Введение

Корнелий Непот (около 110-24 до н. э.), которого обычно считают отцом римской «политической биографии», написал несколько работ, в том числе большое собрание биографий, De viris illustribus. Представленное римской аудитории, оно прославляет достижения знаменитых людей и хорошо вписывается в римскую историографическую традицию как средство преподавания нравственных уроков.
В De viris illustribus входила Liber de excellentibus ducibus exterarum gentium, в которой обсуждаются неримские генералы, включая афинского полководца и государственного деятеля Фемистокла (ок. 525/4-560/59 до н. э.). Он лаконично передает нюансы политической биографии, и его «Фемистокл» является ярким примером этого жанра.
При написании биографии Фемистокла он обращался к греческим источникам, главным образом к Фукидиду, которого он часто перефразирует и цитирует, но высказывает свое собственное мнение о смерти Фемистокла. Когда он отступает от рассказа Фукидида, он использует Эфора. Другие дошедшие до нас древние источники о Фемистокле являются преимущественно греческими, а именно Плутарх, Геродот и Диодор. Плутарх — наш главный источник информации о жизни и карьере Фемистокла. Латинская эпитома Трога, составленная Юстином, также охватывает этот период. Цицерон упоминает Фемистокла лишь в отдельных случаях. Итак, Непот является единственным латинским автором цельного произведения о Фемистокле.
Однако, его «Фемистокл» часто игнорируется как незначительное произведение само по себе. Это восприятие неверно. Хотя Непот был плохим писателем с точки зрения латинского стиля, и его биография мало что добавляет к нашим знаниям о Фемистокле, она все еще является ценным источником свидетельств переноса греческих знаний в римский мир и являет здесь прекрасный пример панегирического сочинения, которое сбалансированно контрастирует с Фукидидом, Плутархом и особенно Геродотом, который был чрезвычайно предубежден против Фемистокла. Если Плутарх подробно описывает отрицательные стороны характера Фемистокла и приводит большинство выдвинутых против него обвинений, то Непот изображает Фемистокла как классическую героическую фигуру из греческой трагедии.
Исторический комментарий является наилучшим методом для усвоения нашей темы, так как при оценке древних литературных традиций требуется более тщательная интерпретация источников, с привлечением огромного количества современных исследований по Фемистоклу, написанных с конца XIX века.

Краткая биография Непота.

Помимо De excellentibus ducibus exterarum gentium, которые определяют его как римского историка, Непот также идентифицируется как незначительный эксперт по поэзии. Свидетельства говорят о том, что Катулл посвятил ему стихи. Насколько известно, Непот был первым римлянином, написавшим историческую биографию. Его преномен не дошел. Скудная информация о жизни Непота указывает на то, что он родился либо в Транспаданской, либо в Цизальпийской Галлии (Plin. НХ 3.127). Рольф предполагает, что он родился в Тицине. Непот вроде бы принадлежал к сословию всадников (ср. Plin. Ep. 5.3.6), и около 65 года до н. э. переехал в Рим, чтобы продолжить свою карьеру. Из писем Цицерона мы знаем, что он действительно был другом Марка Туллия Цицерона и Тита Помпония Аттика. Из них же явствует, что Непот, хотя и мог содержать себя на свои доходы, не был достаточно богат, чтобы продвинуться до сенаторского звания. Можно лишь гадать, имел ли Непот даже эту цель в качестве своего намерения. Скорее, слава Непота возникла из его литературы, в том числе утерянных любовных стихов (Plin. Ep. 5.3.6).

Место De viris illustribus в творчестве Непота.

Непот составил De viris illustribus с разделами, посвященными историкам, государственным деятелям, царям и, конечно, генералам. De excellentibus ducibus exterarum gentium является частью De viris illustribus, включая жизнь Фемистокла. Хорсфолл утверждает, что De Viris illustribus можно было бы разложить на восемнадцать книг, содержащих по меньшей мере четыреста жизней. Во всех категориях римлянам предшествовали греки и варвары. Два раздела посвящены историкам и генералам. Хорсфолл также утверждает, что Непот не включил раздел о царях. Отсюда и необходимость в De regibus. Тохер противоречит Хорсфоллу и утверждает, что собрание De viris illustribus состояло из шестнадцати книг. Однако, De excellentibus ducibus exterarum gentium несколько отличается тем, что там также содержится три варварских, то есть негреческих, жизнеописания. Это привело к предположению, что Непот позднее выпустил второе, пересмотренное издание, в которое он включил три варварские жизни. Кроме того, свидетельства из Жизни Аттика говорят о том, что Непот первоначально написал первые восемнадцать глав его биграфии, и потом включил дополнительные главы, с девятнадцатой по двадцать вторую. Хорсфолл признает, что другие категории вызывают больше спекуляций без каких–либо конкретных доказательств, поскольку сохранились только фрагменты.
Тем не менее Тохер утверждает, что «Аттик» является частью De viris Illustribus, и это означает, что Непот создал вторую обновленную версию своей работы; это требует, чтобы «Катон» и выбранный материал из писем Корнелии, матери Гракхов, принадлежали к Latini historici. Вполне вероятно, что Непот расширил объем своей работы, включив дополнительные разделы о жизни Аттика и De viris illustribus.
Непот писал об уроках, которые должны были быть извлечены на примере известных деятелей или отдельных лиц, вроде политиков и генералов, с упором на наиболее влиятельных римлян и их греческих «коллег». Сам De viris illustribus подчеркивает нравственные кодексы, которые, как надеялся Непот, его римская аудитория, читая сравнительную литературу о римлянах и греках, поймет и примет. Эти нормы и ценности были традиционной патриархальной основой римского общества и права.
Римские писатели прямо ссылаются на другие работы Непота:
• Любовная поэзия, упоминаемая Плинием Младшим (Ер. 5.3.6).
• «Хроника», трехтомный труд, в котором излагалась мировая история вплоть до первого века до нашей эры и которому Катулл посвятил стихотворение (Catul. 1.1).
• Exempla, состоявшие из греческих и римских анекдотов, написанных после 44 года до н. э. Геллий упомянул пятую книгу (Gell. 24.3.5).
• Жизнь Катона, которая была частью De viris illustribus. До нас дошли три главы.
• «Жизнь Цицерона», написанная и опубликованная после убийства Цицерона и входившая в De viris illustribus.
• Работа по географии (Pliny NH 5.4; Mela Chor. 3.45).
Непот был первым автором, который систематически сравнивал и противопоставлял illustres греческого и римского миров. Судя по дошедшим до нас свидетельствам, Непот был одним из первых писателей, открывших новый способ писания в римской литературе. Обычно считается, что, сочиняя «Жизни», Непот вдохновлялся варроновыми Imagines, хотя он не ссылается на Варрона или на его работу. Наконец, известно, что Непот составлял De viris illustribus, когда ему шел восьмой десяток.

Жизнеописание как средство представления греков римской аудитории.

Римляне считали себя частью централизованной и стабильной империи, в отличие от децентрализованных и враждующих между собой греческих городов–государств. В своем предисловии к De viris illustribus Непот специально рассматривает некоторые культурные различия между римлянами и греками. Посредством De viris illustribus Непот пытался представить греческую культуру своей римской аудитории. Он утверждает, что только римляне, которые не умели читать по–гречески, не смогли бы оценить различия между греками и римлянами. Непот также пользуется случаем атаковать здесь на своих критиков и доходит до того, что сравнивает их с неграмотным римским аристократом (Praefatio 1.2-3). Кроме того, Непот исследует различия между греческой и римской культурами, в результате чего римляне не одобряли некоторые греческие обычаи, которые не нашли взаимности в Риме, поскольку они считались постыдными (Praefatio 1.6).
Непот часто использует латинские термины, чтобы объяснить римской аудитории эквиваленты в греческом мире, например, imperator (генерал) вместо греческого strategos. Сама идея De viris illustribus открывала римлянам эллинские представления о греческой, в частности афинской и спартанской, политике, религии и общественных ценностях. Общие примеры из дошедших до нас древних источников вроде Фукидида и Геродота включают сохранение греками договора между собой до тех пор, пока не исчезла персидская угроза. Затем они возобновили свои традиционные военные действия друг с другом вместо того, чтобы укреплять общий мир. Афинские изгнанники неизбежно искали убежища при дворе правящего персидского монарха, а Спарта даже заключила с Персией союз во время Пелопоннесской войны. В работе Непота исследуются различия и сходства между римлянами и греками. Эти примеры были выбраны для того, чтобы показать, почему греческое политическое мышление так резко отличалось от римского.
Непот имеет тенденцию проецировать аспекты римского менталитета на греческие сюжеты, о которых он пишет в своей литературе. Ср. Miltiades 6.2; Eumenes 1.5. Это иллюстрируется манерой [и лингвистическим стилем], в которой Непот категорически заявляет о faux pas Фемистокла в его ранней юности (напр., проматывание своего наследства), вплоть до его драматического и внезапного «отрезвления» (Фемистокл защищает различных выдающихся деятелей вроде Мильтиада младшего), кульминацией чего стало возвышение Фемистокла как дальновидного политического и стратега (Фемистокл принял и осуществил свой военно–морской законопроект в 483/2 г.). Непот заходит настолько далеко, что в своем исследовании о Фемистокле он навязывает римскую терминологию, а также идеи, как он это делает фактически везде в De viris illustribus.
Как бы то ни было, жизнеописания, самое главное, являются биографиями, а не историями, что Непот подчеркивает в «Пелопиде» (1.1). По–видимому, Непот пытается представить широкую перспективу достижений греческих (и варварских) деятелей, чтобы создать лучшее римское общество, используя для реализации своей цели моральную функцию историографии. Своими избранными примерами недостатков Непот попытался показать, как беспорядочная и беспокойная юность Фемистокла едва не привела к его личной гибели как члена полуаристократической фамилии в Афинах. Предпосылка, лежащая в основе включения Непотом этих подробностей, поддерживает идею о том, что он желал, чтобы его собратья–римляне признали эти недостатки в Фемистокле и тем самым задумались о своей собственной жизни, чтобы подобно исправившемуся Фемистоклу изменить свое собственное поведение к лучшему. Непота следует похвалить за его старания и усердие.
В то время как средний римский аристократ был столь же обтёсан, как и его греческий «коллега», римляне упорно посылали своих сыновей учиться дальше в греческие философские школы. Греческая литература, философия, искусство и культура, как правило, воспринимались как значительно более превосходные, чем у римлян. Непот пытался несколько восполнить этот пробел, предложив «сравнение» знаменитых римлян с их греческими «аналогами». Непот представлял свою биографию так, чтобы его римская аудитория могла понять и оценить греков и их достижения. Непот предназначал свою работу не для литературоведов в Риме, а для простых (богатых) римлян, которые имели начальное обучение.

Источники «Фемистокла», которыми пользовался Непот.

В качестве своего основного источника для «Фемистокла» Непот использует работу Фукидида о Пелопоннесской войне, как показывают его цитаты и резюме повествования Фукидида. Возможно, Непот использовал «Афинскую Политию» Аристотеля. Непот использовал только хорошо известные (для себя и своих современников) источники, но не обсуждает их подробно. Гейгер отмечает, что основными источниками Непота для «Фемистокла» (и «Павсания») были Фукидид и Эфор. Тем не менее Непот вносит в Фукидида частичные изменения (ср. Nepos Them. 8.3-5 и Thuc. 1.136, 1.137.1, если только Непот не использовал здесь еще один не упомянутый источник). Объясняя события для своей римской аудитории, Непот временами отходит от текста и объяснений Фукидида.
Непот, должно быть, знал или понимал греческого языка. Среди современных ученых бытует мнение, что Непот также использовал в своих трудах исторические монографии. Составляя свою Хронику, Непот обращался к греческим источникам.
Работа Непота о Фемистокле обычно менее информативна, чем «Фемистокл» Плутарха: например, Непот использует гораздо меньше источников, нежели Плутарх. Из греческих источников Фукидид считается самым древним, самым точным и самым авторитетным писателем. Непот в основном использовал два источника. Любые ошибки, которые встречаются в его тексте, приписываются самому Непоту. Однако описание Фемистокла у него является полезным и более точным и может быть противопоставлено, в частности, более антифемистоклову описанию у Геродота. Профемистокловски настроенный Диодор иногда наполняет свой рассказ романическим вымыслом, в то время как единственный другой источник, который отмечает достижения Фемистокла, — это Плутарх.
Помимо фиксирования Фемистокла как одной из немногих достойных героических греческих фигур, Непот также классифицирует Алкивиада (7.1) и Фрасибула (8.1) как единственных двух других героев, достойных аналогичной похвалы. В своих биографических портретах Непот постоянно пытается запечатлеть сущность исследуемого человека (ср. Agesilaus 4.2, 8.1; Alcibiades 4.2; Thrasybulus 3.2-2,4.1; Conon 5.5; Phocion 1.1-2,2.3; Timoleon 3.4-6 и Iphicrates 3.2).
Следовательно, Непот часто подразумевает нечто большее, чем то, что он действительно пишет в пределах ограниченного пространства, которое он предоставляет каждому субъекту.
Кроме того, Гейгер упоминает, что были приведены аргументы относительно прецедента греческих биографических работ, о которых знал и копировал Непот. Нет никаких оснований предполагать, что эти произведения действительно существовали до того, как Непот начал писать свои исторические биографии. Слишком велико совпадение, что сохранившиеся греческие писатели не упоминают о подобных произведениях до Плутарха.
Что же касается других греческих источников, то Непот уже написал «Хронику», что означало его знакомство с греческой историографической работой, чтобы включить этот материал в «Хронику».

Качества и полезность «Жизни Фемистокла»

Непот сочинил De viris Illustribus, хотя заслуга в написании этой работы приписывалась Эмилию Пробу. Гейгер предоставляет prima facie доказательства того, что рассматриваемая работа действительно вне всякого сомнения была написана Непотом.
«Жизнь Фемистокла» Непота является ценным источником, хотя эта работа сама по себе мало что добавляет к нашим знаниям о жизни и карьере Фемистокла. Это единственная доступная запись на латыни о Фемистокле. Это также единственная сохранившаяся латинская биография, посвященная Фемистоклу. Это само по себе способствует уникальности работы Непота с римской или латинской точки зрения. Непот сделал несколько заметных ошибок, например, когда он заявил, что до персидской войны Афины сражались с Коркирой, а не с Эгиной. Геродот решительно настроен против Фемистокла, в то время как Непот защищает Фемистокла и хвалит его за его действия.
Фукидид был апологетом Фемистокла, поскольку он постоянно делал ссылки и сравнения между Фемистоклом и другими персонажами его истории с примерами хитрости и предусмотрительности, которые так прославили Фемистокла. Непот следовал общему отношению Фукидида к Фемистоклу. Хэммонд считает, что Непот полезен, несмотря на некоторые фактические ошибки. Современные ученые по–прежнему не знают, как эта работа была воспринята в Риме. С помощью Непота можно исправлять Геродота. Поэтому непотово упорядочивание событий в 480 году правдоподобно и предпочтительнее геродотова.
Кроме того, De excellentibus ducibus exterarum gentium дает классическим историкам более глубокое понимание De viris ilIuslribus. «Жизнь Фемистокла» важна, поскольку она также позволяет ученым больше узнать об исторических биографиях Непота в целом, поскольку Непот является римским отцом исторических биографий, а также методов, которые он использовал и его художественного стиля при составлении жизни Фемистокла. Непот ссылается на текст Фукидида, но не является раболепным переводчиком Фукидида. Он объясняет своим читателям, почему он следует доводам Фукидида. Рассказ Фукидида о Фемистокле не изобилует подробностями.
В то время как Непот описал биографию Фемистокла, он также изобразил его как великого и дальновидного афинского полководца, чья жизнь олицетворяла классическую фигуру в греческой трагедии и которого навсегда запомнят за его действия. Непотово сравнение Фемистокла с классическим персонажем греческой трагедии прослеживается в пороках его ранней юности, но затем он осознает ошибки молодости и безнравственное поведение, поэтому исправляется, когда спасает Афины в их величайший час нужды и, следовательно, весь остальной греческий мир. Фемистокл претерпевает парадигмальный сдвиг в своем характере от плохого к хорошему.
Однако, как и в трагедиях, Фемистокл изгнан из родины своими врагами, а также неблагодарными и недальновидными согражданами, вследствие чего он вынужден бежать в Персию, избегая захвата афинскими и спартанскими преследователями, пока не умер естественной смертью в старости.