9. ЭТИКА

273. Зол. изр. I. Если кто-нибудь с умом станет внимать этим моим изречениям, то он совершит много дел, достойных прекрасного мужа, и избегнет многого дурного.
274. Епифаний adv. haer. III 2, 9. Он, [Демокрит], сказал, что есть единая цель у всего и что "хорошее расположение дух а" есть самое лучшее, печали же являются границами дурного.
275. Плутарх de tranq. an. 2 p. 465 С. Итак, сказав, что тот, кто хочет быть в хорошем расположении духа, должен (следует цитата), он прежде всего устанавливает, [в чем заключается] дорогое для нас хорошее расположение духа, покупаемое досугом.
Стобей IV 39, 25 II. "Желающий быть в хорошем расположении духа не должен браться за много дел ни в своей частной жизни, ни в общественной, и, что бы ни делал, он не должен стремиться [делать] свыше своих сил и своей природы. Но, даже если счастье благоприятствует и, по-видимому, возносит па большую высоту, должно предусмотрительно отстраниться и не касаться того, что сверх силы. Ибо надлежащий достаток надежнее, чем избыток".
Сенека de tranqu. an. 13,1. Полагаю, что, следуя этому, Демокрит начал так: "Кто хочет спокойно жить, тот пусть не делает много ни для себя лично, ни для пользы общества" de ira 3, 6, 3. Будет полезным для нас приветствовать то предписание Демокрита, в котором рекомендуется спокойствие, [которого достигнем], если не станем делать ни для себя лично, ни для государства многого или превышающего паши силы.
276. Климент Strom. 130. Но и абдеритские [философы] учат, что цель существует. Демокрит в сочинении "О цели" [считает целью жизни] хорошее расположение духа, которое оп называет также [душевным] благосостоянием. И часто он прибавляет: "Ведь удовольствие и неудовольствие образуют границу между полезным и вредным". Эта цель лежит перед жизнью людей как молодых, так и старых. Гекатей же [считает целью жизни] автаркию (самоудовлетворенность) (60 А 4), Аполлодор Кизикенский - радость души (61 А 1) и Павсифан - неустрашимость (62 В 3). Последняя, по его словам, называется у Демокрита "незнанием страха". В это же сочинение Демокрита входили, может быть, фрагменты В 170, 171, 175, 191, 194, 235, 285, 286.
277. Цицерон de fin. V 8, 23. Спокойствие духа Демокрита, которое есть как бы мир душевный, то, что он назвал "хорошим расположением духа", должно отличать от того, о чем говорилось в вышеприведенном рассуждении, так как это душевный мир есть сама счастливая жизнь. 29, 87. Демокрит, который, как говорят (правда это или ложь, мы исследовать не собираемся), ослепил себя, разумеется, с тою целью, чтобы как можно менее душа отвлекалась от размышлений, пренебрег унаследованным от отца имением, оставил невозделанными [свои] поля, чего другого искал он, как не счастливой жизни? Если даже ее он полагал в познании вещей, однако он желал, чтобы следствием этого исследования природы было для него хорошее настроение духа. Поэтому высшее благо он называет "хорошим расположением духа" и часто [также] "неустрашимостью", т. е. состоянием души, свободным от страха (88). Но хотя это, [то, что он говорит], превосходно, однако еще не вполне закончено; ибо немного было сказано им о добродетели, да и то, [что было сказано], не было объяснено.
278. Диоген Л. IX 45. [Демокрит]: Цель жизни- "хорошее расположение духа" (эвтюмия), которое не тождественно с удовольствием, как некоторые, не поняв как следует, истолковали, но такое состояние, при котором душа живет безмятежно и спокойно, не возмущаемая никаким страхом, ни боязнью демонов, ни какой-либо другой страстью.
279. Стобей III 1, 46 (Д 188). Граница между полезным и вредным есть удовольствие и неудовольствие.
280. Зол. изр. 39. Отказывайся от всякого удовольствия, которое не полезно.
Стобей III 5, 22. Не всякое удовольствие должно принимать, но лишь связанное с прекрасным.
- III 3, 46. Великие удовольствия получаются от созерцания прекрасных произведений.
Зол. изр. 79. Постоянно размышлять о чем-нибудь прекрасном есть дело божественного ума.
281. Плутарх quaest. conv. IV, 2, 4 p. 665. Огонь молний удивителен по величайшей чистоте и тонкости, и он весь имеет рождение прямо из чистой и святой субстанции; если что-нибудь смешается с ним влажное или землеподобное, то вследствие быстроты его движения [эта примесь] сбрасывается и очищается. "То, что не Зевсом ниспослано, как говорит Демокрит, не хранит чистого сияния небесного".
282. Стобей IV 34, 65. Должно знать, что жизнь человеческая и ничтожна и кратковременна, и что она сопряжена с многочисленными бедствиями и затруднениями, и потому нужно заботиться только об умеренном приобретении материальных средств и главные усилия направить на действительно необходимое.
283. Зол. изр. 34. Для всех людей одно и то же благо и одна и та же истина. Приятно же одному одно, другому- другое.
284. Стобей II 7, 3. Счастье и несчастье-в душе.
285. II 7, 3. Счастье обитает не в стадах и не в золоте. Душа-местожительство этого демона.
286. Зол. изр. 6. Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость.
287. Зол. изр. З. Предпочитающий душевные блага избирает божественную часть. Предпочитающий же блага телесного сосуда избирает человеческое.
288. Стобей III 1, 47. Самое лучшее для человека проводить жизнь в наивозможно более радостном расположении духа и в наивозможно меньшей печали. А это может быть достигнуто, если делать свои удовольствия не зависящими от преходящих вещей.
289. - II 9, 3. Тот, у кого хорошее состояние духа, всегда стремится к справедливым и законным делам, и поэтому он и наяву и во сне бывает радостен, здоров и беззаботен· А тот, кто не соблюдает справедливости и не исполняет своих обязанностей, тому причиняет неудовольствие воспоминание о собственных дурных поступках, и он находится в состоянии [постоянного] страха и самоосуждения.
290. Зол. изр. 23. Благородство домашнего скота состоит в хорошем качестве их тел, благородство же людей- в хорошем направлении их характера.
291. Зол. изр. 71. Телесная красота человека есть нечто скотоподобное, если под ней не скрывается ум.
292. Зол. изр. 26. У кого характер упорядочен, у тех и жизнь благоустроена.
293. Порфирий de abst. IV 21. Жить дурно, неразумно, невоздержно и нечестиво - значит, говорил Демокрит, не плохо жить, но медленно умирать.
294. Стобей IV 40, 21. Подобно тому как бывает болезнь тела, бывает также болезнь дома и образа жизни человека.
295. Зол. изр. 49. Причина ошибки-незнание лучшего.
296. Зол. изр. 36. Несвоевременные удовольствия порождают неудовольствия.
297. Зол. изр. 75. Ищущим блага оно достается с трудом, зло же приходит само и без искания.
298. Стобей II 9, 4. Боги дают людям все доброе как в древние времена, так и теперь. Напротив, всего того, что дурно, вредно и бесполезно, ни раньше, ни теперь боги не давали и не дают людям, но люди сами впадают в это вследствие слепоты ума и безрассудства.
299. - III 10, 65. В чем [действительно] нуждается [наше] тело, то для всех легко, без особого труда и усилия достижимо. Все же то, что требует труда и [большого] напряжения и добывание чего отравляет [нашу] жизнь, то телу не нужно, во есть предмет стремлений извращенной мысли.
300. - III 17, 25. "Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего он не имеет, но радуется тому, что имеет".
301. - II 9,1. Демокрита: от чего мы получаем добро, от того же самого мы можем получить и зло, а также средство избежать зла. Так, например, глубокая вода полезна во многих отношениях, но, с другой стороны, она вредна, так как есть опасность утонуть в ней. Вместе с тем найдено средство, [избегнуть этой опасности]-обучение плаванию.
302. - II 9, 2. Его же. У людей зло вырастает из добра, когда не умеют управлять и надлежащим образом пользоваться добром. Неправильно было бы подобные [вещи] относить к числу зол, но [должно] считать их благами. Добром можно пользоваться, если кто захочет, во зло.
303. Зол. изр. 27. Быть хорошим [человеком]-значит не [только] не делать несправедливости, но и не желать [этого].
304. Зол. изр. 33. Честный и бесчестный человек познаются пе только из того, что они делают, но и из того, чего они желают.
305. Стобей II 31, 59. Его же: "Лучшим с точки зрения добродетели будет тот, кто побуждается к ней внутренним влечением и словесным убеждением, чем тот, кто [побуждается к ней] законом и силою. Ибо тот, кого удерживает от несправедливого [поступка] закон, способен тайно грешить, а тому, кто приводится к исполнению долга силою убеждения, не свойственно ни тайно, ни явно совершать что-нибудь преступное. Поэтому-то всякий, кто поступает правильно, с разумением и с сознанием, тот вместе с тем бывает мужественным и прямолинейным".
306 Стобей II 7,3 i р. 52, 13 W (из Ария Дидима). Демокрит и Платон одинаково полагают счастье в душе. Первый пишет следующее (следуют фрагменты, приведенные у нас в § 284 и 285). Счастье же он называет "хоpoшим расположением духа, благосостоянием, гармонией, симметрией и невозмутимостью" [духа]. Возникает же оно, [счастье], из [правильного] разграничения и различения удовольствий, и оно есть самое прекрасное и самое полезное для людей.
307. Страбон 1 р. 61. Они прибавляют и перемены, [происходящие] от перемещения, желая еще более привить нам отсутствие всякого удивления, каковое свойство прославляют Демокрит и все прочие философы.
308. Зол. изр. 50. Делающий постыдное должен прежде всего стыдиться самого себя.
309. Стобей III 31, 7. Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других.
310. - IV 5, 46. Должно стыдиться самого себя столько же, как и других людей, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя, и в каждой душе должен быть начертан закон: "Не делай ничего непристойного".
311. Зол. изр. 62. Истинный благодетель не тот, кто имеет в виду отплату, а тот, кто хочет делать добро.
312. Плутарх de prof, in virt. 10 p. 81. В. У мудрого дух привыкает черпать наслаждения из самого себя.
313. Стобей III, 7, 21. Мужество делает ничтожными удары судьбы.
314. - III, 7, 25. Мужествен не только тот, кто побеждает врагов, но и тот, кто господствует над своими удовольствиями. Некоторые же царствуют над городами и в то же время являются рабами женщины.
315. - 111, 7, 74. Не знающая пустого страха невозмутимая мудрость стоит всего прочего. Она заслуживает наибольшего уважения.
316. - III, 20, 56. Трудно бороться со своим сердцем; однако рассудительному мужу свойственно его побеждать.
317. Зол. изр. 7. Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков.
318. Зол. изр. 8. Быть верным долгу в несчастье- великое дело.
319. Стобей IV 2, 14. Справедливость есть исполнение долга, несправедливость - неделание того, что должно, уклонение [от выполнения своих обязанностей].
320. Зол. изр. 4. Должно препятствовать совершению несправедливого поступка. Если же мы этого не в состоянии сделать, то по крайней мере мы должны не содействовать несправедливому поступку.
321. Зол. изр. 11. Совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего.
322. Зол. изр. 16. Доступный подкупу никогда не может быть справедливым.
323. Зол. изр. 38. Только та любовь справедлива, которая стремится к прекрасному, не причиняя обид.
324. Зол. изр. 55. Враг не тот, кто наносит обиду, но тот, кто делает это преднамеренно.
325. Стобей III 3, 43. Уменье уберечься от угрожающей несправедливости есть признак ума, нежелание же отплатить за причиненную обиду есть признак бесчувственности.
326. - III 7, 31. Венец справедливости есть смелость духа и неустрашимость мысли, предел же несправедливости-в страхе перед угрожающим несчастьем.
327. - III 9, 30. Только те любезны богам, которым ненавистна несправедливость.
328. - IV, 5, 43. Должно заступаться за тех, которые несправедливо страдают, и не позволять обижать кого бы то ни было. Ибо так поступать-справедливо и хорошо, не делать же этого-несправедливо и дурно.
329. - IV 5, 45. Наиболее содействует делу справедливости и добродетели тот, кто отдает наибольшие почести самым достойным.
330. Епифаний adv. haer. III 2, 9. [Абдеритянин Демокрит сказал]: То, что считается справедливым, не есть справедливое; несправедливо же то, что противно природе.
331. Плутарх fragm. de libid. et aegr. 2. Кажется, с древних времен существует тяжба у тела с душой но поводу страстей. И Демокрит, возводя к душе причину бедствия, говорит:
"Если бы тело обвинило душу во всех тех страданиях, которые оно получило в течение жизни, и [во] всех бедствиях, которые оно претерпело, и ему самому [Демокриту] по воле судьбы пришлось бы выступить в этой тяжбе, то он охотно осудил бы душу за то, что она погубила тело отчасти своим небрежным к нему отношением и расслабила его пьянством, отчасти же испортила его и привела к гибели своей чрезмерной любовью к наслаждениям, подобно тому как в случае, если какой-нибудь инструмент или сосуд находится в плохом состоянии, он обвинил бы того, кто, пользуясь им, небрежно с ним обращался".
Срв. de sanit. praec. 24 p. 135 Ε. Тем, которые оскорбляют других или завидуют им, или стремятся к первенству, или следуют бесплодными пустым мнениям, вот по чьему главным образом адресу, полагаю я, сказал Демокрит, что если бы тело начало тяжбу с душой относительно своей порчи, то душа не отделалась бы счастливо от обвинения.
332. Стобей III 1. 27. Людям следует больше заботиться о душе, чем о теле, ибо совершенство души исправляет недостатки тела, телесная же сила без рассудка нисколько не улучшает душу. (= Зол. изр. 2.)
333. Стобей III 1, 210. "Ибо у людей хорошее расположение духа возникает от умеренности в наслаждении и гармонической жизни. Недостаток же и излишество обыкновенно переходят друг в друга и причиняют душе сильные потрясения. А те души, движения которых совершают колебание между большими противоположностями, не суть ни спокойны, ни радостно настроены. Поэтому должно направлять свои помыслы на возможное и довольствоваться тем, что есть, не думая о тех, кому люди завидуют и удивляются, и не обращать на них внимания. Напротив, обращать внимание должно на тех, кто ведет бедственную жизнь, и должно ярко представлять себе те бедствия, которые они претерпевают, для того чтобы твое нынешнее положение и состояние казались тебе значительными и достойными зависти и чтобы более не приходилось твоей душе страдать из-за желания иметь большее. Ибо тот, кто завидует богатым, которых считают счастливыми прочие люди, и кто постоянно в своих мыслях с ними, тот вынуждается всегда предпринимать что-нибудь новое и [в конце концов] направить свою страсть на какое- нибудь ужасное, противозаконное дело. Поэтому-то должно одних [вещей] не домогаться, другими же довольствоваться, сравнивая свою собственную жизнь с [жизнью] хуже живущих, и считать себя счастливым, обращая внимание на то, что последним приходится терпеть и насколько тебе лучше живется, чем им. Итак, если ты будешь держаться этого образа мыслей, то будешь жить в более хорошем расположении духа и избавишь себя в жизни от немалых зол: зависти, соперничества и вражды".
334. -III 17, 38. Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным.
335. -III 17, 37. Из удовольствия наиболее приятны те, которые случаются наиболее редко.
336. -Зол. изр. 68. Прекрасна надлежащая мера во всем. Излишек и недостаток мне не нравятся.
337. Зол. изр. 35. Неумеренное желание свойственно ребенку, а не зрелому мужу.
338. Зол. изр. 37. Сильные желания, направленные на достижение чего-нибудь одного, делают душу слепой по отношению ко всему прочему.
339. Филодем "О гневе" 28, 17. "И приключаются часто многие беды и друзьям и другим близким, иногда и отечествам и государствам, не только в старину, когда всем известный гнев (Ахилла) причинил неисчислимые бедствия ахеянам, но это бывает ежедневно, и без преувеличения можно сказать, что приключается "столько бедствий, сколько только можно помыслить", по выражению Демокрита, и все эти бедствия происходят по причине чрезмерных раздражений.
340. Стобей III 4, 72. Насколько умнее человека животное, которое, имея потребность, знает размеры ее! Человек же не знает границ удовлетворения своих потребностей.
341. Геродиан у Евстафия 428 р. 1766. Когда люди чешутся, они испытывают удовольствие, и с ними бывает то же самое, что при любодеянии.
342. Стобей III 5,25. Для довольствующегося малым в отношении желудка ночь никогда не бывает короткой (т. е. бессонной).
343. -III 5, 27. Умеренность умножает радости жизни и делает удовольствие еще большим.
344. -III 10, 68. Желание большего приводит к потере того, что имеешь, будучи подобно Эзоповой собаке.
345. -III 16, 19. Быть бережливым и воздержанным в пище, право, полезно. Но, когда нужно, полезны и большие траты. Знать, когда следует быть бережливым и когда расточительным, -свойство дельного человека.
346. -IV 33, 23. Бедность и богатство суть слова для обозначения нужды и изобилия. Следовательно, кто нуждается, тот не богат, а кто не нуждается, тот не беден.
347. -IV 33, 24, 25. Если ты не желаешь многого, то и немногое будет казаться тебе многим. Ибо желание малого приравнивает бедность богатству.
348. -III 18, 35. У всех тех, которые предаются удовольствиям желудка и переходят надлежащую меру в еде, в вине или в наслаждениях любви, удовольствия бывают кратковременные и быстротечные, продолжающиеся лишь пока они едят или пьют; страдания же, получающиеся в результате этой невоздержанности, бывают многочисленны и продолжительны. Действительно, эти вожделения всегда направляются на одни и те же объекты, и, лишь только произойдет удовлетворение их желаний, удовольствие тотчас исчезает, и нет в них ничего хорошего, кроме этого минутного наслаждения, и по удовлетворении опять появляется потребность в том же самом.
349. -III 40, 6. Жизнь на чужбине (странничество) научает быть довольным своим положением. Ибо кусок хлеба и ложе из соломы суть приятнейшие средства против голода и усталости.
350. -III 16, 22. Жизнь без праздников есть длинный путь без остановки для отдыха в гостиницах.
351. Зол. изр. 20. Глупцов благоразумию научают несчастья.
352. Зол. изр. 41. Не слово, а несчастье есть учитель глупцов.
353. Зол. изр. 23 а. Надежды людей, правильно мыслящих, осуществимы, надежды же неразумных неосуществимы.
354. Стобей IV 46, 19. Надежды глупых безрассудны.
355. -II 31, 94. Вернее надежды образованных [на будущее благосостояние], нежели богатство невежд.
356. Зол. изр. 42. Слава и богатство без рассудка - непрочное достояние.
357. Стобей III 4, 71. Глупцы стремятся к выгодам, доставляемым счастливым случаем, знающие же ценность таких выгод стремятся к выгодам, доставляемым мудростью.
358. Зол. изр. 40. Глупцам лучше повиноваться, чем повелевать.
359. Зол. изр. 81. Сильно вредят дуракам те, кто их хвалит.
360. Стобей III 4, 73. Глупцы, тяготясь жизнью, в то же время желают жить из страха перед Аидом.
361. -III 4, 74. Глупцы живут, не наслаждаясь жизнью.
362. -III 4, 75. Глупцы желают долгой жизни, не испытывая радости от долгой жизни.
363. -III 4, 76. Глупцы желают того, чего нет, упускают то, что есть, хотя бы последнее было для них гораздо более выгодным, чем то, что им не досталось.
364. -III 4, 78. Глупцы в течение всей своей жизни не могут никому понравиться.
365. -III 4, 79. Глупцы желают жить, боясь смерти, вместо того, чтобы бояться старости.
366. -III 4, 80. Глупцы, боясь смерти, желают себе старости.
367. -III 4, 77. Люди, желая избежать смерти, бегут к ней в объятия.
368. Климент Paed. I 6. 1, 95. Ибо врачебное искусство исцеляет болезни тела, а философия освобождает душу от страстей.
369. Этимология Orion, p. 153, 5. Афиной Тритогенеей у Демокрита называется мудрость... Ибо мудрость приносит следующие три плода: дар хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать.
Схолии Genev. I III Nie. Демокрит, объясняя производство слова "Тритогенея", говорит, что от мудрости получаются следующие три [плода]: [дар] хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо делать.
370. Зол. изр. 31. Лучше думать перед тем, как действовать, чем после.
371. Плутарх quaest. conv. 1 1, 5 p. 614 Д, Ε.
372. Зол. изр. 30. Большой ум, а не многознание должно развивать.
373. Зол. изр. 29. Многие многознайки не имеют ума.
374. Стобей II 1, 12. Не стремись знать все, чтобы не стать во всем невеждой.
375. Зол. изр. 17. Слово часто бывает убедительнее золота.
376. Плутарх de puer. ed. 14 р. 9. Слово - тень дела.
377. Зол. изр. 19. Многие, совершающие постыднейшие поступки, говорят прекраснейшие речи.
378. Зол. изр. 21. Должно приучать себя к добродетельным делам и поступкам, а не к речам о добродетели.
379. (Из 6-го письма переписки Демокрита с Гиппократом). Царь персов приглашает нас к себе, не зная, что для меня слово мудрости ценнее золота.
380. Стобей II 15, 40. Ни превосходная речь не может прикрыть дурного поступка, ни хороший поступок не может быть запятнан ругательной речью.
381. - III 1, 91. Должно избегать даже речей о дурных делах.
382. - III 12, 13. Должно говорить истину, это всегда гораздо лучше.
383. - III 13, 47. Откровенность свойственна свободе, опасность же откровенного высказывания заключается в том, чтобы уметь выбрать надлежащее время.
384. Зол. изр. 10, 4. Должно говорить правду и избегать многословия.
385. Зол. изр. 28. Хвалить за хорошие дела-прекрасно, но прославлять за дурные дела есть дело человека лукавого и обманщика.
386. Стобей III 2, 36. Легко хвалить то, что не заслуживает похвалы, и порицать то, чего не следует порицать; но и то и другое одинаково свойственны человеку дурного характера.
387. Зол. изр. 82. Лучше, чтобы хвалил нас кто-нибудь другой, чем хвалить самого себя.
388. Зол. изр. 83. Если же не можешь признать похвал заслуженными, то считай их лестью.
389. Стобей III 28, 13. Плуты не сдерживают клятв, данных в трудных обстоятельствах, как только нужда проходит.
390. Зол. изр. 74. Как люди, мы должны не смеяться над несчастьями людей, но сочувствовать им.
391. Зол. изр. 25. Лучше изобличать свои собственные ошибки, чем чужие.
392. Зол. изр. 32. Должно доверять не всем, но только испытанным, ибо первое свойственно простаку, последнее же-разумному человеку.
393. Зол. изр. 57. Не относись ко всем с недоверием, но будь со всеми осторожен и тверд.
394. Зол. изр. 53. За дурным человеком должно следить, чтобы он не воспользовался удобным случаем для причинения нам вреда.
395. Зол. изр. 59. Оказывая благодеяние, берегись, чтобы тот, кому ты оказываешь благодеяние, предательски не воздал тебе злом за благо.
396. Зол. изр. 58. Благодеяния должно принимать с тем, чтобы потом ответить еще большими услугами.
397. Зол. изр. 60. Малые услуги, оказываемые во-время, являются величайшими благодеяниями для тех, кто их получает.
398. Зол. изр. 69. Кто сам не любит никого, того, кажется мне, тоже никто не любит.
399. Стобей III 20, 62. Всякое стремление к первенству неразумно. Ибо, будучи устремлено на причинение вреда сопернику, оно упускает свою собственную выгоду.
400. - IV 7, 13. Страх порождает лесть, доброжелательства же он не имеет.
401. - IV 48, 10. Те, которым доставляют удовольствие несчастья ближних, не понимают, что превратности судьбы может испытать каждый, и у таких людей мало собственной радости.
402. - III 22, 42. Кто унижается перед более сильным, тот кончает дурным тщеславием.
403. Зол. изр. 61. Знаки уважения имеют большое значение в глазах благомыслящих людей, которые сознают оказываемую им честь.
404. Зол. изр. 54. Завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу.
405. Зол. изр. 65. Не стоит жить тому, у кого нет ни одного истинного друга.
406.. Зол. изр. 64. Дружба одного разумного человека дороже дружбы всех неразумных.
407. Зол. изр. 66. Тот человек, у которого испытанные друзья не остаются долго, имеет тяжелый нрав.
408. Зол. изр. 67. Многие отворачиваются от своих друзей, если последние, потеряв свой достаток, впадут в нужду.
409. Зол. изр. 63. Многие, которые кажутся нашими друзьями, на самом деле не суть нам друзья, и, наоборот, некоторые, не кажущиеся друзьями, на самом деле друзья нам.
410. Зол. изр. 72. В счастье легко найти друга, в несчастье же в высшей степени трудно.
411. Зол. изр. 76. Любящие порицать других неспособны к дружбе.
412. Зол. изр. 47. Лицемеры и притворные друзья те, кто на словах все делает, на деле же ничего.
413. Стобей II 33, 9. Единомыслие создает дружбу.
414. Зол. изр. 73. Не все родные-друзья тебе, но лишь те, у которых с. тобой общая польза.
415. Зол. изр. 56. Вражда с родными гораздо тягостнее, чем с чужими.
416. Стобей IV 19, 45. Пользуйся слугами, как членами своего тела, употребляя одного из них для одного дела, другого-для другого.
417. Этимология Gen. Слово "γυνή" (женщина)... по Демокриту, вследствие того, что главная функция женщины есть деторождение ("γονή"); итак, слово "женщина" значит "способная к деторождению".
418. Зол. изр. 77. Женщина не должна заниматься болтовней. Это ужасно.
419. Зол. изр. 78. Находиться в повиновении ν женщины было бы для мужчины величайшим бесчестием.
420. Стобей III 4, 69. Бывают женщины, которые, подобно идолам (образам), великолепны на вид своей одеждой и украшениями, но лишены сердца.
421. - IV 22, 199. Женщина гораздо более, чем мужчина, склонна к злоречивости.
422. - IV 23, 38. Немногословие есть лучшее украшение для. женщины. Украшает женщину также отсутствие у нее нарядов.
423. Стобей IV 24, 33. Люди думают, что им необходимо производить себе детей как в силу требований природы, так и некоторого древнего установления. Очевидно, так же обстоит дело и у прочих животных. В самом деле, все животные производят себе потомство по природе, не имея в виду никакой пользы. Напротив, когда дитя родилось, каждое животное имеет из-за него много хлопот, кормит его, как может, и весьма опасается за него, пока оно еще мало, и печалится, если с ним случится что-нибудь дурное. Такова природа всех существ, которые имеют душу. У человека же уже образовался обычай ожидать и некоторой пользы от потомства.
424. - IV 24, 31. По моему мнению, не следует иметь детей. Ибо я вижу в обладании детьми много больших опасностей и много беспокойства, радостей же мало, и они притом незначительны и слабы.
425. - IV 24, 32. У кого есть надобность сделать себе ребенка, тот, по моему мнению, наилучше поступит, если [усыновит ребенка] кого-либо из своих друзей.
[В этом случае] у него будет такой ребенок, какого он хочет иметь. Ведь он может выбрать себе, какого ему угодно, такого, который кажется ему наиболее годным и наиболее послушным по природе. Так вот в чем тут большая разница, здесь можно выбрать ребенка по душе из большого [числа детей], такого, какого нужно; если же кто-нибудь сам рождает себе ребенка, то это сопряжено со многими опасностями, ибо приходится довольствоваться этим [ребенком], какой бы он ни родился.
426. -IV 22, 108. Кому попался хороший зять, тот приобрел сына, а кому дурной, тот потерял и дочь.
427. - IV 20, 33. Ложе уничтожает ссору любовников.
428. Стобей IV 50, 20. Сила и красота суть блага юности, преимущество же старости-расцвет рассудительности.
429. -IV 50, 22. Старик был уже юношей, а юноша еще неизвестно, доживет ли до старости. Итак, благо, уже осуществившееся, лучше блага, которое еще в будущем и неизвестно, осуществится ли.
430. -IV 50, 76. Старость есть повреждение всего тела при полной неповрежденности всех частей его. Она имеет все и не имеет всего.
431. Зол. изр. 70. Приятен старик, который приветлив и серьезен.
432. Стобей IV 50. Изречение Демокрита: По мере того как возрастает тело, увеличиваются и умственные силы, а когда стареет, то и ум стареет и притупляется на все дела.