Введение

О путешествиях в неведомые земли на заре истории мы узнаем, естественно, лишь тогда и только там, где важные события сохранились для последующих поколений в изображениях или письменах, будь то в виде высеченных на камне надписей и других свидетельств или записей, сделанных поэтами и учеными, владевшими искусством письма. Впрочем, само собой разумеется, что как добровольные, так и вынужденные путешествия совершались уже задолго до этого времени, возможно на заре человеческой истории.
Даже на самых низших ступенях культуры существовала известная, весьма ограниченная потребность в обмене, а следовательно, и в торговле, преимущественно для получения необходимых минералов: камня, хорошо поддающегося обработке и пригодного для изготовления орудий труда и оружия (особенно кремния, ограниченная "торговля" которым велась еще за 12 тыс: лет до н. э.). Торговали также солью, раковинами и всевозможными украшениями. Около 4 тыс. раковин моллюска Columhella rustica, встречающегося только в Средиземном море, было обнаружено в качестве украшений погребенных женщин в захоронениях среднекаменного века, относящихся к 7000 - 3000 гг. до н. э., в Офнетских пещерах вблизи города Нёрдлингена.[1]
Раковины каури[2] из Индийского океана были найдены в захоронениях, отнесенных ко времени после 1000 г. до н. э., на южном побережье Балтийского моря и т. д.
Позднее потребность в металлах, преимущественно в меди, бронзе, олове, железе, золоте и серебре, вызвала торговый обмен, порой поражающий дальностью охватываемого им расстояния. Орудия труда, оружие, украшения, гончарные изделия, сосуды, различные предметы обихода оживляли эти связи. Даже самые отсталые племена не могли устоять против соблазна иметь эти удивительные и оказавшиеся такими полезными товары. Тем самым они инстинктивно, по мере своих возможностей, способствовали развитию торговли.
Но торговля предполагает наличие хотя бы временного мирного контакта с соседними странами и, следовательно, вынуждает к изучению чужих земель и людей.
Чудесная молодая наука археология, о которой до конца XIX в. история культуры, признававшая лишь литературные источники, ничего не знала, поразительно расширила наши знания о прошлом. Она позволила нам заглянуть в эпохи, считавшиеся навсегда погруженными во мрак забвения, эпохи, о которых ничего не рассказывает ни одна народная легенда.
Теперь мы знаем, что люди замечательной галльштатской культуры,[3] обитавшие в 1000 - 500 гг. до н. э. в современном Зальцкаммергуте, пользовались благодаря богатым месторождениям соли значительным благосостоянием, которое в течение столетий не нарушалось войнами. Это позволяло им путем обмена получать как янтарь с севера, так и слоновую кость с юга. Эти материалы сочетались в прекрасных украшениях или рукоятках мечей.
В настоящее время уже установлен ряд интересных фактов. Так, у жителей свайных построек той же эпохи творения трудолюбивых этрусских мастеров встречались с великолепными бронзовыми изделиями скандинавского происхождения. Вскоре после 2000 г. до н. э. янтарь с южных берегов Балтийского моря и камень из Финляндии проникли в область распространения фатьяновской культуры (вблизи станции Уткино, на нынешней линии железной дороги Вологда - Ярославль).[4] В бронзовом веке около 1000 г. до н. э. на востоке современной территории СССР торговые связи простирались от центра, расположенного у впадения Камы в Волгу, на запад - до озера Меларен, на восток - до района Томска и на юг - до богатого металлическими рудами Кавказа.
На Кубани развилась другая чрезвычайно высокая культура, подобная галльштатской.[5]
Все эти и многие другие открытия последних десятилетий показывают, каких поразительных размеров достигали перевозки на дальние расстояния у доисторических народов.
Ни одна песня, ни один героический эпос ничего не рассказывают нам об этом. Но ничто чудеснее не подтверждает слова Иисуса "где молчат люди, заговорят камни", чем такие открытия при исследовании доисторического общества.
На протяжении тысячелетий никто не ощущал потребности описать для грядущих поколений успехи торговли с дальними странами как достопамятные дела. Менее всего к этому стремились сами купцы, которые на несколько более высоких ступенях развития культуры в погоне за наживой довольно рано разъезжали по чужим странам. Впрочем, и на протяжении значительной части исторического периода они почти всегда оставались людьми необразованными, нисколько не интересовавшимися наукой, людьми, "которые не в состоянии дать описание местностей".[6]
Даже самые примитивные народы, видимо, понимали благодатность мирной торговли, и поэтому с древнейших времен чужеземный купец всегда считался лицом священным и неприкосновенным. Он находился под благосклонной защитой богов, как и особенно важные торговые пути, подобные используемой с 2500 г. до н. э. "янтарной дороге", идущей от нижней Эльбы через Бреннерский перевал к Адриатике. Этот путь почитался всеми живущими поблизости племенами как "Священная дорога".[7]
Следовательно, уже на заре развития человеческой культуры как на суше, так и на море совершались географические открытия, которые и в исторической перспективе остаются великими деяниями.
Египтяне уже в дни I династии, то есть примерно в V тысячелетии до н. э. (по расчетам Борхардта), плавали на своих судах от устья Нила в богатый кедром Ливан за корабельным лесом. Немного позднее начались плавания египтян по Красному морю в южную страну благовоний - Пунт (см. гл. 1). Сухопутные экспедиции на Синайский полуостров для разработки месторождений меди совершались в IV тысячелетии до н. э. как египтянами, так и вавилонянами.
В начале того же тысячелетия особая горная порода - липарит - попала с Липарских островов, единственного места, где она распространена, через море в Египет и там нашла себе применение. Несколько позже на Мальту пришел с материка неизвестный народ с высокой культурой, создавший на этом острове великолепные строения, следы которых сохранились до наших дней.
В начале III тысячелетия на Крите начался блестящий расцвет "минойской" культуры. Оттуда задолго до 2000 г. до н. э. велась торговля с Египтом, Троей и Испанией, а около 1700 г. до н. э. торговые связи простирались уже до Южной Англии.[8]
Как устанавливались все эти торговые связи? Какие путешествия для открытия новых земель приходилось для этого предпринимать? Сколько разнообразных испытаний и приключений, какое тщательное обдумывание и подготовка, какое дерзание и стремление в неведомые дали должны были предшествовать таким деяниям!
Около 2000 г. до н. э. довольно тесные культурные связи установились между Пиренейским полуостровом и Ирландией. Британское олово попадает на Пиренейский полуостров и становится там основой для выплавки бронзы, искусство изготовления которой превращается в достояние всего Средиземноморья. Лишь немногим позднее ирландское золото стали привозить по морю в Скандинавию и Германию.
Какое бесчисленное множество попыток установить транспортные связи нужно было предпринять, чтобы открыть путь такой внушительной торговле! Сколько для этого потребовалось могучей воли к развитию торговли, упорных поисков малых и больших барышей при товарообмене, разведывательных путешествий, отважной жажды приключений, дерзкой предприимчивости. И все это задолго до Троянской войны, которая когда-то в гуманитарных науках считалась началом мировой истории.[9] От некогда "придуманного варварства доклассической эпохи" (Бругш) наша современная наука почти ничего не оставила.
Только около 1500 г. до н. э. появляются первые туманные сообщения, повествующие о преднамеренных и невольных путешествиях в неведомые страны. Спустя 500 лет возникают легенды о приключениях Геракла, Одиссея и аргонавтов, предпринимавших свои странствия отчасти для грабежа и торговли, отчасти поневоле, но отнюдь не из стремления к географическим исследованиям.
Расцвеченные всякого рода чудесами и сказками, преображенные зачастую до неузнаваемости, предстают перед нами первые литературные сообщения, содержащие некоторые крупицы сведений но истории торговли.[10] Так, например, в сказании о странствиях аргонавтов содержатся явные отголоски плавания в богатую золотом кавказскую страну (см. гл. 3).
Как только становилось известно, из каких примерно стран поступают особо ценившиеся и самые дорогие товары, так для купцов, естественно, возникал великий соблазн по возможности самим посетить эти края, чтобы избежать удорожающего посредничества. Они решались на большой риск, предпринимая торговое путешествие, которое в случае удачи обеспечило бы им благосостояние до конца жизни. Весьма показательно, что из первых пяти рассматриваемых ниже разведывательных и торговых путешествий три были предприняты, чтобы раздобыть золото, благовония, мирру и другие ценные тропические товары.
Исследования, которым посвящена эта книга, убеждают нас в том, что самые замечательные открытия, как правило, совершались благодаря особенно ценным товарам, доставлявшимся в Средиземноморье со всех направлений розы ветров, и часто от границ Ойкумены.[11] Золото поступало преимущественно с юга и северо-востока, янтарь - с севера, олово - с северо-запада, бронза и серебро - с запада, благовония и слоновая кость - с юга, пряности и драгоценные камни - с юго-востока и шелк (несколько позднее) - с востока.
Исследования доисторических захоронений и находок позволяют нам правильно понять исторические связи (см. гл. 10 и 19), но, естественно, многие загадки остаются неразрешенными. При каких обстоятельствах, скажем, произошли самые ранние открытия северного побережья Черного моря, обоих Сиртов, Гибралтарского пролива, Северной Адриатики, Альп, Рейна и многих других областей земного шара, остается совершенно неизвестным.
В дальнейшем нами рассматриваются лишь достоверные, хотя отчасти расцвеченные вымыслом путешествия, которые либо преследовали чисто исследовательские цели, либо сочетались с торговыми предприятиями, посольствами и военными походами, либо были совершены сбившимися с пути мореплавателями, сделавшими случайные открытия. Все они способствовали обогащению географических знаний своей эпохи.


[1]  K. Scbuchhardt, Vorgeschichte von Deutschland, Munchen — Berlin, 1928, S. 30.
[2]  Каури — брюхоногий моллюск (Cypreae moneta), широко распространенный в Индийском и Тихом океанах. Красивые раковины каури долго служили разменной монетой у народов Восточной Африки, Судана, а также Китая. — Прим. ред.
[3]  Галльштатская культура — материальная культура Западной Европы, получившая наименование от могильника, обнаруженного около города Галльштат (Хальштатт) в Зальцкаммергуте. Могильник этот датируют началом железного века. Следы галльштатской культуры, сохранившиеся в Австрии и Югославии, датируются X — V вв. до н. э. — Прим. ред.
[4]  Фатьяновская культура Восточной Европы получила название от деревни Фатьяново Ярославской области, где в 1873 г. между станцией Уткино и разъездом Пучковским в долине речки Соньги был обнаружен, а затем исследован могильник бронзового века. Позднее открытие подобных могильников позволило определить территорию распространения этой культуры, а сами могильники разделить на три группы: вокруг Ярославля, вокруг Москвы и в Чувашии. См. А. А. Монгайт, Археология в СССР, АН СССР, 1955, стр. 134 — 137; О. А. Кривцова-Гракова, Хронология памятников фатьяновской культуры, «Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры», 1947, вып. XVI, стр. 22 — 27. — Прим. ред.
[5]  Имеется в виду предкавказская культура бронзового века. К ней относят курганы в Майкопе, в станице Новослободской, вблизи Нальчика и в более восточных районах, до Кабарды и Осетии включительно. См. А. В. Арциховский, Основы археологии, М., 1954, стр. 92 — 95; А. А. Иессен, К хронологии «больших кубанских курганов», «Советская археология», 1950, вып. XII, стр. 157 — 200. — Прим. ред.
[6]  Страбон, География в семнадцати книгах, М., 1879, XV, 1, § 4.
[7]  Рsеudо-Аristоtеlеs, De mirabilibus auscultationibus, cap. 86a, 111. [Цитируемый автором труд «О чудесных слухах» приписывается древнегреческому философу Аристотелю (384 — 322 гг. до н. э.). — Ред.]
[8]  О «минойской», или критской, культуре см. В. С. Сергеев, История Древней Греции, 1948, гл. 3 и библиография на стр. 501; С. Я. Лурье, Язык и культура микенской Греции, М. — Л., 1957. — Прим. ред.
[9]  Обычно окончание Троянской войны, воспетой Гомером в поэме «Илиада», датируется началом XII в, до н. э. — Прим. ред.
[10]  R. Неnnig, Das vorund fruhgeschichtliche Altertum in seinen Kultur und Handelsbeziehungen, Кар. 7; Hinweise auf Fruhhandelsverkehr in altgricchischen Sagen, Reclams Universal Bibliothek, Leipzig, 1942, No 7494 — 7496, S. 115 (и след.).
[11]  Ойкумена — населенная, обитаемая суша, которая, по представлению древних греков, была большим островом, омываемым океаном. — Прим ред.