Юлиан

    Юлиа́н
  •          (лат. Julianus).
  •        1. Сальвий Ю. (Salvius Julianus), выдающийся римский юрист, родившийся в Африке ок. 100 г. Многократно занимал консульскую должность (начиная с 148 г.), был советником Адриана, Антонина Пия, Марка Аврелия, Луция Вера. Последний глава сабинианцев. Дед императора Дидия Юлиана. Он собрал эдикты преторов времен Республики и расположил их в определенном порядке (« Edictum perpetuum», «Постоянный преторский эдикт»), составил дитесты («Digestorum libri ХС», многочисленные отрывки из которых сохранились в дигестах Юстиниана) и написал также ряд других сочинений.
  •        2. Марк Сальвий Ю., его сын, доблестный военачальник времен императора Антонина Пия, которому, если бы он того захотел, был открыт доступ к престолу. Был казнен при Коммоде.
  •        3. Его сын, Марк Дидий Сальвий Ю., с ранних лет занимал значительные государственные должности, в 178 г. управлял Бельгией, где вел удачную борьбу с хавками, за что и получил от Антонина консульство в 179 г. Коммод, обвинив Ю. в участии в заговоре, изгнал его в Милан, но вскоре снова призвал на государственную службу. Однако уже тогда Ю. отдался тому распутному образу жизни, который преждевременно ослабил его энергию. Когда после смерти Коммода и убийства Пертинакса (193 г.), никем не занятый престол открыто продавался преторианцами, Ю. купил его, дав около 6350 драхм каждому из них. Достигнув такими средствами престола, он был, тем не менее, утвержден сенатом, которому угрожали солдатские мечи, но Ю. не приобрел ни покоя, ни авторитета. Вскоре после этих событий легионы в провинциях подняли бунт; Септимий Север двинулся на Рим и побудил преторианцев к восстанию; один солдат заколол Ю. после его 66-дневного правления.
  •        4. Флавий Клавдий Ю., по прозвищу Apostata (Отступник), сын Юлия Констанция, брата Константина Великого, род. в 332 г. в Константинополе, был старательно воспитан греческими учителями и даже обращен в христианство. Его подозрительный двоюродный брат (Констанций) отправил Ю. из Константинополя в Каппадокию в семилетнюю ссылку (345—351 гг.). В Никомедии, благодаря философу Максиму, он почувствовал такую любовь к древнеэллинской религии, что даже в душе порвал с христианством и только внешне, из осторожности, выказывал себя христианином. В 355 г. провозглашенный цезарем и посланный в Галлию отражать набеги германцев, Ю. своим мужеством и талантами заслужил расположение войска и вскоре в открытом восстании сбросил с себя маску. Констанций умер во время похода на него, и Ю. был провозглашен в Константинополе императором. Он всеми силами старался воскресить язычество, возвысить и облагородить его, запрещал христианам учиться грамматике, применял обряды христианского богослужения, христианскую нравственность и заботу о бедных к языческой религии; в качестве Великого понтифика приносил жертвы, произносил проповеди и при всем том вел чрезвычайно простую и воздержанную жизнь. Он хотел восстановить Иерусалимский храм, но землетрясения и прочие катаклизмы помешали ему исполнить свое желание. Предприняв большой поход на персов и отвергнув предложенный ими мир, Ю. в один жаркий день 26 июня 363 г. бросился без панциря в битву и умер, раненный копьем, после 20-месячного правления (361—363 гг.), на 32-м году жизни. Суждения древних о Ю. очень расходятся сообразно с их религиозным миросозерцанием. В то время как Зосим прославляет языческого императора, христианские писатели осыпают его укоризнами. Сохранились его сочинения на греческом языке, речи (эпидексии) и 63 письма, не все подлинные, представляющие собой скорее софистические декламации, чем письма. Сочинение «Цезари» («Caesares») представляет превосходную характеристику императоров, начиная с Цезаря, и сатиру на антиохийцев, которые насмехались над ним. Трактат «Против галилейской ереси» известен из полемики Кирилла Александрийского.