Асклепиад Трагилейский

Составитель: 

T 1: Stephanos of Byzantion, Ethnika s.v. Τράγιλος
Трагил: один из городов во Фракии близ Херсонеса и Македонии. Асклепиад, который написал Трагодумены в шести книгах, был оттуда.
T 2: Pseudo–Plutarch, Vitae Decem Oratorum 837C
Кроме того Феопомп из Хиоса, Эфор из Кимы, Асклепиад, который составлял краткие содержания для трагедий, и Теодект из Фазелиса, который впоследствии писал трагедии, все были учениками Исократа.
T 3: Scholia ad Euripidis Hecubam 1
Филохор в письме к Асклепиаду …
T 4: Pliny, Natural History 1.7
Из зарубежных… авторов… Гераклида Понтийского (7.175), Асклепиада которого Трагодумены, Филостефана (7.207).

Трагодумены

Книга первая
F 1: Pseudo–Probus, Ad Vergili Georgicas 3.267
Потния–город в Беотии, где Главк, сын Сизифа и Меропа, как Асклепиад говорит в первой книге Трагодумены, имел кобыл, которых он привык кормить человеческой плотью, чтобы они мчались более нетерпеливо и грозно на врага. Но когда у них закончилась еда, они растерзали самого Главка во время погребальных игр Пелия. Но некоторые говорят, что это были кони Диомеда которых Геракл привел к Эвфрисфею, и что Сизиф, украв лошадей у Эвфрисфея, дал их своему сыну (Главку).
Книга вторая
F 2a: Scholia ad Apolloni Rhodii Argonautica 2.562
А Евфим ввысь голубя бросил.] потому что Симплегады Аргонавты проверили с помощью голубя. Асклепиад передаёт это во второй книге Трагодумены.
F 2b: Scholia ad Apolloni Rhodii Argonautica 2.328
peleias–это тип общего голубя, как Аристотель также говорит. Асклепиад добавляет в его Трагодуменах, что тем, кто собирался плыть, не пришлось прибегать к помощи голубя.
Книга третья
F 3: Scholia ad Pindari Pythia 2.40b
Некоторые говорят, что Иксион потомок Антиона, как Эсхил (Ф 89); Ферекид говорит, что он сын Пейсона; но другие говорят, что он сын Ареса и другие, Флегия. В третьей книге Трагодумены Асклепиад пишет так: «некоторые, как Ферекид, говорят, кроме того, что Иксион тоже сошел с ума. И они относились к истории его наказания на колеса аллегорически, ибо они говорят, что он был разрушен выхваченный вихрем и бурей.» Иксион женат на Диа, дочери Деионея. Это был обычай в старину, чтобы принести какой–нибудь подарок для отцов невест, а даже замечания Гомера (Илиада 11.244). По обычаю, Деионей собирался претендовать на предложение подарков от жениха Иксиона, Иксион поэтому, выкопав ров и наполнив его огнем позвал его тесть, как будто на праздник; Деионей, будучи неосторожным по плану Иксиона, идя вперед, наступил на огонь и сгорел заживо. Поскольку никто не хотел очистить Иксиона от его скверны, и все боги и отвернулись от него, Зевс сжалился над ним и очистил его от убийства, и повел его на небо, и там его держали в качестве гостя. Они говорят, что Иксион, совершил второе преступление, движимый жаждой Геры, и что когда Зевс узнал об этом, он формирует и моделирует облако в образе Геры, Иксион увидев это бросился на нее и совокупился с ней. И от этих двоих родился мерзкий и ужасный человек, которого они назвали Кентавр. Потом ноги и руки Иксиона были привязаны к колесу, и Зевс велел, что <Иксион должен произнести высказывание> как он вращается на колесе, что подобает тем, кто сделал добрые дела, отплатить лучшими обстоятельствами, и не навредить им обратным.
F 4: Harpokration s.v. Δυσαύλης
Дисавл: … Асклепиад в Трагодуменах говорит, что Дисавл был коренным, и что женившись на Баубо он имел двоих детей, Протоною и Мису.
Книга шестая
F 5: Photios s.v. ῾Ρησός (= Suda and Hesychios s.v. ῾Ρησός)
Рес: царь, который произносит пророческие слова, происходящие у Эпихарма (фр. 206 К. — А.). Либо он был назван по его стилю речи, или, как Асклепиад говорит в шестой книге Трагодумены, потому что он был лучшим по правде говоря. Есть и другой Рес.
F 6a: Scholia ad Pindari Pythia 4.313a
«И от Аполлона,
Лирник, рождатель песней,
Пришел во многой хвале
Орфей;»
говорят, что Орфей был сыном Аполлона, но сам Пиндар (Ф 139) и другие говорят, что он был сыном Эагра. Но Аммоний, желая, чтобы история была последовательной… просто как…говорит, что цари рождаются от Зевса, не потому, что цари рождаются Зевсом, а потому, что люди считают что правление от Зевса, так он сказал, что она была лирой Аполлона, потому что бог есть лидер искусства игры на кифаре. И Асклепиад рассказывает о Гименее, Иалеме и Орфее, сыновьях Аполлона и Каллиопы в шестой книге его Tragoidoumena.
F 6b: Scholia ad Euripidis Rhesum 895
«Иалем»: и Асклепиад в шестой книге его Трагодумены упоминает многочисленных детей Каллиопы таким образом: « Аполлон имея общение с Каллиопой, стал отцом Лина старшего и трёх сыновей после его, Гименея, Иалема, и Орфея. И он говорит, что стремление к занятиям матери пало на младшего и что он превосходил всех в искусстве музыки;».
Из неизвестных книг
F 6c: Scholia ad Apolloni Rhodii Argonautica 1.23
Он (Орфей), как Асклепиад говорит, сын Аполлона и Каллиопы; другие говорят, что сын Эагра и Полигимнии.
F a: Athenaios, Deipnosophists 10.456b
Асклепиад приводит в "Трагодуменах" следующую загадку Сфинкса ["Палатинская антология" XIV.64]:
Ходит на двух по земле и на трех ногах, одноголосо,
Ходит и на четырех, и сколько ни водится тварей
В воздухе, море, на суше, свою изменяет природу
Это одно существо; и чем больше числом его ноги,
Резвости меньше и меньше таится в немощных членах.
F 7b: Scholia ad Euripidis Phoinissas 45
Некоторые говорят, что Сфинкс имеет лицо девы, туловище и ноги льва и крылья птицы. И Асклепиад: говорит, что фиванцы собирались в собрании каждый день по причине горестной загадки Сфинкса. Там среди них был оракул, что они не избавятся от зол, пока они не решат оракулов Сфинкса, и что пока они не поняли, она будет хватать, кого она пожелала из граждан.
F 8: Harpokration s.v. Μελανίππειον
Меланиппеон: … Асклепиад в его Трагодуменах говорит, это героон Меланиппа сына Тесея.
F9: Scholia ad Euripidis Alcestim 1
«Вот дом царя Адмета, где, бессмертный,
Я трапезу поденщиков делил
По Зевсовой вине.»
популярная история, которая передавалась в устной форме о служении Аполлона Адмету эта та, которую теперь Еврипид использовал. Так же Гесиод (Ф 127) и Асклепиад рассказывают историю, последний в Трагодуменах.
F 10: Scholia ad Euripidis Rhesum 916 (G. Merro, ‘Apollodoro, Asclepiade di Tragilo ed Eschilo in scholl. Eur. Rh. 916 e 922’, in RFIC 134 (2006), 50)
«Фамирид»: он говорит, что Фамерид был сыном Филаммона, как Софокл также сказал. Есть те, кто говорят, что было два Фамирида, как Аполлодор в седьмой книге Каталога и говорят другие … но некоторые объясняют историю Фамирида и Муз в более необычной форме. Асклепиад, например, во второй книге рассказывает о таких вещах в таком ключе: «Они говорят, что Фамирид удивителен по виду, что его правый глаз серый, а левый глаз черный, и что он считал, что он лучше поет, чем кому–либо еще. Когда Музы пришли во Фракию, Фамирид упомянул их (ради того чтобы спать с ними), что было принято среди фракийцев для одного человека, соединяться со многими женщинами. Так что Музы в ответ на этот вызов его предложил состязание превосходства в пении на условиях, что если они победят, они могут с ним сделать все, что угодно, но если он выиграет, он будет брать столько жен, сколько он пожелает. Условия были согласованы, Музы победили и они забрали его глаза.»
F 11: Scholia ad Hesiodi Theogoniam 223
«Немесиду»: Гомеру была известна «немезида», но не богиня Немезида. И Асклепиад говорит в его Трагодуменах, что изменив свою форму, в лебедя, Зевс имел сношение с Немезидой.
F 12: Scholia ad Homeri Iliadem 3.325
Александр был назван Парисом, потому что его оставили умирать на горе Ида после того, как он родился, и он избежал своей участи так: когда Гекуба была им беременна, она верила в то, что она родила горящий факел, который охватил весь город в огне и лес, стоящий на Иде. Когда прорицателей и другие лица, которые были осведомлены о снах услышали об этом, они сказали, что когда ребенок родится и будет еще грудным, он должен быть брошен зверям как мясо. И когда Александр родился, они выставили его на Иде. Взял пастух, видя, что он был чрезвычайно красивым, его и вырастил его. Порфирий говорит, что тот, кто написал Трагодумены, что пастух, который вырастил Париса назывался Архиал.
F 13: Scholia AB ad Homeri Iliadem 6.155
«Беелерофонт»: этот человек ранее назывался Гиипоной но после того, как он убил Беллера царя коринфян он был назван Беллерофонтом. Что же касается его происхождения, он был сыном Посейдона, но понаслышке сын Главка. Получив от Посейдона крылатого коня Медузы Горгоны Пегаса — он тоже имел такое название, потому что он выпрыгнул из шеи Горгоны — Беллерофонт катался на нем. Совершив цареубийство — ибо, как я сказал, убив Беллера одного из своих сограждан — он бежал в Аргос. Получив очищения от царя Прета, он проводил с ним время. Антея жена Прета вожделела Беллерофонта и попросила его переспать с ней. Но почитая, что был прав он отказался, и Антеи, опасаясь, что он получит шанс заранее сказать Прету о ее похотливых авансах, она сделала первый шаг, осудив его, утверждая, что она нарушена им. Прет не хотел убивать Беллерофонта сам, поэтому он послал его в Ликию, к Иобату, невольно неся письмо, изобличающее его. Но Иобат, проведя Беллерофонта через многочисленные физические испытания, когда он увидел, что Беллерофонт не был убит, подозревает то, что страшное обвинение было хитросплетением. Так Беллерофонт доблестно боролся с таким великим скопищем пороков. Так он отдал свою собственную дочь Касандру ему в жёны и какую–то часть его царства. Они говорят, что, будучи воодушевлен делами, которые он совершал, Беллерофонт хотел бы увидеть небеса, верхом на Пегасе. (Как мы упоминали, лошадь была с крыльями на спине.) Но Зевс разозлился на него, поэтому он поразил Пегаса оводом, так что Беллерофонт упал с лошади и приземлился на равнине Ликии (она называется «блуждающая равнина» по нему), и он скитался по ней, став калекой; но Эос умоляла Зевса, чтобы она получила лошадь в подарок, чтобы она могла сделать ее круги по миру, не становясь усталой. Эта история рассказана Асклепиадом в его Трагодуменах.
F 14: Scholia AD Gen. II ad Homeri Iliadem 7.468
«Эвней Язо́нид послал их,
Сын Ипсипилы, рожденный с Язоном, владыкой народа.»:
Жители Лемноса имели закон между собой, что, если они не предлагают обычные жертвы Афродите, они будут преданы смерти. Он сказал, что богиня, разгневанная на людей, наслала на них желание фракийских женщин, и пренебрежение своими собственными женщинами; и потом тихо сидела. Поэтому мужчины пошли во Фракию, но необыкновенная ярость объяла жен жители Лемноса, в результате чего они проголосовали, убить их всех. И они не провалили этот план. После этого несчастья в отношении мужчин, он сказал, что Ясон, сойдя на берег со своего корабля "Арго", совокупился с Гипсипилой, самый сильной из женщин, от этого они говорят Эвней родился. Этот сюжет встречается у Асклепиада в Трагодуменах.
F 15: Scholia ad Pindari Nemea 7.62
Асклепиад говорит об этом в Трагодуменах: «Итак, о смерти Неоптолема, почти все поэты говорят одно и то же, что он умер от рук Махереея, и что он был похоронен сначала у порога храма, и что после этого, Менелай пришел и взял его, и положил в могилу на священной территории.» И он говорит, что Махерей сын Даита.
F 16: Pseudo–Apollodoros, Bibliotheca 2.1.3
Гера, выпросив у Зевса эту корову, приставила к ней в качестве стража всевидящего Аргоса, о котором Ферекид сообщает, что он был сыном Арестора, Асклепиад — что он был сыном Инаха, Керкоп — что он был сыном Аргоса и Исмены, дочери Асопа; Акусилай же утверждает, что его родила Гея.
F 17: Pseudo–Apollodoros, Bibliotheca 3.7
Женившись на Пасифае, дочери Гелиоса и Персеиды, или же, как говорит Асклепиад, на Крите, дочери Астерия, он породил сыновей Катрея, Девкалиона, Главка и Андрогея и дочерей Акаллу, Ксенодику, Ариадну и Федру; от нимфы Парейи у него родились Эвримедонт, Нефалион, Хрис и Филолай и от Декситеи — Эвксантий.
F 18: Hyginus, Poeticon Astronomicon 2.21
Рассказывают, что Ликург обратил их в бегство, и все они, по словам Асклепиада, кроме Амвросии, нашли пристанище у Фетиды.
F 19: Pseudo–Probus, Ad Vergilii Georgica 2.84
«кипарисов»: Вергилий называет кипарис Кипарис. Некоторые люди говорят, что он был назван по имени Кипариса, на острове Кеа, который одомашнил оленя, которого он обожал, и кого, блуждая в лесу, он неосознанно ударил копьем, из–за чего он уморил себя голодом до смерти. Потому что Аполлон, который был чрезвычайно влюблен в него, не мог вызвать его к жизни от смерти ни планом действий, ни силой медицины, он превратил его в кипарис, плачущее дерево. Некоторые считают, как Асклепиад говорит, что Борей был царём кельтов, который потерял свою дочь Кипариссу и был первым, кто посадил этот новый тип дерево на ее могиле, и что из–за этого кипарис "плачущий".
F 20: Bodleian Proverbs 374 (Leutsch, Paroemiographus (Zenobius) 1, 83)
Вы тянете вниз луну для себя: Асклепиад говорит, что фессалийские женщины, узнав о движениях Луны, объявили, что она будет замедлена ними, что они не делают этого без их собственного несчастья. Либо они принесли в жертву одного из своих детей или потеряли один из своих глаз. Пословица применяется, тогда, для тех, кто приносит зло себе.
F 21: Scholia ad Apollonii Rhodii Argonautica 1.152
Нелей имел трёх сыновей от Хлориды: Нестора, Периклимена, и Хромия. Но от разных женщин он имел Тавра, Астериоса, Пилаона, Деимаха, Еврибия, Эпилеона, Фрасия, Антимена, и Эвагора; и как Асклепиад говорит, Аластора, также.
F 22: Scholia ad Apollonii Rhodii Argonautica 2.178
«Сын Агенора Финей владел там прибрежным жилищем.»: ибо он–сын Агенора, как Гелланик говорит, но как Гесиод (Ф 31) говорит, что он сын Феникса, сына Агенора и Кассиопеи. А также Асклепиад и Антимах.
F 23: Scholia ad Euripidis Andromacham 32
Но Сосифан и Асклепиад говорят от нее Нептолем имел сына Анхиала.
F 24: Scholia ad Euripidis Hecubam 1273 (Tzetzes, Lycophron 315 )
«"Курганом псицы" — вехой для пловцов.»: о могиле собаки, и Аслепиад говорит, что «они называют её могилой злополучной собаки.»
F 25: Scholia ad Euripidis Orestem 1645
Асклепиад говорит, что Орест был убит змеей, когда ему было семьдесят.
F 26: Scholia Q ad Homeri Odysseam 10.2
«Милый бессмертным богам Эол, Гиппотом рожденный»: ибо они говорят, что есть три Эола. Первый был сыном Эллина. Второй был сын Гиппота и Меланиппы. Третий был сыном Посейдона и Арне. Асклепиад говорит, что Одиссей пришел к последнему, тот рожден от Посейдона. Но Гомер содержит историю его происхождения от Гипота.
F 27: Scholia TV ad Homeri Odysseam 11.269
«Дочь Креонта бесстрашного с ней я увидел, Мегару»: выйдя за Геракла Мегара родила сыновей Теримаха и, Креонтиада, Деикоонта. Когда Геракл отправился в Аид за гончей, Лик царь Фив был убежден Герой оплести сыновей Геракла для того, чтобы принести их в жертву. Ибо он не думал, что Геракл вернется. Когда Геракл вернулся, он убил Лика и его детей. Но обезумевший от Геры Геракл убил и собственных собственного ребенка. Он также убил бы своего брата Ификла если бы Афина не предотвратила этого. И эта история идет от Асклепиада.
F 28: Scholia V ad Homeri Odysseam 11.321
«Легкий пушок, подбородки же их волосами покрылись.
Федру, Прокриду прекрасную я увидал,»:
Тесей, сын Эгея, у которого был сын Ипполит от Амазонки Антиопы, Федра, дочь Миноса, царя Крита. На страже против любого предательства со стороны мачехи, Тесей посылает своего сына Ипполита из Афин, чтобы властвовать над Трезеном, ибо он имел некоторые материнские права на правление через Эфру дочь Питфея. Федра, став похотливой по отношению к Ипполиту и серьезно поглощённая любовью к нему, сначала построили храм, посвященный богине Афродите в Афинах (тот, который теперь называют Гипполитеон), и позже, когда она была в Трезене она культивировала план, склонить молодого человека к половому сношению с ней. Ипполит жестко отреагировал на ее предложение, и он сказал, что Федра, став боится, обратила вину на него и натравила на него Тесея, говоря, что он совершил покушение на нее. Они говорят, что Тесей три желания от Посейдона, который согласился сделать все, что он молился; полагая, Федра, Тесей попросил одного из этих желаний от него: уничтожения своего ребенка. Так, как общепринято, когда Ипполит тренировался на своей колеснице, бык внезапно появился из моря, лошади были в панике, и они потащили его к смерти. Но когда ее напраслина вышла на свет, Федра повесилась. Это история, рассказанная Асклепиадом.
F 29: Scholia V ad Homeri Odysseam 11.326
«Мэру я видел, Климену с ужасной для всех Эрифилой, Ценное золото в дар принявшей за гибель супруга.» Амфиарай, сын Оикла, женившись на Эрифиле дочери Талая и ругаясь об одном или другом с Адрастом, а потом помирившись с ним, согласился на присягу, обратится к Эрифиле для арбитража о любых вопросах в которых он и Адраст отличались друг от друга, и следить за ее решением. Потом, когда кампания против Фив шла, Амфиарай пытался сдерживать аргивян и пророчествовал о грядущей гибели, но, <Адраст желал войны.>Эрифила, принимая ожерелье Гармонии у Полиника, Адраст, который надавил на Амфиарая. <Амфиарай> видя, прием даров и со многими обвинениями против Эрифилы, сам отправился в поход, но повелел своему сыну Алкмеону не ходить с эпигонами в Фивы, прежде чем убьёт свою мать. Он сказал, что Алкмеон сделал все это, и сошел с ума из–за матереубийства. Но боги освободили его от болезни, потому что убийством его матери он должен был отомстить за своего отца в благочестивый путь. Эта история рассказана Асклепиадом.
F 30: Scholia V ad Homeri Odyssey 11.582
«Я и Тантала увидел, терпящего тяжкие муки.»: Тантал сын Зевса и Плуто, хотя проводил время с богами и пировал вместе с ними, был ненасытным. Для того, выкрав у них нектар и амброзию — что было запрещено, он дал их его ровесникам. Разгневанный, Зевс изгнал его из своего небесного существования, и повесил его на высокой горе, прикованного за руки, и опрокинул Сипил, где он был похоронен. Эта история происходит от Асклепиада.
F 31: Scholia V ad Homeri Odysseam 12.69
«Славный повсюду Арго»: Тиро, дочь Салмонея, имея двух детей от Посейдона, Нелея и Пелея вышла замуж за Крефея и имела от него троих детей, Эсона, Ферета и Амифаону. По Гесиоду (Ф 18), Ясон был сыном Эсона и Полимилы, но по согласно Ферекиду он был сыном Эсона и Алкимеды. Когда Эсон умер, он оставил своего брата Пелия, как опекуна ребенка, также поручив царство ему, чтобы он отдал его своему сыну, когда он вырастет. Но мать Ясона Алкимеда, из–за страха дал ему кентавру Хирону на воспитание. Когда он вырос, став молодым человеком, Ясон отправился в Иолк с требованием его родового царство от Пелия. Но сказал Пелйя, что сначала он должен был принести золотое руно от колхов и захватить огнедышащих быков. Услышав это, Ясон сказал Хирону, поэтому Хирон отправил несколько молодых людей вместе с ним, и Афина приготовила Арго. Плывя, они пришли на землю вифинцев, и увидели Финея, который был ослеплен по этой причине: породив детей от Клеопатры, дочери Борея, и следующий брак с Эвритией, он отдал их своей мачехе, чтобы быть убитыми, потому что они были оклевётаны. Зевс рассердился на это и спросил его, хотел ли он умереть или быть слепым. И он решил не видеть Гелиоса, но Гелиос обиделся и послал Гарпий против него, которые всякий раз, когда он собирался съесть что–нибудь, губили его путем нанесения какой–то порчи на него; и таким образом Финей был наказан. Экипаж Ясона, увидев этого Финея, обратился за консультацией о том, как проплыть через так называемые Планкты [«блуждающие»] скалы. Он сказал, что поможет, если они положат конец атакам Гарпий. Заключая договор с ним, они обещали ему сделать это, и он сказал ему: «какой скорости может достичь Арго?» Когда они сказали, как голубь, он велел выпустить голубя, когда скалы сходятся вместе, и, если он будет пойман на полпути, не плыть, но если он доберётся до конца, тогда они могут совершить проход. Они сделали то, что он сказали, и когда голубь был пойман за хвост, они прикрепили кусок кормы длиной две сажени к Арго. Симплегады обрезали её край, когда они сошлись вместе; корабль прошел через них, экипаж был спасен, и скалы закрылись навсегда. Бореады Зет и Калаис прогнали гарпий от ужинов Финея». И так они пришли к колхам. История рассказана Асклепиадом.
F 32Scholia ad Pindari Pythia 3.14
«Которого еще и не родила
Вспомогаемая Илифией
Дочь конеборного Флегия,»:
[имя автор цитирует Асклепиада отсутствует:] «положена под иго брака Феба, она родила во дворце, Асклепия, вождя мужчин, и Эриопу». И точно так же [автора имя] [говорит] Арсиноя: «Арсиноя, имея сношение с сыном Зевса и Лето, родила Асклепия, их безупречного и могущественного сына.»