рихтгофен, является "лишь гипотезой".[7] Сообщение Мурра, будто евреи прибыли в Китай в 224 г. до н. э.,[8] тоже ничем не обосновано и маловероятно. Лучшие еврейские знатоки этого вопроса определенно заявляют о китайских евреях, что "доказать их происхождение от изгнанников Навуходоносора или от участников походов Александра Македонского невозможно".[9]
У самих китайских евреев есть устное предание, что их предки приехали в Срединную империю якобы при императоре Мин-ди (58 - 76). Это предание весьма правдоподобно и хорошо согласуется с тем, что сообщается в древнейших документах, а именно в четырех надписях на древнееврейском языке в Кайфыне, которые относят к 1164, 1488, 1511 и 1663 гг.[10] Выдержки из двух надписей приведены в начале главы. В надписи 1164 г. говорится, что еврейская религия была введена при династии Хань. В надписи 1488 г. употребляется выражение "в очень древнее время". Зато во второй надписи содержится важное указание, что первые евреи прибыли в Китай из страны Тянь-чжоу. Эта страна Тяньчжоу была какой-то частью Индии, не поддающейся точному определению. Она упоминается также в VIII в. в китайской книге о лечебных растениях "Хаяобяньцао".[11] Итак, весьма вероятно, что первые еврейские поселенцы прибыли в Китай морским путем.
Мнения о дате и подробностях этого события очень сильно расходятся. Вероятно, раньше имелись гораздо более точные сведения, но синагогу, построенную в 1164 г. в Кайфыне, не раз постигали тяжелые бедствия. В результате погибли многие древние свитки, особенно при опустошительных наводнениях 1446 и 1642 гг. и при пожарах в 1573 и 1620 гг.
Самые ранние сообщения о древних еврейских колониях в Китае привез в Европу в XVII в.[12] Николай Тригальтий. Особенно ценное сообщение содержится в письме, написанном из Кайфына патером Жаном Полем Гозани патеру-иезуиту Хосе Суаресу 5 ноября 1704 г.[13] В этом письме, между прочим, сообщается, что китайцы называли евреев тяо цинь-цяо и что еще в начале XVIII в. в Кайфыне 7 еврейских семейств славились тем, что вели свое происхождение от первых переселенцев, пришедших в страну во времена Ханьской династии. Сообщаются и фамилии этих семейств: Тао, Цинь, Хе, Као, Темань, Ли и Най. Первые еврейские переселенцы прибыли якобы в Китай из Персии и сохранили даже в разговорном языке некоторые персидские слова. Но было бы ошибкой предположить, что переселенцы попали из Персии в Китай по сухопутной дороге, через Хорасан и Самарканд.[14] С 23 г. до н. э. и по 87 г. н. э. в Центральной Азии нельзя было совершить такое путешествие по суше (см. гл. 57). Гораздо более правдоподобно предположение, что переселенцы прибыли в Китай морским путем.
Более поздние исследования этого вопроса специалистами не привели к большему единодушию. Тобар[15] придерживается того мнения, что наибольшего доверия заслуживает устное предание о переселении евреев в Китай при императоре Мин-ди. Грец, напротив, полагает, что дату этого события следует значительно сдвинуть и появление первых переселенцев в Китае рассматривать как следствие сильного преследования евреев в Персии в 231 г. н. э., когда "и Китай должен был получить свою долю еврейского населения".[16] Однако эта концепция произвольна и не заслуживает доверия, так как противоречит ясному и вполне правдоподобному сообщению, что евреи поселились в Китае при династии Хань. Между тем в 231 г. в Китае правила уже не династия Хань, а династия Вэй (221 - 263).
Последние годы правления императора Мин-ди следует считать действительной датой переселения, тем более что это событие можно легко связать с происшедшим в то же время (5 августа 70 г.) захватом Иерусалима римлянами. Как известно, это было причиной рассеяния евреев по различным странам. Индийские предания говорят о том, что первые еврейские поселения на Малабарском береге появились сразу же после катастрофы 70 г.[17] Это представляется вполне правдоподобным. Тогда же якобы в Индию попало 80 евреев из Персии.[18] Вполне вероятно, что в то же время несколько еврейских семейств отправилось через Южную Индию, сообщавшуюся тогда по морю с Китаем, в Восточную Азию.


[1]  Надпись на древнееврейском языке в Кайфыне от 1164 г.
[2]  Надпись на древнееврейском языке в Кайфыне от 1488 г.
[3]  Надпись в Кайфынской синагоге, переведенная на китайский язык Цзо-таном, первым мандарином провинции при императоре У-цзуне в 1511 г. См. С. G. Мurr, Versuch einer Geschichte der Juden in Sina, Halle, 1806, S. 17 (и след.).
[4]  J. Barrow, Travels to China, London, 1804, p. 437.
[5]  Ρаrisеt, Histoire de la soie, Paris, 1862, v. I, p. 62.
[6]  J. de Guignes, Commerce et liaisons des Chinois avec des nations occidentales, «Memoires de l’Academie des Inscriptions», 1768, v. 32, p. 355; 1793, v. 46, p. 563. (Приведенное выше предположение содержится в последнем томе.)
[7]  F. Richthofen, China, Berlin, 1877, В. I, S. 464.
[8]  Ibidem, S. 15.
[9]  «Encyclopaedia Judaica», В. V, S. 475 (и след.).
[10]  Ibidem.
[11]  E. Bretschneider, On the study and value of Chinese botanical works, London, 1870.
[12]  Nicolaus Trigaltius, De Christiana expeditione apud Sinas, suscepta a Societate Jesu, ex Matthaei Ricii commentariis, Augsburg, 1615, libri 5, cap. XI.
[13]  «Lettres edifiantes et curieuses, ecrites des Missions etrangeres par quelques Missionaires de la Compagnie de Jesus», Paris, 1707, t. 7, p. 1.
[14]  Ibidem, t. 31, p. 306.
[15]  P. J. Τоbar, Inscriptions juives de Kai-Fong-Fou, Shanghai, 1900.
[16]  H. Graetz, Geschichte der Juden von den altesten Zeiten, Leipzig, 1893, В. IV, S. 376.
[17]  «Encyclopaedia Judaica», В. VIII, S. 409.
[18]  Rabbi Moses Pereirade Paiva, Relation der Coschinensischen Juden in Indien, «Wolfii Bibliotheca hebraica», В. Ill, S. 805; В. IV, S. 97 (и след.).