Дион

    Ди́он
  •     I.
  •          (греч. τό Δῖον, лат. Dium).
  •        1. Мыс на северном берегу о-ва Крит; ныне С. Dia.
  •        2. Город у подножия Олимпа и при Фермейском заливе в македонской области Пиерии, названный по храму Зевса, весьма знаменитому во времена Полибия. Здесь в память павших в битве при Гранике воинов были воздвигнуты вылитые Лисиппом конные статуи, которые впоследствии Метелл перевез в Рим. Ныне Малафрия.
  •        3. Город на халкидском полуострове Акте.
  •        4. Город на о. Эвбея при мысе Кенее, ныне Лифада.
  •     II.
  •          (греч. Δίων, лат. Dio).
  •        1. Д. Сиракузский, (ок. 409 — 354 гг. до н. э.), сын Гиппарина, брат Аристомахи, супруги Дионисия, и муж ее дочери. Еще в юном возрасте под влиянием Платона он полюбил занятия философией. Несмотря на свою откровенность и строгость нравов, Д. был в почете и у Дионисия Старшего, однако безуспешно старался благотворно повлиять как на него, так и впоследствии на его сына. Оклеветанный Филистом, он был изгнан в 366 г. и отправился в Грецию, где, пользуясь высоким уважением, жил в обществе философов, пока жестокость Дионисия Младшего и преследование его семейства (его супруга Агрета была выдана замуж за Тимократа, а его сын Аретей, или Гиппарин, был втянут в распутство) не побудили его, вместе со своим братом Метаклом и при помощи Гераклида, предпринять попытку к освобождению отечества. В 357 г. он с 800 наемниками погрузился на три корабля в Закинфе и был с радостью принят в Сиракузах. Однако городская крепость оставалась в руках возвратившегося из Италии Дионисия. Последовала продолжительная борьба. Переговоры с Дионисием и резкое обращение лишили Д. расположения народа. После того как Гераклид обвинил его в стремлении к тирании, он со своими наемниками отправился к леонтинцам. Когда же выбранные на его место 25 стратегов не смогли защитить город, сиракузяне снова пригласили его к себе на помощь. Не думая о мести, он опять взял на себя обязанности военачальника, предоставив Гераклиду командование флотом. Наконец, ему удалось принудить Дионисия к сдаче крепости. Однако, когда Д. при всей своей простоте и умеренности стал обнаруживать большую строгость и стремиться к тому, чтобы преобразовать необузданную демократию в аристократическую форму правления, народ вновь стал слушаться демагогов. Допущенная Д. казнь Гераклида еще более настроила против него народ. Этим настроением сиракузян воспользовался афинянин Каллипп. Обманным путем войдя в доверие Д., он составил против него заговор, в результате которого Д. был убит в своем покое им и его сообщниками в 354 г. Сиракузяне оплакивали его смерть и воздвигли памятник в честь Д. — восстановителя свободы.
  •        2. Философ-академик, глава посольства александрийцев в Риме (I в. до н. э.).
  •        3. Д. Хризостом (Златоуст) (Dio Cocceianus Chrysostomus) (ок. 40 — 120 гг. н. э.), род. в г. Прусе (Вифиния). Происходил из знатного семейства, получил разностороннее воспитание, сначала занимался риторикой, потом посвятил себя философии и сделался последователем учения стоиков. В правление императора Домициана Д. некоторое время жил в Риме, но вскоре был изгнан оттуда. После изгнания он странствовал по придунайским владениям Римской империи и возвратился в Рим, когда на императорский престол взошел его друг Кокцей Нерва, у которого, равно как и у его преемника Траяна, Д. был в большом почете. Побывав в своем родном городе (100 г.), он опять возвратился в Рим, где и умер. Его знаменитые речи (80 речей), за которые его и прозвали Златоустом (Chrysostomus), скорее являются рассуждениями философского и нравственного содержания, изложенными в весьма изящной форме чистым языком. Они дошли до нас и характеризуют автора как удачливого подражателя Платона, Демосфена и Эсхина; он считается лучшим стилистом своего времени.
  •        4. Д. Кассий Кокцеян (Dio Cassius Cocceianus, вернее, Cassius Dio), внук Диона Хризостома, род. в Никее (Вифиния) в 155 г. н. э. Происходил из сенаторского семейства и получил хорошее воспитание. В зрелом возрасте (186 — 190 гг.) он выступил в Риме в качестве оратора, сделался сенатором, затем претором (194 г.), а при императоре Макрине управлял Пергамом (218 г.). Впоследствии был два раза консулом, управлял по очереди провинциями Африкой, Далмацией и Паннонией. Благодаря заступничеству Александра Севера Д. избежал ярости преторианцев, недовольных строгостью его дисциплины, и провел последние годы своей жизни в Кампании. После своего второго консульства он возвратился на родину и там^умер. По внушению божества, явившегося ему в сновидении, он написал историю правления императора Коммода, принялся затем за свою большую «Римскую историю» и нашел в себе силы продолжить и закончить ее, опять же руководствуясь сновидениями, в которых судьба (Тихе) обещала ему бессмертие. Над этой историей он трудился 22 года. Начинаясь со сказаний об Энее, она заключала в себе 80 книг, разделенных по декадам, и была составлена таким образом, что современные автору события излагались в ней гораздо подробнее остальных. От этой истории сохранились книги 37 — 54, а из других книг остались более или менее значительные извлечения, сделанные константинопольским монахом Ксифилином в XI веке. Продолжение истории Д. до Константина Великого дописано позже, вероятно, христианским автором. Слог Д. тщательно обработан, часто красноречив, но иногда и тяжеловесен. Главным объектом его исследования являются военные события, затем жизнь императорского двора, а изложение истории государственного развития ему оказывается не по силам. Защитники свободы ему как царедворцу ненавистны. Повсюду проявляется суеверная страсть к чудесам. Образцом для него, по-видимому, служил Полибий, которому он подражал в обсуждении событий и их причин, не будучи, однако, в состоянии сравняться с ним. Некоторые разделы составлены на манер Фукидида, а политические рассуждения, содержащиеся во вставленных речах,— по образцу ораторов классического периода.