XI. ИФИКРАТ

ГЛАВА 1.
Ификрат Аѳинеанин прославился не так знатными своими делами как искусством в воинских делах; ибо он был такой Генерал, что не токмо сравнялся с первейшими своего века, но и из прежних никто его не превосходил. Часто на войнах бывал, и войском командовал: никогда не был нещастлив, всегда разумно побеждал: и столько был разумен, что много в воинском деле иное вновь вымыслил, а иное поправил. В сухопутном войске оружие переменил; ибо прежде его правления употреблялись большие щиты, короткие копья, невеликие шпаги; а он напротив того ввел малые щиты вместо больших, от чего после назывались солдаты имеющие малые щиты, чтоб к походам и сражениям могли быть способнейшими. Копья вдвое увеличил, а шпаги доле сделал. Он же род панцирей переменил, и вместо железных и медных льняные раздал, и тем солдат поворотливейшими и проворнейшими сделал; ибо старался отнять тяжесть и вздумать другое, чтоб таковож защищало и легко было.
ГЛАВА 2.
Ификрат имел войну с Ѳракианами: Зейѳа Аѳинейского союзника опять на престол возвел. У Коринѳа войско в команде так строго содержал, что еще никакого войска в Греции не бывало, которое бы превосходило сие в воинских порядках, или бы послушнее было Генералу, да еще ж оное и тому научил, что услыша оно данной знак от Генерала к баталии, без предводительства порядочно становилось, так что казалось, якобы каждой особливо поставлен от искуснейшего Генерала. Сим войском порубил храбрую Лакедемонскую партию, что во всей всей Греции особливо славно учинилось. В ту же войну разогнал всю Лакедемонскую армию, от чего получил великую славу. Когда Арѳаксеркс против Египетского Царя войною идти вознамерился, то просил себе у Аѳинеан в Генералы Ификрата для поручения ему команды над нанятым войском, которого считалось двенадцать тысяч человек. Оное войско всякому военному искусству обучил, так что как прежде римские солдаты назывались Фабиановыми, так Ификратовы у Греков в великой славе были. Он же приехавши на помощь к Лакедемонянам, пресек щастливые Епаминондины успехи; ибо ежели бы Ификрат не подоспел, тоб Ѳиваняне до тех пор не отступили от города Спарты, пока б оного не взяли и не сожгли.
ГЛАВА 3.
Ификрат был храбр, великого росту и величественного виду, так что взором своим приводил каждого в удивление. Но к трудам был весьма ленив и не терпелив, как Ѳеопомп объявляет, а мещанин доброй и весьма верной. Сие оказал он во многих случаях, а особливо в защищении детей Аминты Македонского, Ибо Евридика, мать Пердикова и Филиппова, по смерти Аминты с обоими сими детьми поехала к Ификрату, от которого не была оставлена. До самой его старости сограждане были ему приятны. Однажды был пред судом в союзную войну вместе с Тимоѳеем, но и пред тем оправдался. Оставил после себя Менеста сына, которой родился от Ѳракианки дочери Коѳа Царя. Когда его спросили, отцаль он больше почитает или мать? То ответствовал, мать. И понеже всем то удивительно показалось, то он сказал, что я то не без причины говорю; ибо отец, сколько до него касалось, Ѳракианина меня родил, а напротив того мать Аѳинеанина.