Книга XX

КНИГА XX
Гл. 1. (1) Вытеснив карфагенян из Сицилии, Дионисий захватил власть над всем островом, а поскольку он считал, что мирное положение угрожает его господству, а бездействие для его огромного войска опасно, он переправил свои войска в Италию с тем, (2) чтобы одновременно и боевые качества его солдат усовершенствовались от постоянного преодоления трудностей и пределы его владений расширились. (3) Первый его поход [был направлен] против греков, которые владели ближайшими [к Сицилии] берегами Италийского моря; (4) после победы над ними он нападает уже на их соседей и считает своими врагами всех греков, владеющих [землями] в Италии; (5) а [греческие] племена (gentes) в ту пору завладели не частью Италии, а почти всей [страной]. (6) Даже и до сих пор, спустя столько веков, многие города обнаруживают следы греческих нравов и обычаев. (7) Ведь тусские народы (populi), которые владеют побережьем Нижнего моря, пришли из Лидии, (8) а венетов, которых мы видим сейчас живущими у берегов Верхнего моря, привел сюда их вождь Антенор, когда была взята и покорена Троя. (9) И Адрия, лежащая у самого Иллирийского моря и давшая имя Адриатическому морю, также греческий город. (10) Арпы основал Диомед, занесенный в эти места при кораблекрушении, после разгрома Илиона. (11) Да и основателями Пизы в области лигуров и Тарквиний в области тусков являются греки. Фессалийцами [основана] Спина в области умбров, а жители Перузии ведут свое происхождение от ахеян. (12) А что сказать о городе Цере? А о латинских народностях, которые, по-видимому, ведут свое происхождение от Энея? (13) А разве фалиски, жители Нолы и Абеллы, не переселенцы из Халкиды? (14) А что представляет собой вся Кампанская область? А бруттии и сабины? (15) А самниты? А жители Тарента, которых мы считаем выходцами из Лакедемона, из числа так называемых незаконнорожденных? (16) Город Фурии основал, как передают, Филоктет; там до сих пор можно видеть его надгробие, а в храме Аполлона – стрелы Геркулеса, которые решили судьбу Трои.
Гл. 2. (1) Жители Метапонта тоже показывают в храме Минервы железные орудия, которыми Эпей, основатель [Метапонта], соорудил Троянского коня. (2) Вследствие этого вся эта часть Италии называется Великой Грецией. (3) Однако сперва жители Метапонта, Сибариса и Кротона решили было изгнать из Италии остальных греков. (4) Как только они взяли город Сирис, то во время захвата города убили у самых жертвенников пятьдесят юношей, обнявших статую Минервы, и жреца этой богини, одетого в жреческое облачение. (5) Когда в возмездие за это [преступление] они стали страдать от чумы (peste) и раздоров, жители Кротона первыми обратились за советом к Дельфийскому оракулу. (6) Оракул изрек, что несчастья их прекратятся, если они умилостивят оскорбленную богиню Минерву и тени (manes) убитых. (7) Поэтому жители Кротона начали изготовлять статуи юношей в натуральную величину, а прежде всего статую Минервы. Между тем и жители Метапонта, узнав об этом прорицании бога и считая, что им следует опередить кротонцев в умиротворении и манов, и Минервы, посвящают юношам небольшие каменные изображения, а богиню умилостивляют жертвенными хлебами. (8) И от этого чума прекратилась в обоих городах, ибо жители Кротона старались превзойти жителей Метапонта пышностью [своих даров], а те их – быстротой. (9) Избавившись от болезни, жители Кротона угомонились ненадолго: (10) они были недовольны тем, что жители Локр оказали помощь жителям Сириса во время его осады, и начали против локрийцев войну. (11) Испуганные локрийцы прибегли к спартанцам с мольбой о помощи. (12) Спартанцы, не желая предпринимать такой далекий поход, велели им просить помощи у Кастора и Поллукса. (13) Послы не пренебрегли советом союзного города, отправились в ближайший храм, принесли там жертвы и просили [обоих] богов о помощи. (14) Получив при жертвоприношениях счастливые предзнаменования и веря, что их мольбы услышаны, они отплыли назад [тоже] при счастливых предзнаменованиях, и, радуясь не меньше, чем если бы сами боги выразили намерение плыть с ними вместе, они поставили для них на корабле ложа и, не привезя с собой вспомогательных отрядов, привезли зато утешение.
Гл. 3. (1) Жители Кротона, узнав об этом, в свою очередь, отправили послов к Дельфийскому оракулу, испрашивая себе победу и благоприятный исход военных действий. (2) Ответ – «врагов можно скорей победить обетами, чем оружием». (3) Когда они обещали Аполлону десятую часть добычи, жители Локр, узнав о вражеском обете и об ответе бога, обещали ему девятую часть и хранили это дело втайне, чтобы [враги] не превзошли их еще более щедрым обетом. (4) Когда завязался бой и кротонцы выставили сто двадцать тысяч вооруженных, локрийцы, видя, что силы их ничтожны (у них было только пятнадцать тысяч воинов), и потеряв надежду на победу, все вместе решились встретить неминуемую смерть, (5) и в этом безнадежном положении каждого них охватил такой воинственный пыл, что, как им казалось, они победят, если умрут, отомстив. (6) Однако, стремясь достойно умереть, они имели счастье одержать победу, причиной которой было не что иное, как отчаяние. (7) В то время как локрийцы сражались, их боевую линию ни на минуту не покидал орел и до тех пор летал над ними, пока они не победили. (8) А кроме того, на обоих флангах видели участвовавших в битве двух молодых людей необычайно высокого роста, одетых в алые воинские плащи, на белых конях и в доспехах, не похожих на доспехи остальных воинов; их видели только до тех пор, пока длилась битва. (9) Удивление, вызванное этим [чудом], еще возросло благодаря тому, что молва [о сражении] распространилась с невероятной быстротой: в тот же самый день, в который оно происходило, в Коринф, Афины и Лакедемон уже дошла весть о победе [локрийцев].
Гл.4. (1) После этого [поражения] жители Кротона совсем [перестали] стремиться к доблести и оставили всякую заботу о военном деле, (2) так как возненавидели то, за что взялись [столь] неудачно, и полностью предались бы распущенности, если бы не философ Пифагор. (3) Пифагор, сын богатого купца Демарата, родился на острове Самосе; укрепив свой ум основами мудрости, он отправился сначала в Египет, затем в Вавилонию с целью изучить движение светил и исследовать происхождение мира и достиг вершин знания. (4) Вернувшись, Пифагор отправился на остров Крит и в Лакедемон, чтобы ознакомиться со знаменитыми в те времена законами Миноса и Ликурга. (5) Обогащенный всеми этими знаниями, он прибыл в Кротон и своим влиянием вернул народ, впавший в изнеженность, к умеренности. (6) Ежедневно восхвалял он добродетель, перечислял пороки, [порождаемые] распущенностью, и государства, павшие вследствие этой язвы, (7) и вызвал у всех жителей Кротона такое стремление к воздержанности, что казалось невероятным встретить хотя бы у некоторых из них любовь к роскоши. (8) Он часто наставлял замужних женщин отдельно от их мужей, а детей отдельно от родителей. (9) Женщин он учил целомудрию и покорности мужьям, детей – скромности и стремлению к наукам. (10) Во время этих наставлений он внушал всем, что мать всех добродетелей – благоразумная умеренность. (11) Настойчивостью своих увещаний он добился того, что матроны отказались от расшитых золотом одежд и остальных знаков своего высокого положения, как способствующих изнеженности, и, снеся их в храм Юноны, посвятили самой богине, (12) как [бы] желая показать этим, что истинным украшением матроны является целомудрие, а не наряды. (13) Насколько он переломил нравы юношества, можно видеть из этой его победы над женским упрямством. (14) Но триста молодых людей связали себя некоей клятвой, образовав союз, и стали жить, отделившись от прочих граждан, как бы объединенные тайным заговором. (15) Этим они возбудили против себя своих сограждан, которые хотели их сжечь, когда они все сошлись в один дом. (16) Во время этого возмущения около шестидесяти из их числа погибло; остальные ушли в изгнание. (17) А Пифагор, проживши двадцать лет в Кротоне, переселился в Метапонт, где и умер. (18) Он был окружен там таким поклонением, что дом его превратили в храм, его самого почитали как бога.
Гл.5. (1) Итак, тиран Дионисий, как было упомянуто выше, переправил войска из Сицилии в Италию и начал войну с греками. Взяв приступом Локры, он напал на кротонцев, которые едва собрались с силами после долгого мира, последовавшего за поражением в предыдущей войне. (2) Однако [на этот раз] они сопротивлялись с небольшим войском огромному войску Дионисия более храбро, чем в прошлом со столькими тысячами [воинов] небольшому количеству локрийцев. (3) Настолько больше доблести придает бедность по сравнению с неумеренным богатством, настолько победа, на которую не надеются, вернее, чем та, на которую надеются. (4) В то время как Дионисий вел эту войну, к нему с просьбой о союзе и дружбе пришли послы от галлов, которые за несколько месяцев до того сожгли Рим. (5) Послы утверждали, что поскольку их народ расселен среди врагов Дионисия, ему [Дионисию] галлы могут быть весьма полезны и в том случае, когда он будет сражаться с врагами лицом к лицу, и в том случае, если враги нападут на него с тыла. (6) Это посольство было крайне приятно Дионисию. Поэтому он заключил с галлами союз и, усилив свое войско галльскими вспомогательными отрядами, начал войну как бы сызнова. (7) Причинами вторжения галлов в Италию и их желания найти новые места для поселения были внутренние раздоры и постоянные междоусобицы на их родине. (8) Устав от них, они пришли в Италию, прогнали с мест поселения тусков и основали Медиолан, Ком, Бриксию, Верону, Бергом, Тридент, Вицетию. (9) Туски тоже покинули земли своих отцов, под предводительством Рэта заняли Альпы и положили начало племени рэтов, прозванных так по имени вождя. (10) Но Дионисия заставило вернуться в Сицилию нападение карфагенян, которые, вновь набрав войско, с новыми силами возобновили войну, которую прекратили из-за чумы. (11) Полководцем у карфагенян был Ганнон. (12) Его [личный] враг Суниат, бывший в то время влиятельнейшим человеком у пунийцев, из ненависти к Ганнону предупредил Дионисия доверительным письмом, написанным на греческом языке, о приближении карфагенского войска и о бездеятельном характере его вождя; письма были перехвачены, Суниат был осужден за измену, и [карфагенский] сенат издал постановление, (13) чтобы «впредь ни один карфагенянин не учился ни писать, ни говорить по-гречески, дабы никто не мог ни разговаривать с врагом без переводчика, ни вести с ним переписку». (14) Немного спустя Дионисий, для которого еще недавно были тесны и Сицилия и Италия, пал духом от непрерывных военных неудач и был в конце концов коварно убит своими [приближенными].

XX, 1, 1: Вытеснив карфагенян из Сицилии, Дионисий захватил власть над всем островом, – Дионисий I (Старший), тиран Сиракуз с 406 по 367 г. до н.э. О его борьбе с карфагенянами за Сицилию см.: Фролов Э. Д. Сицилийская держава... С.34сл., 42сл., 47 слл., 73 слл., 81 слл. Наш автор имеет в виду, по-видимому, войну Дионисия с преемником Гимилькона Магоном, завершение которой приходится на 393/392 г. до н.э. По условиям мирного договора, карфагеняне признали власть Дионисия над всей восточной и центральной Сицилией. См.: Diod., XIV, 94sq.
XX, 1, 3: против греков, которые владели ближайшими [к Сицилии] берегами Италийского моря; – Вероятно, речь идет о походах Дионисия I против Регия (греческий город на италийском берегу Мессенского пролива), который был захвачен войсками сиракузского тирана лишь с третьей попытки в 386 г. до н.э.
XX, 1, 5:... [греческие] племена (gentes).... завладели не частью Италии, а почти всей [страной]. - О греках в Италии см.: Berard J. La colonisation grecque de PItalie meridionale et de la Sicilie dans l'antiquite: l'histoire et la legende. Paris, 1941.
XX, 1, 15:... из числа так называемых незаконнорожденных, – См. выше: Just., Ill, 4, 7.
XX, 2, 4: Как только они взяли город Сирис, – Об основании Кротона, Сибариса и Метапонта, а также о взятии Сириса см.: Strabo, VI, 1, 12 sqq., p. 262 sqq.
XX, 2, 12:... просить помощи у Кастора и Поллукса. – Согласно греческим мифам, Кастор и Поллукс (Полидевк) – сыновья Зевса и Леды, которая была дочерью царя Это-лии Фестия и супругой Тиндарея, правителя Спарты. Зевс явился к Леде в образе лебедя; от этого союза родились дочь Елена, виновница Троянской войны, и братья-близнецы, прозванные Диоскурами, то есть «сыновьями Зевса». Культ Диоскуров пользовался большой популярностью в Спарте, богами-покровителями которой они являлись.
XX, 3, 4-' Когда завязался бой... – Речь идет о битве при реке Сагре, ориентировочно датируемой периодом между 540 и 535 гг. до н.э. (Berard J. La colonisation... P. 206). О ней см.: Strabo, VI, 1, 10, p.261. Силы сторон, как это нередко бывает у античных писателей, сильно преувеличены и Страбо н^м, и нашим автором.
XX, 3, 9:... в тот же самый день, в который оно происходило, – Ср.: Plut. Aem. Paul., 25.
XX, 4: 2: философ Пифагор. – Пифагор, греческий философ и политический деятель, основатель пифагореизма. Основными источниками о его жизни и деятельности служит компиляция Диогена Лаэртского (VIII, lsqq.), а также две биографии Пифагора, принадлежавшие перу авторов III-IV ее. н.э., Порфирия и Ямвлиха. Анализ античной традиции о жизни и деятельности философа см.: Rode Ε. Die Quellen des Jamblichus in seiner Biographie des Pythagoras// Kleine Schriften. Bdll. Tubingen, 1901. S. 102ff.; Janger H. Die Quellen des Porthyrius in seiner Pythagoras-Biographie. Diss. Zurich, 1919; Delatte A. La vie de Pythagore de Diogene Laerce. Bruxelles, 1922; Жмудь Л. Я. Пифагор в ранней традиции// ВДИ. 1985. №2. С. 121 слл.
XX, 4, 3:... сын богатого купца Демарата, – Согласно другим источникам (Herod., IV, 95; Diog. Laert., VIII, 1), отца Пифагора звали Мнесарх.
XX, 4, 3:... родился на острове Самос; – Принято считать, что Пифагор родился на острове Самосе около 570 г. до н.э. В сорокалетнем возрасте (то есть около 531 г. до н.э.) Пифагор был вынужден покинуть Самос, вероятно, по политическим соображениям (с 538 г. до н.э. на острове утвердился тиранический режим Поликрата). Прибыв в италийский город Кротон, Пифагор основал там союз, в котором причудливо сочетались черты философской школы, религиозного братства и тайного общества, преследующего политические цели. Влияние пифагорейцев в Кротоне особенно возросло после успешной войны с Сибарисом, закончившейся взятием и разрушением этого крупнейшего на тот момент греческого города южной Италии (Великая Греция) (510 г. до н.э.). Однако вскоре после этого события Пифагор был вынужден покинуть Кротон и перебраться в соседний Мета-понт, где продолжал заниматься политической деятельностью. Подробнее о Пифагоре см.: Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа. Л., 1990. С. 11 слл., 37слл., 43 слл. Вопросы хронологии см.:' Philip J. Pythagoras and Early Pythagoreanism. Toronto, 1966. P. 185 ff.
XX, 4J 3:... он отправился сначала в Египет, затем в Вавилонию.... и достиг вершин знания. – О путешествиях Пифагора, помимо указанных источников, см.: Isocr., XI, 28; Cic. De fin., V, 29; Strabo, XIV, 1, 16, p. 638. Все источники единодушно указывают на связь Пифагора с Востоком и относят его путешествия в Египет и Вавилонию к «самос-скому» периоду его жизни. О влиянии Востока на греческих философов-досократиков см.: West Μ. L. Early Greek Philosophy and the Orient. Oxford, 1971.
XX, 4> H: – -как бы объединенные тайным заговором. – См.: Diod., X, 11, 1. О политической деятельности Пифагора в Кротоне см.: Minar Е. L. Early Pythagorean Politics In Practice and Theory. Baltimore, 1942. P. 7 ff.
XX, 4, 17:... Пифагор... переселился в Метапонт, где и умер. – В начале V в. до н.э. Дело мудреца было продолжено его учениками, благодаря чему пифагореизм оставался влиятельной политической силой в городах Великой Греции, по крайней мере до середины того же столетия. Около 450 г. до н.э. пифагорейские гетерии во многих италийских городах были разгромлены, а их члены – вынуждены эмигрировать в Балканскую Грецию; новый удар пифагорейцам нанес около 390 г. до н.э. тиран Дионисий I, стремившийся поставить под свой контроль греческие полисы Италии и Сицилии, однако еще в 60-е гг. IV в. до и. э. в Таренте существовало влиятельное пифагорейское сообщество во главе с Архи-том. Наконец, во второй половине IV в. до п. э. политическая активность пифагорейских союзов затухает окончательно. С этого времени люди, называющие себя последователями Пифагора, уже не занимаются политикой, ио продолжают изыскания в области математики, геометрии и теории музыки, начатые еще самим основателем пифагореизма или его ближайшими учениками. Еще одним направлением в их деятельности было собирание так называемых «аксум», то есть изречений, приписывавшихся Пифагору и содержавших различные наставления и правила, многие из которых имели вид простейших запретов (табу). Последним этапом в развитии пифагорейского учения стал неопифагореизм – влиятельное направление позднеантичной философии, возникшее в I н.э. и просуществовавшее до падения античного мира. См.: Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа. С. 27, ЗОслл., 48слл., 67 слл., 108 слл., 134 слл., 159 слл. О научных занятиях пифагорейцев см.: Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994.
XX, 5, 1:... как было упомянуто выше, – См.: Just., XX, 1, 3sq.
XX, 5, 1:... он напал на кротонцев, – В 379 г. до н.э. См.: Liv., XXIV, 3; Dion. Hal., XX, 7; Athen., XII, p. 541b.
XX, 5, 4:... послы от галлов, – О союзе Дионисия I с галлами упоминает только Помпей Трог. Диодор (XIV, 100, 5sqq.) в связи с походом сиракузян на Регий (390 г. до н.э.) говорит о союзе с луканами. Впрочем, Ксеиофонт (Hell., VII, 1, 20; 28; 31) и тот же Диодор (XV, 70, 1) называют кельтских наемников в числе войск, посланных Дионисием на помощь спартанцам против Фив.
XX, 5, 9:... рэтов, прозванных так по имени вождя. – Ср.: Liv., V, 33; Plin. Ν. Η., Ill, 24, 1.
XX, 5, 10:... нападение карфагенян, которые.... возобновили войну, – Помпей Трог, или скорее его эпитоматор, смешивает события двух последних войн Дионисия I с карфагенянами, которые имели место соответственно в 383–382 и около 368 гг. до н.э. См.: Diod., XV, 15 sqq.; 73; Polyaen., V, 9.
XX, 5, 12: Его [личный] враг Суниат, – Суниат (может быть, Суниатон?) – персонаж, упоминаемый только Помпеем Трогом. По-видимому, до возвышения Ганона Суниат играл первую скрипку в карфагенской политике. Оттесненный Ганоном на второй план, он вступил в сговор с греками и был казнен за измену. См.: Циркин Ю. Б. Карфаген... С. 58. На деятельность сиракузской «пятой колонны» в Карфагене намекает Диодор (XIV, 55).
XX, 5, Ц:…. Дионисий.... был... коварно убит своими [приближенными]. – В 367 г. до и. э. Рассказ Помпея Трога о смерти Дионисия I основан на свидетельстве сицилийского историка Тимея, на которого опираются также Корнелий Непот (Dion., 2) и Плутарх (Dion., 6). Иную версию передает Диодор, (XV, 74).