Глава 17. Путешествие насамонов через Сахару и «исток Нила» на дальнем Западе (начало V в. до н. э.)

Однако вот что я слышал от киренян, ходивших, по их словам, к оракулу Аммона и там беседовавших с аммонским царем Етеархом. Между прочим, речь заходила о Ниле, о том, что никто не знает его источников, тогда Етеарх заметил, что к нему приходили однажды насамоны. Это ливийский народ, занимающий земли на Сиртисе[1] и небольшую область на восток от него. Явившиеся насамоны на вопрос царя, не имеют ли они более обстоятельных сведений о пустынях Ливии, рассказали такую историю: некогда сыновья знатнейших насамонов, люди своевольные и отважные, в зрелом возрасте проделывавшие всевозможные странности, между прочим, выбрали из своей среды по жребию пятерых, которые должны были отправиться в пустыню Ливии посмотреть, не узнают ли чего-нибудь нового там, куда не проникали прежние посетители пустыни... Молодые люди, посланные своими сверстниками с достаточным запасом воды и пищи, прошли сначала населенную область, прошедши ее, вступили в землю, изобилующую дикими зверями, а оттуда проникли в пустыню, совершая по ней путь в направлении к западу. Прошедши значительную часть песчаной пустыни, они много дней спустя увидали растущие в равнине деревья, подошли к ним и ели висевшие на них плоды, в это время напали на них маленькие люди, ростом меньше обыкновенных людей, взяли их и увели с собой; языка их насамоны не понимали вовсе, а равно и уводившие их люди не знали ничего по-насамонски; молодых людей провели через обширнейшие болота, а потом они прибыли в город, все жители которого были такого же роста, как и их проводники, притом черного цвета; мимо этого города протекала большая река в направлении от запада на восток, а в реке были крокодилы... насамоны возвратились домой, как передавали киреняне...[2]

* * *

...На краю земли
Найдешь народ черный, обитающий У солнечных ключей, где Эфиоп-река.[3]

* * *

Река Хреметес, текущая в океан, и источник Нила начинаются в так называемых Аргиронских горах.[4]

* * *

Насколько мог установить царь Юба, Нил берет начало недалеко от океана, на горе Нижней Мавритании, и вскоре образует озеро, которое называют Нилидой... Было сделано наблюдение, что разлив Нила зависит от выпадения снегов и дождей в Мавритании... У реки Нигер те же самые особенности, что и у Нила. В нем встречается тростник, папирус, те же животные, и в то же самое время он разливается. Нигер берет начало между областями таррелийских и экалийских эфиопов. Некоторые полагают, что город эфиопов Магий расположен среди пустынь, недалеко от них живут атланты, полудикие эгипаты, блеммийцы, гамфасанты, сатиры и гимантоподы.[5]

* * *

Все здешние реки [Атласа] текут к Океану, и только этот поток (Нухул) уходит в глубь страны в восточном направлении. Где он прекращается - не известно. Отсюда делают заключение, что этим потоком начинается Нил, который затем на каком-то отрезке течет по непроходимым местам (поэтому здесь он скрыт от людей), после чего он снова показывается и течет на восток. Вот из-за этой-то скрытой части Нила и кажется, что река эта прекращается в одном месте и затем вновь возникает в другом.[6]

* * *

Достоверно, что большая река начинается на указанном месте [Атлас], сохраняет свое направление и из нее возникает великан Нил. Варвары называют его Дара, а остальные жители - Нухул.[7]
...Что с запада вытекает огромный Нил.[8]

* * *

Египетский Нил течет с юга на север. Но другая часть Нила течет с востока к самым отдаленным границам на западе, и на этом рукаве лежат все или, во всяком случае, большинство поселений негров.[9]

* * *

И у нецивилизованных племен наблюдается иногда географическая любознательность - стремление узнать, что же творится за пределами знакомой им местности. По понятным причинам о таких попытках едва ли сохраняются какие-либо письменные свидетельства. Тем более следует приветствовать сведения, сохранившиеся благодаря Геродоту и переданные греческому историку жителями города-колонии Кирены.
Насамоны - представители североафриканского племени, жившего в пустыне и на побережье к югу от обоих Сиртов и прилегающих к ним районов. Упомянутые Геродотом насамоны жили, очевидно, в самой восточной части этой области, и их столицей был оазис Авгилы,[10] поскольку отсюда лучше всего могли развиваться связи с оазисом Сива и живущими там аммониями. Вождь этих последних был свидетелем путешествия, затеянного несколькими молодыми насамонами.
До последнего времени широкое хождение имела версия, будто пятеро предприимчивых молодых насамонов дошли до Нигера, приблизительно в районе современного Тимбукту. Ведь только здесь имеется большая река, текущая в восточном направлении, с берегами, заселенными чернокожими, и в ее водах встречаются крокодилы.[11] На этом основании делали заключение, что о существовании Нигера знали еще в древности. Такое мнение встречается также в новейшем издании энциклопедии Паули-Виссова[12] и в последнем издании Энциклопедического словаря Брокгауза.[13] Но это заключение построено на зыбком основании. Что насамоны, о которых здесь идет речь, никогда не могли появиться на берегах Нигера, доказывает весьма простое соображение.
Профессор Банзе любезно сообщил автору 19 августа 1941 г., что пересечение насамонами пустыни без вьючных животных исключается, поскольку в этих условиях путешествие не могло бы продлиться более недели. В случае же использования верблюдов можно допустить, что путешествие от Триполи до Нигера и обратно длилось бы 8 месяцев, не считая времени, проведенного в оазисах с торговыми целями.
Трейдлер уже указывал на то, что насамоны, вероятно, дошли лишь до какого-то оазиса, спорадически орошаемого водами реки, текущей к востоку.[14]
Поскольку они придерживались преимущественно направления на юго-запад, то значительно проще и вполне приемлемо считать оазис Авгилы отправной точкой экспедиции.
Отсюда насамоны направились, вероятно, в район Феццана. Здесь, в сердце пустыни, имеется река, местами даже полноводная, текущая на восток и названная "Восточной рекой", а именно Шотт-эш-Шерги. В ее бассейне находится большое солончаковое болото - себха, непроходимое в период половодья. Эти данные очень подходят к большому болоту, описанному Геродотом. Современный состав населения Феццана весьма разнороден. По Трейдлеру,[15] в древности здесь проживали "предки современных тиббу, жителей нагорья Тибести, поселения которых распространялись до оазиса Феццан, откуда они исчезли только в новейшее время". Поскольку в этой местности, очевидно, жили и чернокожие, то можно считать, что налицо имеются все признаки района, упомянутые в описании Геродота. Что же касается сообщения о крокодилах, которое так сильно вводило ученых в искушение считать неизвестную реку Нигером, то для решения этой загадки достаточно сослаться на первое издание настоящей книги. По предположению Брэма,[16] здесь мы имеем дело с небольшим пустынным вараном (Varanus arenarius), названным Геродотом в другом месте, как и Павсанием,[17] "земным крокодилом длиною в три локтя".[18] Известный знаток истории животных профессор зоологии Арнольд Эссен сообщил автору (9 марта 1944 г.) следующее:

"Поскольку в Сахаре и ее оазисах встречаются домашний скот, жирафы и слоны, то неудивительно и присутствие крокодилов... Очень возможно, что после того, как эта область стала совершенно безводной, здесь осталось еще несколько "последних могикан". Сахарский крокодил встречается и по сей день. Пауль Шпац, например, нашел и убил такого крокодила еще в 1929 г. у озера Джалула в Мавритании... Если еще в 1929 г. крокодилы, хотя и редко, все же встречались на западе Сахары, то почему же они не могли попадаться на востоке пустыни во времена Геродота?.. Тогда Сахара еще не была такой пустынной, как в наши дни... По моему мнению, Феццан - крупнейший оазис Сахары - наверняка был местом, где водились крокодилы..."

Кроме того, Фробениус нашел в Феццане наскальные рисунки дохристианского периода, безусловно изображающие крокодила.[19] Итак, отпадает последнее соображение, выдвигаемое против приведенного здесь толкования.
Следовательно, ни молодые насамоны, ни другие народы древности не знали подлинного Нигера.[20] Упоминаемая Плинием, Птолемеем и другими древними авторами река Нигрис, или Нигер, несомненно, находится в районе Атласа, и ее следует идентифицировать с Уэд-Гир. То обстоятельство, что это лишь периодически наполняемое водой сухое русло было названо туземцами Нухул, возможно, способствовало тому, что его принимали за исток Нила. На основании языкового сходства произвольно отождествляли названия Нухул и Нилус. Уже Геродот считал, что исток Нила находится на далеком западе.[21] В результате исследований гор Атласа, проведенных нумидийским царем Юбой II, ошибочно предположили, что исток Нила находится в горах Атласа, и это убеждение сохранилось до позднего средневековья. Существовала и другая версия, согласно которой Нилу приписывалось второе устье на Западном океане (см. гл. 11).


 Рис. 2. Наскальный рисунок, изображающий крокодила (обнаружен проф. Фробениусом).

Рис. 2. Наскальный рисунок, изображающий крокодила (обнаружен проф. Фробениусом).


В средние века поддержанию этих заблуждений в значительной степени способствовали арабы, которые со времени Идриси хорошо знали реку Нигер и считали ее "негритянским Нилом".[22] Реки Нил, Нигер, Сенегал и Уэд-Гир некогда считались связанными друг с другом или сообщающимися посредством подземных русел. Итак, можно окончательно отказаться от взгляда, что будто подлинный Нигер был известен античному миру. До арабов никто не достигал Нигера - ни насамоны, ни какие-либо другие путешественники.
Экспедицию насамонов можно, вероятно, приурочить к началу V в. до н. э. Классический труд Геродота был в основном завершен в 445 г. К этому периоду и дальние странствия "отца истории", во время которых он собирал свои сведения, относились уже к прошлому. Царь аммониев Етеарх, которого Геродот упоминает как очевидца, вероятно, был его современником и рассказал об этом событии недавнего прошлого киренцам. Последние же в свою очередь передали сообщение царя Геродоту.
Следует отметить, что сведения об этом событии имелись, вероятно, уже около 475 г. до н. э. Именно в этом году была создана Эсхилом его величавая трагедия о Прометее. Источником для приведенных выше стихов из этой трагедии могло быть не что иное, как сообщение Геродота. Правда, слова о "народе черном", живущем на "Эфиоп-реке", нельзя еще считать достоверным доказательством. Но его связь с "солнечными ключами" едва ли допускает другое толкование. Ибо солнечные ключи находились в Оазисе Юпитера Аммона,[23] то есть как раз там, откуда весть о приключении молодых насамонов впервые проникла в цивилизованный мир. Учитывая все обстоятельства, можно сделать только один вывод: еще до 475 г. до н. э. известие о приключениях молодых насамонов дошло до Древней Греции, и о нем узнал Эсхил, который затем сопоставил народы, живущие на краю мира, - аримаспов у "златоносного Плутонова потока" (см. гл. 10, стр. 91) и "народ черный у Эфиоп-реки". Если такая гипотеза верна (а другой возможности истолковать это место из Эсхила автор не видит), то экспедиция насамонов, очевидно, была предпринята значительно раньше 475 г. до н. э., предположительно в начале V в. до н. э.


[1]  Сиртис (Большой Сирт, или Сидра) — залив на северном побережье Африки. — Прим. ред.
[2]  Геродот, II, 32 — 33.
[3]  Эсхил, Прометей, строки 809 — 811, Трагедии, М., 1937.
[4]  Aristoteles, Meteorologia, Ι, 13, 21. [«Метеорология» Аристотеля на русский язык не переведена. — Ред.]
[5]  Plin., Ν. Η., 10, 51; 8, 44. [См. Μ. С. Боднарский, Античная география, стр. 254, 255. — Ред.]
[6]  Помпоний Μела, III, 96. [См. М. С. Боднарский, указ. соч., стр. 236. — Ред.]
[7]  Orosius, I, 2. [Орозий из Тарракона написал свой труд «История против язычников» вскоре после разорения Рима готами в 410 г. См. Дж. О. Томсон, указ. соч., стр. 512 — 513. — Ред.]
[8]  Avienus, Descriptio orbis terrae. См. С. Μuller, Geographi graeci minores, Paris, 1861, v. II, p. 186.
[9]  Εdrisi, Clima I, pars 4.
[10]  Авгилы — современный оазис Джало. — Прим. ред.
[11]  A. L. Ηееrеn, op. cit., В. I, S. 152.
[12]  Гизингер пишет: «Темное, далекое известие о верхнем течении Нигера». См. Pauly-Wissоwa, Real-Encyclopadie der klassischen Altertumswis-senschaft, Suppl. IV, S. 571.
[13]  Brockhaus, Konversationlexicon, B. 13, S. 414.
[14]  H. Treidler, Herodots Reisen und Forschungen in Afrika, Leipzig, 1926, S. 101.
[15]  Ibidem, S. 101.
[16]  А. Вrеhm, Tierleben, Leipzig, 1878, В. VII, S. 155.
[17]  Павсаний, Описание Эллады, I, 33, 6.
[18]  Геродот, IV, 192.
[19]  Изображения эти были любезно предоставлены автору Фробениусом (см. рис. 3).
[20]  Статья А. Германа. См. «Geographische Zeitschrift», 1913, S. 771.
[21]  Геродот, II, 33.
[22]  Εdrisi, ed. Hartmann, Gottingen, 1796, S. 50.
[23]  Геродот, IV, 181. Борхардт считает более правильным отнести «солнечные ключи» к оазису Дахле. См. «Zeitschrift der Berliner Gesellschaft fur Erdkunde», 1927, S. 201. Автор не видит в этом необходимости. Во всяком случае, известностью пользовался всегда лишь оазис Сива. Впрочем, в данной связи несущественно, какой оазис нужно иметь в виду — Дахле или Сиву.