IX. КОНОН

ГЛАВА 1.
Конон Аѳинеанин впервые в службу республики вступил в Пелопонесскую войну, в которую великую услугу показал; ибо он в сухопутном войске был Генералом, и будучи еще на море Адмиралом великие дела учинил. Того ради показывана ему пред прочими особливая честь. Он один управлял всеми островами, во время которого правления взял он новопостроенной Лакедемонской город Феру. Он же в последнюю Лакедемонскую войну был Генералом, в которое время при реке Егосе Аѳинейское войско от Лисандра разбито. При той войне его не случилось, и для того война несчастливо окончилась. Он был искусен в военных делах и радетельной Генерале. Чего ради тогда никто не сумневался, что ежели бы он при той войне был, тоб Аѳинеане на войне оного нещастие не претерпели.
ГЛАВА 2.
Когда Аѳинеане пришли в худое состояние, и Конон услышал, что город Аѳины, где он родился, осажден, то не искал того, гдеб ему самому безопасну быть, но старался, как бы помочь своим согражданам. Того ради поехал к Фарнабазу, Губернатору Ионийскому и Лидийскому, зятю и сроднику Царскому, у которого чрез немалые труды и опасности пришел в великую любовь; ибо как Лакедемоняне победивши Аѳинеан, нарушили союз, учиненной с Артаксерксом, и Агесилая послали для воевания в Азию наипаче по совету Тиссаферна, которой был тайной Царской Советник, милости его лишился, и с Лакедемонянами союз учинил: то против его отправлен Фарнабаз Генералом, но самым делом командовал войском Конон, и все делалось по его воле. Сей неоднократно препятствовал славному Генералу Агесилаю, и часто противился его намерениям. И то також не неизвестно, что ежели бы его не было, то бы Агесилай отнял у Царя Азию до горы Тавра. Когда потом Агесилай возврашен домой от своих сограждан, для того что Биотиане и Аѳинеане объявили войну Лакедемонянам; то Конон однакож находился при Царских начальниках, и им всем показывал великие услуги.
ГЛАВА 3.
Тиссаферн отпал от Царя, о чем знали больше другие нежели Арѳаксеркс; ибо он и в то время, когда неверным сделался, у Царя за великие и многие услуги был в милости. Но тому дивиться не можно, когда Царь не хотел верить тому помня, что он чрез него победил брата Кира. Конон посланной от Фарнабаза к Царю для учинения жалобы на Тиссаферна, по прибытии туда сперва по обыкновению Персов был у Титравста Канцлера, первейшего по Царе с объявлением, что он желает иметь у Царя аудиенцию; ибо без его к Царю никто не допускается. Титравст Конону сказал, что то скоро сделается, но рассуди только, словесно ли или письменно дело свое предложить хочешь. Тебе по прибытии к Царю надлежит ему поклон отдать до земли. И буде тебе оное трудно, то ты тож самое получишь чрез меня, ежели поручишь. На то Конон ответствовал, что хотя не трудно учинить Царю всякое почтение; однакож опасаюся, чтоб то отечеству моему бесчестно не было, когда я приехавши сюда из такого города, которой обыкновенно владеет другими народами, поступлю по варварскому, отечеству моему непристойному обыкновению. Чего ради Титравсту дело свое письменно подал.
ГЛАВА 4.
Царь прочот оное дело, Тиссаферна объявил неприятелем, и на Лакедемонян войною идти повелел, а Конону позволил выбрать кого Казначеем к денежной казне. Конон отвечал, что сие избрание мне не пристойно, но надлежит до того, которой совершенно своих знает; и по моему мнению можно поручить то Фарнабазу. После чего Конон богато одарен и послан в море, чтоб Кипрянам и Финикианам и другим приморским городам приказал заготовлять военные суда, и вооружил бы флот для защищения моря в следующее лето, а притом по его хотению дал ему помощником Фарнабаза. Известившись о сем Лакедемоняне, чинили всякие приготовления ведая, что наступает гораздо великая война, нежели когдаб воевали только с варварином. Ибо приметили, что Генерале храброй и искусной Царским флотом командовать и с ними войну иметь будет, которого ни искусством ни силою превзойти не могли. Чего ради вооружа многочисленной флот, пошли в море под командою Адмирала Писандра. Конон на оной флот у города Книда с великою жестокостию напал, оной разогнал, многие суда взял, а еще больше потопил. Чрез сию победу не токмо Аѳины, но и вся Греция свободилась от ига Лакедемонян. Конон возвратясь в отечество с частию судов, разоренное укрепление от Лисандра в Пирее и в Аѳинах, снова построить приказал, и пятьдесят талантов денег, взятых у Фарнабаза, своим согражданам подарил.
ГЛАВА 5.
Конону тож случилось что и другим, понеже весьма неосторожно поступал как в щастии так и в нещастии и ибо он по разбитии Пелопонесского флота думая, что отмстил нанесенную от Лакедемонян отечеству обиду, начал замышлять великие дела, которых в действо произвесть не мог. Оные дела затеял он не несправедливы и похуления недостойны, понеже наипаче старался о размножении силы отечества своего нежели Царской; ибо он по получении себе великой славы от морской оной баталии, которую имел у города Книда, не токмо между варварами, но и между всеми Греческими городами начал потаенно старание прилагать о возвращении Аѳинеанам Ионии и Еолии. И понеже то дело нимало утаиться не могло, то Ѳирабас Губернатор Сардийской призвал к себе Конона под таким видом, что он намерен его послать к Царю с важным делом. Когда он не противясь тому, к Царю приехал, то взят под караул, где несколько времени держался. Некоторые пишут, что он отведен был к Царю и там умер. Напротив того Динон Историк, которому я в Персидских делах наибольше верю, объявляет, что он ушел, но о том только несколько сумневается, с Ѳрасивулова ли то ведома или без ведома его сделалось.