Глава 8. Открытие области верхнего Нила египетскими перебежчиками (около 650 г. до н. э.)

Идя дальше от этого города (Мероэ), мы спустя такое же время, пятьдесят шесть дней, в какое от Элефантины[1] дошли до метрополии эфиопов, приходим к "Перебежчикам". Перебежчики эти называются "Асмах" - египетское слово, по-эллински означающее "стоящие по левую руку царя". Это были египетские военные люди, в числе двухсот сорока тысяч отложившиеся от египтян и перешедшие к эфиопам по следующей причине: при царе Псамметихе они составляли в городе Элефантине гарнизон против эфиопов... Египтяне прослужили было три года в гарнизоне, и никто не сменял их, тогда они обсудили свое положение, по общему решению отложились от Псамметиха и перешли в Эфиопию... Затем они пришли в Эфиопию и передались во власть эфиопскому царю, а тот наградил их так: некоторые из эфиопов были с царем во вражде, он предоставил египтянам изгнать их, а землю заселить самим. С переселением египтян к эфиопам эти последние стали более благодушны, усвоив себе египетские нравы. Итак, Нил известен, сверх своего течения в Египте, на четыре месяца пути, отчасти водного, отчасти по суше; столько именно месяцев получится, если сложить все дни пути от Элефантины до "Перебежчиков".[2]

* * *

Аристокреон упоминает город Толле, лежащий на расстоянии 5 дней пути от Мероэ, и другой - на 12 дней пути дальше, под названием Эзар, населенный египтянами, бежавшими от Псамметиха. Когда он писал, еще 300 человек из них жило там. Напротив, на аравийской стороне, они населяли город Дарон. Однако Бион называет город Эзар - Сапе и считает уже это название признаком того, что здесь живут пришельцы. Их столица Самбобитаи расположена на острове, третья - Синат - в Аравии... Бион, однако, называет еще другие города на островах и указывает, что расстояние от Самбобитаи до Мероэ составляет 20 дней пути.[3]

* * *

В XVI в. до н. э. господство египетских фараонов распространялось на юге страны до "острова Мероэ", области двуречья между Голубым Нилом и Атбарой.[4] После периода могущества Египетской державы с XVI по XIII в. до н. э. начинается заметный упадок, и временами страна оказывалась даже в зависимости от Эфиопии: XXV династия (712 - 663 гг. до н. э.) была эфиопского происхождения! Около 670 г. до н. э. ассирийцы начали завоевывать Египет, вытесняя эфиопов, войска которых временами доходили даже до Нижнего Египта, и отражая их повторные попытки вторжения. Однако в 663 г. большая часть ассирийских войск была выведена из Египта для усмирения волнений в собственной стране. Этим воспользовался Псамметих - номарх города Саиса, чтобы поднять восстание против чужестранного господства. Завоевав свободу для Египта, Псамметих стал фараоном.
Псамметих I (663 - 609 гг. до н. э.) был энергичным и деятельным властелином, но своим покровительством иноземным, особенно греческим, наемникам вызвал недовольство египетской военной касты.[5] Пограничные войска, расположенные в Элефантине, численностью якобы в 240 тыс. человек, восстали, покинули страну и отправились вверх по течению Нила в Судан, где и обосновались, смешавшись с местным населением. Египетские воины перенесли туда культуру и обычаи своей страны, чем способствовали проявившемуся позднее стремлению Египта распространить свое влияние на Эфиопию и юг Красного моря.
Вопрос о месте обитания и деятельности переселенцев остается спорным и вряд ли может быть точно разрешен. По предположению Маннерта,[6] переселенцы, двигаясь вверх по Голубому Нилу, достигли Эфиопии и, возможно, даже стали основателями царства аксумитов.[7] Этот взгляд был поддержан рядом других ученых XIX в., и среди них осторожным Кипертом.[8] Однако Дильман, особенно основательно изучавший возникновение царства аксумитов, исключает такую возможность. Он считает, что эти наемники не ушли далеко от острова Мероэ и поселились где-то между Голубым Нилом и Атбарой.[9] Во всяком случае, подчеркивает Дильман, "об Эфиопии не может быть и речи".[10]
Переселенцев назвали "себритаями" (перебежчиками). Их столица Самбобитаи, расположенная на расстоянии 20 дней пути за Мероэ, названа якобы именем перебежчиков и, возможно, даже ими основана. Однако географические названия неясны, а указания Плиния представляются несколько путаными. Особенно трудно поверить его сообщению, что некоторые из этих поселений находились на аравийской земле.[11] Рассматривая сообщения Плиния, часто неясные и противоречивые, следует помнить слова исследователя Урлихса, специально занимавшегося изучением текстов этого древнего писателя[12]:

"Для успеха его труда ему не хватало двух необходимых качеств: основательного знания предмета и острой критичности. Он прежде всего смотрел, что сказано по данному поводу в книгах, и часто этим ограничивался".

Если в источнике говорится, что столица себритаев находилась на острове, это еще не дает ни малейшего основания думать, что то был настоящий остров, который когда-то надеялись найти на озере Тана в Эфиопии. В древности едва ли проводили различие между островом и полуостровом. Мероэ тоже считался "островом", хотя речь шла о похожем на полуостров участке суши между двумя реками. Несомненно, можно допустить, как и предполагает Дильман, что "остров", на котором была расположена столица Самбобитаи, в действительности представляет собой участок суши между двумя реками - Атбарой и Голубым Нилом.


[1]  Элефантина — остров на Ниле вблизи Асуана (древней Сиены). — Прим. ред.
[2]  Геродот, II, 30 — 31.
[3]  Ρ1in., Ν. Η., VI, 191.
[4]  По новейшим данным, в XVI в. до н. э. власть египетских фараонов простиралась не до острова Мероэ, а только до 4-го нильского порога. — Прим. ред.
[5]  О политике Псамметиха I см. В. И. Авдиев, История Древнего Востока, 1953, стр. 505 — 507. — Прим. ред.
[6]  К. Mannert, Geographie der Griechen und Romer, Nurnberg — Leipzig, 1795 — 1825, В. X, 1, S. 105.
[7]  О царстве аксумитов, или «Аксумском царстве», см. Б. Α. Τураев, История Древнего Востока, 1935, т. II, стр. 246 — 250. Аксум находился на северо-восточных склонах Абиссинского нагорья, у 15° с. ш. — Прим. ред.
[8]  Н. Kiepert, Alte Geographie, Berlin, 1878, S. 208.
[9]  A. Dillmann, Uber die Anfange des Axumitischen Reiches, «Abhandlungen der Koniglichen Preussischen Akademie der Wissenschaften, philologisch-historische Klasse, 1878», Berlin, 1879, S. 177.
[10]  Ibidem, S. 186, 187.
[11]  В этом нет ничего странного, так как древние греки и римляне проводили границу между Ливией (то есть Африкой) и Азией по долине Нила, вследствие чего часть Африканского материка, лежащая к востоку от Нила, относилась к азиатской области Аравии, прорезаемой с юга на север Красным морем. Отголоском этого древнего представления является название «Аравийская пустыня». Мы называем так не пустыни Аравийского полуострова, а пустыню, лежащую между Красным морем и Нилом в Африке. — Прим. ред.
[12]  L. Urliens, Chrestomathia Pliniana, Berlin, 1857, В. XIX.