Гермипп Смирнский

Составитель: 

T 1: Hieronymus, De Viris Illustribus praefatio 821 cap. 1 (FHG III, p. 35; F 1 Wehrli Suppl. I)
Ты советуешь мне, Декстер, чтобы я последовал примеру Транквилла и изложил по порядку сведения о церковных писателях, чтобы я сделал в отношении наших писателей то же, что он сделал в перечне книг знаменитых мужей языческой литературы, то есть чтобы я кратко изложил тебе сведения о всех оставивших потомкам какие–либо сочинения духовного содержания, начиная со времен страдания Христова до четырнадцатого года правления императора Феодосия. Подобное было сделано в отношении знаменитых языческих мужей и греческими писателями — Гермиппом перипатетиком, Антигоном Каристским, Сатиром, мужем весьма ученым, и самым ученым из всех — Аристоксеном музыкантом, и латинскими — Варроном, Сантрой, Непотом, Гигином и Транквиллом, подражать которому ты нас всех призываешь
T 2: a. Athenaios 2, 58f b. Athenaios 5, 213f c. Athenaios 15, 696e/ b. Athenaios 5, 213f
Ученик Каллимаха Гермипп…
T 3: Athenaios 7, 327b
Гермипп Смирнский…
T 4: a. Dionysios of Halikarnassos, Isaios 1, 2 b. Josephus, Contra Apionem 1, 163/ b. Josephus, Contra Apionem 1, 163
Гермипп, описавший учеников Исократа, обстоятельный во всем остальном…
T 5: P. Oxy. 1367 fr. 2 p. 253 Gallo in Gallo – Montanari et Al. (-; 5 = 18 = 80)
Эпитома Гераклида, сына Сарапиона, из Гермиппа О законоведах, О семи мудрецах и О Пифагоре.
T 6: a. Diogenes Laertios 1, 33 b. Diogenes Laertios 2, 13 c. Diogenes Laertios 5, 2/ b. Diogenes Laertios 2, 13
Гермипп в «Жизнеописаниях»
T 7: a. P. Oxy. 1367 fr. 2 p. 253 Gallo in Gallo – Montanari et Al. b. Origenes, Contra Celsum 1, 15 c. Athenaios 4, 154d d. Athenaios 14, 619b e. Athenaios 13, 555c f. Porphyrios, De Abstinentia 4, 22,2/ b. Origenes, Contra Celsum 1, 15
Эпитома Гераклида, сына Сарапиона, из Гермиппа О законоведах
Гермиппт в своей первой книге «О законодателях»
Гермипп в шестой книге «О законодателях»
Гермипп пишет о нем во второй книге о законодателях следующее
T 8: a. P. Oxy. 1367 fr. 2 p. 253 Gallo in Gallo – Montanari at Al. b. Athenaios 10, 443a c. Diogenes Laertios 8, 88 d. Diogenes Laertios 1, 42 e. Proklos Comm. in Hes. Op. 41 p. 23 Pertusi / b. Athenaios 10, 443a
Эпитома Гераклида, сына Сарапиона, из Гермиппа (…) о Семи Мудрецах и т. д.
Гермипп в книге «О мудрецах»
как говорит Гермипп в IV книге «О семи мудрецах»
Гермипп пишет в книге «О семи мудрецах»
В своей работе о Семи мудрецах, Гермипп говорит
T 9: a. P. Oxy. 1367 fr. 2 p. 253 Gallo in Gallo – Montanari et Al. b. Josephus, Contra Apionem 1, 164 c. Diogenes Laertios 8, 10/ b. Josephus, Contra Apionem 1, 164
Эпитома Гераклида, сына Сарапиона, из Гермиппа О Пифагоре.
Гермипп во II книге «О Пифагоре»
Так Пифагор Самосский, один из самых древних, который мудростью и благочестием превзошел, по общему признанию, всех прочих философов, без сомнения не только знал о нашем существовании, но и стал во многом подражать нашему образу жизни. От него, как известно, не осталось ни одного сочинения, но многие историки засвидетельствовали о нем. Из них наиболее известен Гермипп, взявший на себя труд составить его полное жизнеописание.
T 10: a. Didymos, Comm. in Dem. Phil. 10, 32 col. 6, 50-52 p. 22 Pearson – Stephens b. Athenaios 13, 589c c. Athenaios 15, 696e-f d. PSI IX 1093, 24-26 p. 258 Montanari in Gallo – Montanari et Al. e. Diogenes Laertios 5, 1/ b. Athenaios 13, 589c - Didymos, Comm. in Dem. Phil. 10, 32 col. 6, 50-52 p. 22 Pearson – Stephens
Как сообщил Гермипп во второй книге своего труда об Аристотеле…
как говорит Гермипп в первой книге «Об Аристотеле»
Ученик Каллимаха Гермипп пишет в первой книге «Об Аристотеле»
PSI IX 1093, 24-26 p. 258 Montanari in Gallo – Montanari et Al. e.
Гермипп говорит в первой книге об Аристотеле, что…
Гермипп в книге «Об Аристотеле»…
T 11: Diogenes Laertios 2, 55
Гермипп в жизнеописании Феофраста
T 12: a. Philodemos, Historia Academicorum, P. Herc. 1021 col. 10, 40 - col. 11, 7 p. 216, 219 Gaiser b. Philodemus, Historia Stoicorum, P. Herc. 1018 col. 16, 2-6 p. 68 Dorandi / b. Philodemus, Historia Stoicorum, P. Herc. 1018 col. 16, 2-6 p. 68 Dorandi
До сих пор, так как нет никаких препятствий, уместно процитировать то, что Гермипп изложил по отношению к человеку из Пеллены, Хейрону, в своей работе О тех, кто перешел от философии к <…> и Осуществление власти.
(…) это было написано Гермиппом в своей работе О тех, кто перешел от философии к власти и т. д.
T 13: Athenaios 11, 505d
Гермипп пишет в книге «О Горгии»
T 14: a. Athenaios 13, 592d b. Hypothesis, Isokrates, Oratio 2/ b. Hypothesis, Isokrates, Oratio 2
Гермипп в своей работе «Об Исократе»
Гермипп в книге «Об Исократе»
T 15: a. Dionysios of Halikarnassos, Isaios 1, 2 b. Harpokration, s.v. Ἰσαῖος (= Suda Ι 620 s.v. Ἰσαῖος)· c. Athenaios 8, 342c d. Athenaios 10, 451e/ b. Harpokration, s.v. Ἰσαῖος (= Suda Ι 620 s.v. Ἰσαῖος)·
даже Гермипп, описавший учеников Исократа
Гермипп по второй книге сочинения «Об учениках Исократа».
Гермипп в третьей книге «Об учениках Исократа»
Гермипп в книге «Об учениках Исократа»
T 16: Athenaios 7, 327b
Гермипп Смирнский в книге «О Гиппонакте»
T 17: Diogenes Laertios 1, 8
Гермипп (в I книге «О магах»),
T 18: a. Stobaios, Eklogai 3, 5, 43 p. 269 Hense I b. Photios, Bibliotheka cod. 167, 115a 25-27, 115b 10/ b. Photios, Bibliotheka cod. 167, 115a 25-27, 115b 10
Из коллекции Гермиппа афоризмов из произведений Гомера.
Его собрание составлено заимствованием из поэтов, ораторов и знаменитых политиков. (Ибо он также собрал воедино свидетельства от всех этих групп)…Гермипп
T 19: a. Vita Arati I p. 9,21-10,7 Martin b. Scriptorum astronomicorum Index Vaticanus cod. 191 fol. 209b med, in E. Maass, Aratea, Berlin, 1892, p. 121 [cf. Id., Das Vaticanische Verzeichniss der Aratcommentatoren, in Hermes 16 (1881), p. 385-386] c. Scriptorum astronomicorum Index Vaticanus cod. 381 fol. 163b, in E. Maass, Aratea, Berlin, p. 1892, p. 123 (cf. Id., Das Vaticanische Verzeichniss der Aratcommentatoren, in Hermes 16 (1881), p. 388)/ b. Scriptorum astronomicorum Index Vaticanus cod. 191 fol. 209b med, in E. Maass, Aratea, Berlin, 1892, p. 121 [cf. Id., Das Vaticanische Verzeichniss der Aratcommentatoren, in Hermes 16 (1881), p. 385-386]
Гегесианакт и Гермипп написали все, что касается небесных созвездий, как и многие другие авторы, зафиксировали эти явления, но они вошли полностью в заблуждение.
Авторы, писавшие о поэте (Арате).
Гермипп
Авторы, которые писали о тверди.
(26) Гермипп
T 20: Theophrastos, Metaphysika, 12a 3 - b 1 subscriptio p. 23 Laks – Most (-; 54)
[нарисованная] из метафизики Теофраста». Андроник и Гермипп не знают этой работы, ибо они не делали никаких упоминаний о нем в каталоге сочинений Теофраста. Николай в его Исследовании Аристотеля Метафизики делает упоминание об этом, заявив, что она была написана Теофрастом.
F 1: Origenes, Contra Celsum 1, 15 (FHG III, p. 36, F 2 = F 81 Wehrli Suppl. I)
Говорят, что и Гермипп в своей первой книге «О законодателях» рассказывал о Пифагоре, что он будто бы принес к грекам свою философию от иудеев.

О законодателях

Книга первая
F 2: Athenaios 4, 154d (1; 83)
Гермипп в первой книге «О законодателях» указывает, что первыми ввели в обиход поединки жители Мантинеи по совету их согражданина Демонакта; от них это переняли жители Кирены.
F 3: P. Oxy. 1367 fr. 1 p. 251-253 Gallo in Gallo–Montanari et Al. (-; 82)
Книги 1-2
(Кол I.) некоторые люди возбудили против него иск на сто девяносто талантов, утверждая, что он получил эту сумму от Птолемея в помощь городу. Когда он был оправдан по этому обвинению, они внесли еще один иск на сто пятьдесят талантов. Затем он удалился в Коринф. Когда он был осужден, он стремился возместить убытки, нанесённые ему, продав свою собственность. Однако, так как никто из граждан ничего не купил, его земли превратились в пустоши и дом его рухнул.
Демонакс, басилей Мантинеи: он дал законы народу Кирены, и прибыл в Дельфы … Демонакс царь мантинейцев … после выделения некоторых жителей Барки… в Мантинее … Ливия … Геродот также упоминает Демонакса, сообщая его дали в качестве законодателя киренцам мантинейцы в соответствии с оракулом.
Книга 2
В Афинах, традиционно считается, что двуединый по своей природе и землеродный Кекроп был, во время его правления в качестве царя, первый закнодатель. Его законы … были высоко оценены, но Филохор…
(кол. II) Визигес: [сказал] дал законы; поэт Лас также упоминает его. Архимах, как говорят, принял некоторые законы и пересмотрел некоторые другие, и что законы, принятые им, были хорошие … 400 советов …
Книга вторая
F 4: Porphyrios, On Abstinence 4, 22,2-5 (3; 84)
По преданию, Триптолем был древнейшим законодателем Афин; Гермипп пишет о нем во второй книге о законодателях следующее: «Говорят, и Триптолем законодательствовал афинянам, три его закона, по словам философа Ксенократа, и до сих пор действуют в Элевсине: чтить родителей, приносить в дар богам плоды и не причинять вреда животным». 3. Введение двух первых законов он считает прекрасным: разве мы не должны отплатить своим родителям — благодетелям нашим — добром, разве не следует приносить в дар богам первины от тех благ, которые они нам даровали? Но относительно третьего закона Гермипп затрудняется, ему непонятно, ради чего Триптолем предписал воздерживаться от животных. 4. «Или, — говорит Гермипп, — Триптолем думал, что убивать единородное существо ужасно вообще, или допускал, что людям случается убивать для употребления в пищу даже наиболее полезных животных [, и это допустимо, в известных границах]». Так что, желая установления культурного (ἥμερον) образа жизни, он пытался защитить от насилия обитающих вместе с человеком животных, а также имеющих кроткий нрав. Если только не ввел он третий закон, чтобы дольше действовал второй, рассудив, что если богам не будут приносить в жертву животных, то обычай принесения богам плодов удержится дольше.
Книга шестая
F 5: Athenaios 14, 619b (7; 88)
В Афинах за выпивкой распевали даже Харондовы законы; об этом сообщает Гермипп в шестой книге «О законодателях»
F 6: Athenaios 13, 555c (6; 87)
рассказ, содержащийся в книге Гермиппа «О законодателях» о том, что в Лакедемоне существовал обычай запирать девушек с неженатыми юношами в темном тереме, и кто какую хватал, ту и уводил себе в жены без приданого. Поэтому и был наказан Лисандр, когда бросил девушку, попавшуюся первой, и захотел увести другую, покрасивее
F 7: Plutarch, Lykourgos 5, 4-9 (4; 86)
Когда же приспел срок, он приказал тридцати знатнейшим мужам выйти ранним утром с оружием на площадь, чтобы навести страх на противников. Из них двадцать, самые знаменитые, перечислены Гермиппом, первым помощником Ликурга во всех делах и наиболее ревностным соучастником издания новых законов называют Артмиада.
F 8: a. Plutarch, Lykourgos 23, 3-4 b. Plutarch, Lykourgos 1, 2/ b. Plutarch, Lykourgos 1, 2
Впрочем, как говорится у Гермиппа, иные утверждают, будто сначала Ликург не имел ко всему этому ни малейшего отношения и никак не был связан с Ифитом, но прибыл на игры случайно.
Одни утверждают, будто Ликург был современником Ифита и вместе с ним учредил Олимпийское перемирие.

О семи мудрецах

Книга четвёртая
F 9: Diogenes Laertios 8, 88 (20; 16)
Слава его распространялась по всему эллинству, — и за те законы, которые он написал для сограждан (как говорит Гермипп в IV книге «О семи мудрецах»), и за его астрономию, и за его геометрию, и за прочие достопамятные труды.
F 10: Diogenes Laertios, 1, 42 (10, 1 DK) (8; 6)
Гермипп в книге «О мудрецах» называет семнадцать человек, из которых по–разному выбирают семерых: это Солон, Фалес, Питтак, Биант, Хилон, Мисон, Клеобул, Периандр, Анахарсис, Акусилай, Эпименид, Леофант, Ферекид, Аристодем, Пифагор, Лас Гермионский, сын Хармантида или Сисимбрина (или Хабрина, как пишет Аристоксен), и Анаксагор.
F 11: Athenaios 10, 442f-443a (16; 13)
О мефимнянах Феопомп в пятидесятой же книге пишет: «они устраивали себе пышные трапезы, разваливаясь на ложах и пьянствуя, но не совершали ничего, достойного этих трат. Конец этому положил тиран Клеомид, приказав завязать в мешки и утопить в море трех–четырех главных развратников вместе со своднями, совращавшими свободорожденных женщин». Гермипп пишет в книге «О семи мудрецах», что так же поступил и Периандр.
F 12: a. Proklos, Comm. in Hes. Op. 41 p. 23 Pertusi = Plutarch F 26 Sandbach b. Athenaios 2, 58f/ b. Athenaios 2, 58f
Дурни не знают, что больше бывает, чем все, половина, что на великую пользу идут асфодели и мальва.] самых дешевых продуктах… возможно, он говорит в результате исследования, как Гермипп в своей книге о семи мудрецах (IV) рассматривает алимос. Геродор называет алимос так же, в пятой книге истории Геракла. И Платон в третьей книге Законов. Что Эпименид мог съесть только немного еды, а затем мог бы сделать это через весь день без дополнительного питания или напитки. Она была сделана из асфоделя и мальвы, и делала его никогда не чувствующим себя голодным или жаждущим.
Ученик Каллимаха Гермипп утверждает, что мальва является главной частью снадобья, называемого «лекарством от голода и жажды».

Жизнеописания

F 13: Diogenes Laertios 1, 33 (12; 11)
Гермипп в «Жизнеописаниях» приписывает Фалесу то, что иные говорят о Сократе: будто бы он утверждал, что за три вещи благодарен судьбе: во–первых, что он человек, а не животное; во–вторых, что он мужчина, а не женщина; в-третьих, что он эллин, а не варвар.
F 14: a. Plutarch, Solon 2, 1 b. Plutarch, Solon 1, 2/ b. Plutarch, Solon 1, 2
Отец Солона, как говорит Гермипп, истратил часть состояния на дела благотворительности разного рода.
F 15: Plutarch, Solon 11, 1-2 (11; 8)
Однако он не был избран главнокомандующим в этой войне, как, по свидетельству Гермиппа, утверждает Эванф Самосский:
F 16: a. Diogenes Laertios 1, 101-102 b. Plutarch, Solon 5, 2-3 (= Tzetzes, Chil. 4, Hist. 9, 924-932)/ b. Plutarch, Solon 5, 2-3 (= Tzetzes, Chil. 4, Hist. 9, 924-932)
Сосикрат говорит, что в Афины он прибыл в 48‑ю олимпиаду, в архонтство Евкрата. Гермипп говорит, что он явился к дому Солона и велел одному из рабов передать, что к хозяину пришел Анахарсис, чтобы его видеть и стать, если можно, его другом и гостем. Услышав такое, Солон велел рабу передать, что друзей обычно заводят у себя на родине. Но Анахарсис тотчас нашелся и сказал, что Солон как раз у себя на родине, так почему бы ему не завести друга? И пораженный его находчивостью, Солон впустил его и стал ему лучшим другом.
Есть рассказ о личном свидании и разговоре Солона с Анахарсисом, а также с Фалесом.
F 17: Plutarch, Solon 6, 1-7 (10; 10)
Когда Солон пришел к Фалесу в Милет, он удивлялся полному его равнодушию к браку и рождению детей. Фалес на этот раз промолчал, а спустя несколько дней подговорил одного приезжего рассказать, будто он недавно, десять дней назад, приехал из Афин. Солон спросил его, нет ли чего нового в Афинах. Приезжий, подученный Фалесом, сказал: «Ничего, только клянусь Зевсом, были похороны одного молодого человека, и провожал его весь город. Это был, как говорили, сын человека известного, первого в городе по своим нравственным качествам. Его самого не было; говорили, что он уже давно находится за границей». — «Какой несчастный!.. — воскликнул Солон. — А как его называли?» «Я слышал его имя, — отвечал тот, — да не помню; только много было разговоров об его уме и справедливости». Так при каждом ответе страх у Солона все возрастал; наконец, уже в полной тревоге он подсказал приезжему имя и спросил, не называли ли умершего сыном Солона. Тот ответил утвердительно. Тогда Солон стал бить себя по голове, делать и говорить все то, что делают и говорят люди в глубоком несчастии. Фалес, дотронувшись до него и засмеявшись, сказал: «Вот это, Солон, и удерживает меня от брака и рождения детей, что валит с ног и тебя, такого сильного человека. Что же касается этого рассказа, не бойся: это неправда». По свидетельству Гермиппа, так рассказывает Патек, утверждавший, что в нем душа Эзопа.
F 18: Diogenes Laertios 1, 72-73 (14; 12)
Он был уже старцем в 52‑ю олимпиаду, когда в расцвете сил был баснописец Эзоп. А умер он (по словам Гермиппа) в Писе, приветствуя своего сына после олимпийской победы в кулачном бою, от избытка радости и от старческого слабосилия; и все, кто был на празднествах, с честью предали его земле.
F 19: Diogenes Laertios, 1, 106 (15; 14)
Мисон, сын Стримона (как пишет Сосикрат, ссылаясь на Гермиппа), родом из Хен, этейской или лаконской деревушки, тоже причисляется к семи мудрецам; отец его, говорят, был тираном.
F 20: Diogenes Laertios 1, 117-118; 120-121 (19; 17)
Гермипп рассказывает, что, когда завязалась война между эфесцами и магнесийцами, Ферекид желал победы эфесцам; и когда он спросил одного путника, откуда тот, и услышал, что из Эфеса, то сказал: «Тогда оттащи меня за ноги, положи в земле магнесийцев, а согражданам вели после победы там меня и похоронить, — таков завет Ферекида». Путник передал сказанное; и через день эфесцы напали на магнесийцев, одолели их, а скончавшегося Ферекида там и погребли, почтив пышными почестями.

О Пифагоре

Книга первая
F 21: Josephus, Contra Apionem 1, 163-165 (cf. BNJ 737 F 1) (21; 22)
Так вот, в первой книге этого сочинения о Пифагоре он сообщает, что «Пифагор, когда один его ученик по имени Каллифонт, родом из Кротона, умер, говорил, что душа его днем и ночью сопровождает его и что она повелевала ему не проходить по тому месту, где спотыкался осел, воздерживаться от возбуждающей жажду воды и избегать всякого злословия». К этим словам он прибавляет следующие: «Так он говорил и поступал, подражая верованиям евреев и фракийцев и усваивая их себе».
Книга вторая
F 22: Diogenes Laertios 8, 10 (24; 23)
Кипарисовыми гробами они не пользовались, потому что из кипариса сделан скипетр Зевса (об этом говорит Гермипп во II книге «О Пифагоре»).
F 23: Diogenes Laertios 8, 1 (22; 19)
Пифагор, сын Мнесарха — камнереза, родом самосец (как говорит Гермипп)
F 24: Diogenes Laertios 8, 41 (23; 20)
Тот же Гермипп передает и другой рассказ о Пифагоре: появившись в Италии, говорит он, Пифагор устроил себе жилье под землей, а матери велел записывать на дощечках все, что происходит и когда, а дощечки спускать к нему, пока он не выйдет. Мать так и делала; а Пифагор, выждав время, вышел, иссохший, как скелет, предстал перед народным собранием и заявил, будто пришел из Аида, а при этом прочитал им обо всем, что с ними случилось. Все были потрясены прочитанным, плакали, рыдали, а Пифагора почли богом и даже поручили ему своих жен, чтобы те у него чему–нибудь научились; их прозвали «пифагорейками». Так говорит Гермипп.
F 25: Diogenes Laertios 8, 40 (23; 20)
А Гермипп рассказывает, что была война между акрагантянами и сиракузянами и Пифагор с ближними выступил во главе акрагантян, а когда началось бегство, он попытался обогнуть стороной бобовое поле и тут был убит сиракузянами; остальные же его ученики, человек до тридцати пяти, погибли при пожаре в Таренте, где они собирались выступить против государственных властей.
F 26: Athenaios 4, 163e (26; 24)
Некоторые даже посчитали, что длинноволосая грива и есть исконно пифагорейская прическа, однако по свидетельству Гермиппа, такая мода была введена именно Диодором.
F 27: Athenaios 5, 213f-214a (cf. Poseidonios of Apameia BNJ 87 F 36 = F 253 Edelstein–Kidd = F 247 Theiler) (22a; 21)
Через несколько дней он стал тираном, явив на практике пифагорейское учение о заговорах, а заодно и истинное значение философии доброго Пифагора, как описывают его Феопомп в восьмой книге «Истории Филиппа» и ученик Каллимаха Гермипп

Об Аристотеле

Книга первая
F 28: Athenaios 13, 589c (42; 46)
А разве стагирит Аристотель не прижил сына Никомаха от гетеры Герпиллиды? И он жил с нею до самой смерти, как говорит Гермипп в первой книге «Об Аристотеле», добавляя, что и в завещании философ приказал заботиться о ней должным образом.
F 29: a. PSI IX 1093, 24-31 p. 258 Montanari in Gallo – Montanari et Al. b. I. Bekker (ed.), Anecdota Graeca, I. Lexica Segueriana, Berlin, 1814, p. 233, 13-16 c. Schol. Plat. Phil. 48c p. 53 Greene / b. I. Bekker (ed.), Anecdota Graeca, I. Lexica Segueriana, Berlin, 1814, p. 233, 13-16
Гермипп говорит в первой книге об Аристотеле, что дельфийский евнух по имени Лабус, староста храма Аполлона, первым придумал фразу (Познай самого себя).
Познай себя: сообщение об апофтегме, некоторые приписывают Хилону. Однако Гермипп, утверждает, что «Познай самого себя» было придумано и написано на храме дельфийским евнухом.
F 30: Athenaios 15, 696a-697b (42; 48)
Ученик Каллимаха Гермипп пишет в первой книге «Об Аристотеле», что пеаном является и песня, написанная в честь Кратера Македонского, сочинение диалектика Алексина.
F 31: Didymos, Comm. Dem. Phil. 10, 32 col. 4, 66-68; col. 5, 20-21; col. 6, 50-59 p. 13, 15, 22 Pearson – Stephens (-; 49)
Книга вторая
Среди них мы встречаем Феопомпа в книге 46‑й Филипики; он пишет следующее: (…)
Гермий умер на кресте.
(…)
Более того, авторы также расходятся во мнениях относительно его (Гермия, тирана Атарнея) захвата и смерти. Действительно, как сообщает Гермипп во второй книге своего труда Аристотель, умер в плену, но некоторые считают, что он был замучен царем и был распят, как сообщалось выше, в то время как другие (как, например, Каллисфен) утверждают, что он страдал от наихудших болей без раскрытия каких–либо положений о его сговоре с Филиппом. Кроме того, некоторые утверждают, что он был арестован в Катане, в Эолии, в то время как другие утверждают, что это произошло в другом месте.
F 32: Diogenes Laertios 5, 1 (41; 44)
Никомах этот был потомок Никомаха, сына Махаона и внука Асклепия (так пишет Гермипп в книге «Об Аристотеле»);
F 33: Diogenes Laertios 5, 2-3 (41; 45)
Гермипп в «Жизнеописаниях» рассказывает, будто он находился в афинском посольстве к Филиппу, когда главенство в академической школе перешло к Ксенократу; вернувшись и увидев над школой нового человека, он предпочел прохаживаться взад и вперед с учениками в Ликее и беседовать с ними о философии, пока не наступал час натираться маслом.

Жизнеописание Феофраста

F 34: Diogenes Laertios 2, 55 (45; 52)
Аристотель сообщает, что похвальные слова и надгробные надписи Гриллу сочинялись без счету — отчасти и для того, чтобы порадовать отца; а Гермипп в жизнеописании Феофраста утверждает, что похвальное слово Гриллу написал даже Исократ.
F 35: Athenaios 1, 21a-b (43; 51)
Гермипп же рассказывает, что Феофраст имел обыкновение являться в Перипат точно в назначенный час, блистая маслом и тщательно одевшись; затем он усаживался и начинал лекцию, сопровождая ее всеми надобными движениями лица и тела: когда, например, он однажды изображал лакомку, то высунул язык и облизнулся.
F 36: Diogenes Laertios 5, 41 (p. 24-26 Sollenberger) (44; 53)
Фаворин рассказывает, что в старости его носили на носилках, — так повествует Гермипп, ссылаясь на сообщение Аркесилая Питанского Лакиду Киренскому.
F 37: a. Theophrastos, Historia de plantis VII subscriptio cod. Urbinas gr. 61 [Moraux (1951: n. 3)] b. Theophrastus, Historia de plantis III titulum cod. Urbinas gr. 61/ b. Theophrastus, Historia de plantis III titulum cod. Urbinas gr. 61
Это седьмая книга исследования Феофраста о растениях. Гермипп озаглавливает её О кустарничках и травах, Андроник Исследование о растениях.
Исследования Феофраста о растениях. Книга 3: О Диких Деревьях.
F 38: Athenaios 6, 252c (46; 56)
При царе Аттале нахлебником и наставником был Лисимах, которого Каллимах причисляет к ученикам Феодора; Гермипп, однако, относит к кругу Феофраста.
F 39: Philodemos, Historia Academicorum, P. Herc. 1021 col. 10, 40 - col. 12, 41 + P. Herc. 164 fr. 22, 24-25, 29, 33 – p. 216-227, 495-500 Gaiser [cf. Dorandi (1991: 141-143, 232-234)] (-; 89)
Тем не менее, поскольку не существует никаких препятствий, а цитирование–это в место того, что Гермипп опустил в отношении человека из Пеллены, Хайрона, в своей работе «О тех, кто перешел от философии к <…> и осуществление власти». «Во–первых, Хайрон из Пеллены жил в Академии вместе с Платоном и Ксенкратом, но после побед над людьми в борьбе, не падая–два или три раза, так он сказал, [на Олимпиаде], и три раза на Пифийских играх–он не подчинился принципам возвышенного и благородного человека (Платона), выступавшего за «равные права равных», как сообщал Дикеарх.
Действительно, ведь он добился благопристойные поступки через его силу, он не поддерживал платонический образ жизни больше и контакты с его друзьями. (…) Однако именно из–за этих вещей македонянин (Александр Великий) сделал этого человека, который смотрел на всех свысока и все же был в целом восхищен, наглым тираном в своем родном городе. Мы все знаем, что у него явно был лукавый изгиб рта, когда он сообщил послам, что Антипатр, с помощью Коррага и его доблестных воинов, которые в свое время были размещены на Пелопоннесе, он взял под жесткий контроль свой родной город, с одной стороны, изгнав граждан, и, с другой стороны, отдал рабам имущество и супруг их хозяев.
Теперь Фаний говорит, что он (Хайрон из Пеллены) стал жадным до чести, думая исключительно о своей собственной выгоде, и что он показал себя как наглый тиран в соответствии с [высокомерием, вытекающим из] его олимпийской победы. Он даже брался, по мнению некоторых авторов, основать новый город, названный Херонея близко к Мегарским болотам, как будто они были его собственностью. И когда он пытался со всей его энергией, прорыть проход, достаточно глубокий и широкий (для прохода кораблей) на Истме (в Коринфе), он не преуспел в соединении двух морей…. Вышеупомянутый Ксенократ, напротив, предложил спокойное образование, воздавая хвалу и мягкую критику одинаково, так что через почтение [к своему учителю] и признание [своего учителя], его (Хирона) обучение продолжалось успешно, пока он оставался с ним; все это было закончено, когда он покинул Афины и требования, предъявляемые к нему Ксенократом, а также похвалы последнего. Было много тех, кто рекомендовал его в качестве правителя–хоть и не совсем без страха–потому, что они смотрели на него, как того, кто приобрел мудрость, пройдя такую высокую подготовку. Другие, напротив, страшились его, потому что у него явно был лукавый изгиб рта, когда он сказал посланникам Антипатра, что его дела процветают, благодаря за оказанную помощь Коррага и тысяч солдат, расположившихся с ним в Пелопоннесе.»
F 40: a. Athenaios 4, 162c-e b. Philodemos, Historia Stoicorum, P. Herc. 1018 col. 15, 8-11 - col. 16 – p. 68 Dorandi / b. Philodemos, Historia Stoicorum, P. Herc. 1018 col. 15, 8-11 - col. 16 – p. 68 Dorandi
С такой же обстоятельностью рассуждает и о том, что сын Софрониска говорил о поцелуях, — а за это, по словам Гермиппа, Антигон доверил ему Акрокоринф; но Персей ударился в пьянство и в результате бежал не только из крепости, но и из самого Коринфа, побежденный военной ловкостью Арата Сикионского.
Другие уверяли, что он покинул регион [на лодке?] (…) в ответ на его хорошую репутацию (…) Гермипп (…) в своем сочинении О тех, кто перешел от философии к осуществлению власти (…) жизнь (… ), будучи учеником Зенона (…)

О Горгии

F 41: (53; 63) Athen. 11, 505d-e
И Гермипп пишет в книге «О Горгии»: «Когда Горгий, посвятив в Дельфы свою золотую статую, приехал в Афины, то Платон, увидев его, сказал: «Вот наш золотой красавец Горгий!», а Горгий откликнулся: «Вот какого породили Афины нового Архилоха»».

О Исократе

F 42: a. Hypothesis, Isokrates, Oratio 2 b. [Plutarch] Lives of the ten Orators 838a (cf. Photios, Bibliotheka cod. 260, 487b)/ b. [Plutarch] Lives of the ten Orators 838a (cf. Photios, Bibliotheka cod. 260, 487b)
Гермипп в книге «Об Исократе» утверждает, ссылаясь на некоего Эвандра, нападавшего на софистов, что сам Исократ получил от Никокла 20 талантов и за это послал ему эту речь после смерти Эвагора, как бы желая и Никоклу тоже быть полезным после смерти его отца.
Он был очень богат, как в связи с большими суммами денег, что он брал с учеников, а кроме того, в свое время он получил двадцать талантов от Никокла, царя Кипра, так как посвятил ему речь.
F 43: a. Athenaios 13, 592d b. [Plutarch] Lives of the ten Orators 839b c. Harpokration, s.v. Λαγίσκα (= Suda Λ 17 s.v. Λαγίσκα)/ b. [Plutarch] Lives of the ten Orators 839b
Гермипп в своей работе «Об Исократе» пишет, что когда он достиг преклонного возраста, то взял в дом гетеру Лагиску, которая родила ему дочь.
Он не женился, покуда был молод; но в старости сожительствовал с Лагиской, и, прежде чем вступил в брак, от нее имел дочь, умершую двенадцати лет от роду.
Упоминает о ней в следующих стихах и Страттид:
Мне мнилося, еще лежу на ложе я
С Лагиской, Исократовой наложницей,
Она меня щекочет и ласкается,
Но тут явился собственной персоною
Сверлильщик флейт.
F 44: a. Hypothesis, Isokrates, Oratio 5 b. [Plutarch] Lives of the ten Orators 837f (cf. Photios, Bibliotheka cod. 260, 487a)/ b. [Plutarch] Lives of the ten Orators 837f (cf. Photios, Bibliotheka cod. 260, 487a)
Исократ написал эту речь, будучи стариком, незадолго до своей и Филиппа кончины, как утверждает Гермипп.
Речь «Об обмене имуществом» он написал, когда ему было восемьдесят два года, а «К Филиппу» незадолго до своей смерти.

Об учениках Исократа

Книга вторая
F 45: a. Harpokration, s.v. Ἰσαῖος (= Suda Ι 620 s.v. Ἰσαῖος) b. Dionysios of Halikarnassos, Isaios 1, 2 c. [Plutarch] Lives of the ten Orators 837d (cf. Photios, Bibliotheka cod. 260, 487a) d. Dionysios of Halikarnassos, Isaios 1, 1/ b. Dionysios of Halikarnassos, Isaios 1, 2
Исей один из десяти ораторов, ученик Исократа, учитель Демосфена, афинянин родом, как говорит Гермипп по второй книге сочинения «Об учениках Исократа».
Ведь даже Гермипп, описавший учеников Исократа, обстоятельный во всем остальном, об этом ораторе не сказал ничего, кроме двух этих вещей: что он был слушателем Исократа, учителем Демосфена; он общался с лучшими из философов
Книга третья
F 46: a. Athenaios 13, 590c-e (= Eustathios, ad Hom. Il. 22, 83 p. 1259, 1-6) b. Harpokration, s.v. Εὐθίας (= Suda Ε 3497 s.v. Εὐθίας) c. Athenaios 8, 342c d. [Plutarch] Lives of the ten Orators 849d-e e. Athenaios 13, 591e/ b. Harpokration, s.v. Εὐθίας (= Suda Ε 3497 s.v. Εὐθίας)
Фрина же была родом из Феспий. Эвфий привлек ее к суду по уголовному обвинению, но суд ее оправдал; Эвфия это так обозлило, что с тех пор он не брал на себя ни одного судебного дела, как уверяет Гермипп
Гиперид В защиту Фрины. Эвфий был одним из тех, кого презирает из–за их обличительной деятельности (сикофанства). Однако, так Гермипп говорит, Анаксимен написал речь против Фринв для него.
Гермипп в третьей книге «Об учениках Исократа» пишет, что Гиперид всегда с утра прогуливался по рыбному рынку.
Он так много предавался любовным забавам, что выставил сына за дверь, чтобы проводить время с известной гетерой Мирриной. В Пирее у него была другая, которую звали Аристагора, и в Элевсине, где у него было поместье, он содержал Филу, девушку–фиванку, которую он выкупил за двадцать мин. Обычно он прогуливался по рыбному рынку.
Полагают, что он был обвинен в безбожии вместе с некой Фриной, еще одной гетерой, и как стало ясно после задержания, и как он сам дает понять в начале речи, он состоял с ней в связи; и говорят, что, когда уже готовились огласить приговор, он вывел ее перед судом, снял с нее одежды, и показал обнаженные груди, которые были столь белы, что ради ее красоты судьи оправдали ее.
F 47: [Plutarch] Lives of the ten Orators 849a-c (cf. Photios, Bibliotheka 266, 496a) (65; 68b)
Много позже, после поражения при Кранноне, когда Антипатр потребовал выдачи, а народ решил выдать его, он бежал вместе с другими осужденными в Эгину; там встретившись с Демосфеном, он просил прощения за нарушение дружбы между ними. Уйдя оттуда, он был задержан Архием по прозвищу Фигадотер, урожденным фурийцем, бывшим актером, но в то время находившимся на службе у Антипатра; этот человек, говорят, и арестовал его в самом храме Посейдона, хотя он и охватил руками статую бога. Он предстал перед Антипатром, который тогда находился в Коринфе; и когда его положили на козлы, он откусил себе язык, чтобы не выдать никаких секретов своей родины, и таким образом умер на девятый день месяца пианепсион. Гермипп говорит, что когда его доставили в Македонию, ему вырвали язык, а тело бросили без погребения, но Алфиной его двоюродный брат (или, по мнению других, внук, сын Главкиппа), с помощью некого Филопейфа, врача, получил разрешение забрать его тело, кремировал и отправил прах в Афины родственникам, вопреки указов афинян и македонян, которые не только изгнали его, но также запретили погребение на родине.
F 48: Athenaios 10, 451e-f (69; 77)
Гермипп в книге «Об учениках Исократа» говорит, что Феодект Фаселидский очень легко решал заданные ему загадки и сам ловко задавал их другим. Известна его загадка о тени. В ней говорится, что есть одна вещь, которая при рождении и при смерти больше всего, а в расцвете сил — меньше всего. Вот как звучит загадка:
Ни на земле, нас кормяшей, ни в море, ни среди смертных
Ты не увидишь, чтоб тело росло так странно, как это:
Только родившись, оно бывает огромным и длинным,
В самой цветущей поре — мало; когда ж постареет,
Снова огромной длины достигает оно перед смертью.
F 49: a. Plutarch, Demosthenes 5, 7 b. [Plutarch] Lives of the ten Orators 844c c. Suda Δ 454 s.v. Δημοσθένης/ b. [Plutarch] Lives of the ten Orators 844c
А Гермипп говорит, что в каком–то сочинении неизвестного автора он прочел, будто Демосфен посещал школу Платона и более всех своим красноречием был обязан ему. Тот же Гермипп, ссылаясь на Ктесибия, сообщает, что Демосфен основательно изучил наставления Исократа и Алкидаманта, тайно получивши их от сиракузянина Каллия и некоторых других.
Ктесибий в своей книге по философии утверждает, что при помощи Каллия из Сиракуз он получили речи Зоила из Амфиполя, а также с помощью Харикла из Карист — речи Алкидама, и посвятил себя их разбору.
Демосфен из Афин…. (Демосфен), когда он наблюдал оратора Каллистрата, выступающего от имени оропцев пожелал обучиться риторике. Он слушал Исея ученика Исократа и речи Зоила Амфипольского, софиста в Афинах Поликрата, Алкидаманта, ученика Горгия, и даже самого Исократа.
F 50: Aulus Gellius, Noctes Atticae 3, 13 (= Ammianus Marcellinus 30, 4,5) (61; 72)
Гермипп оставил такое свидетельство: Демосфен, еще юношей, имел обыкновение часто приходить в Академию и слушать Платона. (2) «И вот этот Демосфен, — говорит он, — выйдя по своему обыкновению из дому, направляясь к Платону и увидев множество сбегающихся отовсюду людей, спросил о причине этого явления и узнал, что они бегут послушать Каллистрата. (3) Этот Каллистрат был оратором в Афинском государстве [из тех], которых они называют демагогами (δημαγωγοί). (4) Захотелось ему чуть отклониться от пути и посмотреть, достойна ли [его] речь такого рвения и спешки. (5) Он пошел, — продолжает [Гермипп], — и услышал Каллистрата, произносящего знаменитую «Речь об Оропе», и так был потрясен, очарован и увлечен, что уже с этого времени стал последователем Каллистрата, а Академию с Платоном оставил».
F 51: a. Plutarch, Demosthenes 30, 1-2 b. [Plutarch] Lives of the ten Orators 847a (cf. Photios, Bibliotheka cod. 265, 494b)/ b. [Plutarch] Lives of the ten Orators 847a (cf. Photios, Bibliotheka cod. 265, 494b)
Но по утверждению некоего Паппа, рассказ которого повторяет Гермипп, когда Демосфен упал подле жертвенника и на листке не оказалось ничего, кроме самых первых слов письма: «Демосфен Антипатру…», — все были изумлены внезапностью этой смерти. Фракийцы, караулившие при входе, объясняли, будто он переложил яд из какого–то лоскутка на ладонь, поднес ко рту и проглотил, а они–де подумали, что он глотает золото.
Некоторые говорят, что было найдено письмо: «Демосфен Антипатру шлет привет».
F 52: Plutarch, Demosthenes 11, 4 (63; 74)
Гермипп сообщает, что по aision, когда его попросили сравнить древних ораторов, с теми из его собственного времени, ответил, что, услышав дискурс изящный и великолепный к народу старых риторов, можно было бы быть пораженным восхищением на них, но когда выступления Демосфена читались, они выделялись их обустройством и трогательностью.
F 53: a. Suda Δ 454 s.v. Δημοσθένης b. Dionysios of Halikarnassos, Demosthenes 53, 3 c. Plutarch, Demosthenes 4, 4-6; 8 d. Libanios, Hypoth. Dem. 4-5 (cf. Photios, Bibliotheka cod. 265, 495a, 34-44) e. [Plutarch] Lives of the ten Orators 847e (cf. Photios, Bibliotheka cod. 265, 495a, 31-34) f. schol. Aischin. Or. 1, 126 p. 45 Dilts g. Harpokration, s.v. Ἀργᾶς (= Suda Α 3760 s.v. Ἀργᾶς)/ b. Dionysios of Halikarnassos, Demosthenes 53, 3
Демосфен был афинянин, сын Демосфена и Клеобулы, ритор, из дема Пеонии. Он был учеником, скорее добросовестным, нежели одаренным, об этом нам рассказывает Гермипп; тот же авторитет добавляет, что он был разнузданным любителем удовольствия. В молодости за его привычку ходить в женской одежде получил прозвище Батал. В своем зрелом возрасте он назывался Арг, который является также именем змея.
Он очень много работал над модуляцией его голоса и движениями его тела, потому что он хотел освоить оба аспекта полностью, несмотря на конституцию, которая, по данным Деметрия Фалерского и всех других его биографов, была не очень приспособлена для таких упражнений.
Вероятно, именно по этой причине он и остался без образования, подобавшего мальчику из хорошего рода, а еще — из–за слабого и нежного сложения, ибо мать оберегала его от всяких утомительных занятий, а дядьки–наставники не принуждали учиться. С самого детства он был чахлый и болезненный; в насмешку над его бессилием товарищи прозвали его Баталом. Этот Батал, как говорят некоторые, был флейтист, чья порочная изнеженность послужила Антифану темою для злой комедии. Другие упоминают о поэте Батале, сочинявшем пиршественные песни слишком вольного содержания. Кроме того, сколько можно судить, словом «батал» [bátalos] обозначалась тогда у афинян одна не совсем удобопроизносимая часть тела. А другое прозвание, Арг, ему дали либо за резкий и злой нрав (иные из поэтов «аргом» [argâs] именуют змею), либо за тягостную для слуха речь — по имени поэта, писавшего скверные, неблагозвучные стихи.
У него слабое тело и слабое здоровье, которое помешало ему посетить гимнасий, как все афинские мальчики привыкли делать. Поэтому, когда он достиг зрелого возраста, он издевался над своими врагами из–за его мягкости, и он получил прозвище «Батал». Сообщается, что Батал был эфесский флейтист, который впервые ввел использование женских сандалий и женоподобных песен на сцене; короче говоря, его поступок ударил мягкости. Необузданных и женоподобных мужчин называли «Батал» по нему.
Некоторые сообщают, что он жил развратной и порочной жизнью, появляясь часто в женской одежде и, зачастую скрытый маской и навеселе, отчего его прозвали Батал, хотя другие говорят, что это ласкательное прозвище ему дала няня, и что от этого он был прозван Баталом в насмешку.
Батал был флейтист, который проституировал сам; «Батал» обозначает распутных и развратных мужчин. Некоторые говорят, что это имя возникло от флейтиста по имени Батал. (…) Таким образом, Демосфен тоже был назван таким образом из–за его мягкости; за это над ним издевались все.
Арг. (…) Это более правдоподобно, чтобы сказать, что дорийцы, и аргивяне в частности, называли змея арг, как Ахай в Адрасте. Тимахид Родосский говорит, что змея назвали аргас не из–за своего языка, но что арг был прообразом змея; так, Демосфен, который ушёл, чтобы подать иск против своих опекунов в отношении их опеки, был, вероятно, назван змеей из–за его агрессивного воздействия.
F 54: Plutarch, Demosthenes (70; 76) 28, 3
Гермипп называет Архия одним из учеников оратора Лакрита

О Гиппонакте

F 55: Athenaios 7, 327b-c (74; 93)
Однако Гермипп Смирнский в книге «О Гиппонакте», считает, что гик — это иулида, и замечает, что его очень трудно поймать.

О магах

Книга первая
F 56: (78; 3) Diog. Laert. 1, 8
Аристотель в I книге «О философии» считает, что маги древнее, чем египтяне, что они признают два первоначала — доброго демона и злого демона и что первого зовут Зевс и Оромазд, а второго — Аид и Ариман; с этим согласны также Гермипп (в I книге «О магах»),
F 57: (79; 2) Plin. Nat. Hist. 30, 2 (3)
Не может быть никаких сомнений, что искусство магии происходит оттуда, из Персии, основанное Зороастром, как все авторы согласны. Однако не совсем ясно, существует ли только один Зороастр или еще там был другой, кто жил позже. Евдокс, кто хотел магию, признать в качестве величайшей и наиболее полезной философской школы, утверждал, что этот Зороастр жил за шесть тысяч лет до смерти Платона, с которым согласился Аристотель. Гермипп, который писал наиболее тщательно о каждом аспекте магии и прокомментировал два миллиона строк, сочиненных Зорастром, к тому же составивший каталог из нескольких своих произведениях упоминает Агонакса как учителя, которым он говорил, было поручено; он добавляет, что сам он жил за пять тысяч лет до Троянской войны.
F 58: (80; 4) Arnob. Adv. nat. 1, 52,1
Пусть же прибудет теперь через жаркий пояс из отдаленной страны маг Зороастр — если мы соглашаемся с свидетельством Гермиппа — Бактрийский

Коллекция афоризмов из произведений Гомера.

F 59: Stobaios, Eklogai 3, 5,43 p. 269 Hense I (75; 92)
Из коллекции Гермиппа афоризмов из произведений Гомера. Деметрий Фалерский говорит он (Гомер) сочинил следующий стих пропагандирующий умеренность:
Они пришли в радость на месте своей привычной кровати.
F 60: Diogenes Laertios 8, 51 (27; 25)
Эмпедокл (по словам Гиппобота) был сын Метона и внук Эмпедокла из Акраганта. Это подтверждает и Тимей (в XV книге «Истории»), добавляя, что Эмпедокл, дед поэта, был человеком знаменитым; с ним согласен в этом и Гермипп.
F 61: Diogenes Laertios 8, 56 (27; 26)
А Гермипп утверждает, что он был приверженцем не Парменида, а Ксенофана, и жил при нем, и подражал ему в стихах, а с пифагорейцами встретился лишь позднее.
F 62: Diogenes Laertios 8, 67-69 (27; 27)
Так, Гераклид, сообщив о бездыханной женщине и о той славе, которую стяжал Эмпедокл возвращением покойницы к жизни, говорит, что он совершал жертвоприношение близ Писианактова поля, созвав к нему некоторых друзей, среди которых был и Павсаний. После пира гости отошли отдохнуть в стороне, под деревьями ближнего поля или где кому хотелось, а Эмпедокл остался лежать, где лежал; когда же наступило утро и все встали, его уже не было. Стали искать, допрашивать слуг, те твердили, что ничего не знают, как вдруг кто–то сказал, что в полночь он услышал сверхчеловечески громкий голос, призывавший Эмпедокла, вскочил, увидел небесный свет и блеск огней, и больше ничего. Все были поражены; Павсаний вышел и послал лошадей на розыски, но потом велел всем отложить тревогу, ибо, сказал он, случилось такое, что впору лишь молиться: Эмпедоклу теперь надо приносить жертвы как ставшему богом. Гермипп говорит, что акрагантянку, которую врачи почли безнадежной, а Эмпедокл исцелил, звали Панфея; по этому поводу он и совершал жертвоприношение, а приглашенных было до восьмидесяти человек.
F 63: Diogenes Laertios 9, 27-28 (30; 28)
Так рассказывают в один голос почти все; только Гермипп утверждает, будто он был брошен в ступу и забит насмерть
F 64: Diogenes Laertios 9, 3-4 (28; 29)
Возненавидев людей, он удалился и жил в горах, кормясь быльем и травами. А заболев оттого водянкою, воротился в город и обратился к врачам с такой загадкой: могут ли они обернуть многодождье засухой? Но те не уразумели, и тогда он закопался в бычьем хлеву, теплотою навоза надеясь испарить дурную влагу. Однако и в этом не обретя облегчения, он скончался, прожив 60 лет. О нем есть такие стихи:
Часто я, часто дивился несчастной судьбе Гераклита –
Как он вытерпел жизнь, чтобы потом умереть?
Ибо злая болезнь налила его тело водою,
Свет угасила в очах и темноту навела.
По словам Гермиппа, он спросил врачей, могут ли они осушить ему внутренности, выведя воду. Те отказались, и тогда он лег на солнце, а рабам велел обмазать его навозом; и, лежа так, он умер на второй день и был погребен на площади.
F 65: Diogenes Laertios 2, 13; 15 (31; 30)
Гермипп в «Жизнеописаниях» рассказывает, что в ожидании казни его(Анаксагора) бросили в тюрьму; но выступил Перикл и спросил народ: дает ли его, Перикла, жизнь какой–нибудь повод к нареканиям? И услышав, что нет, сказал: «А между тем, я ученик этого человека. Так не поддавайтесь клевете и не казните его, а послушайтесь меня и отпустите». Его отпустили, но он не вынес такой обиды и сам лишил себя жизни.
F 66: Diogenes Laertios 9, 43 (= Suda Δ 448 s.v. Δημόκριτος) (29; 31)
Скончался Демокрит, по словам Гермиппа, следующим образом. Был он уже очень дряхл и ждал конца, а сестра его горевала, как бы он не умер во время праздника Фесмофорий и не помешал ей воздать богине должные почести. Он ее ободрил и велел приносить ему каждый день теплые хлебы; и, поднося их к ноздрям, он сумел поддержать свою жизнь в течение всего праздника, а когда миновали положенные три дня, то безболезненно расстался с жизнью, прожив сто девять лет 31 (как говорит Гиппарх).
F 67: Diogenes Laertios 2, 38 (32; 32)
За это ему до крайности завидовали, — тем более, что он часто обличал в неразумии тех, кто много думал о себе. Так обошелся он и с Анитом, о чем свидетельствует Платон в «Меноне»; а тот, не вынесши его насмешек, сперва натравил па него Аристофана с товарищами, а потом уговорил и Мелета подать на него в суд за нечестие и развращение юношества. С обвинением выступил Мелет, речь говорил Полиевкт (так пишет Фаворин в «Разнообразном повествовании»), а написал ее софист Поликрат (так пишет Гермипп) или, по другим сведениям, Анит; всю нужную подготовку устроил демагог Ликон.
F 68: Diogenes Laertios 6, 1-2 (38; 34)
Гермипп говорит, что однажды на истмийских празднествах он даже хотел произнести речь и в порицание и в похвалу афинянам, фивянам и лакедемонянам, но отказался от такой мысли, увидев, как много народу пришло из этих городов.
F 69: Diogenes Laertios 8, 85 (25; 40)
Написал он одну книгу, ее–то (говорит Гермипп), по словам кого–то из писателей, Платон по своем приезде в Сицилию к Дионисию купил у родственников Филолая за сорок александрийских мин и списал из нее «Тимея»; а другие говорят, будто Платон получил ее в подарок за то, что вызволил у Дионисия из–под стражи одного юношу из учеников Филолая.
F 70: Diogenes Laertios 3, 2; 45 (33; 41)
Скончался он на свадебном пиру в первый год 108‑й олимпиады, на 81‑м году, — так пишет Гермипп.
F 71: Diogenes Laertios 5, 91 (48; 42)
Гермипп рассказывает, что, когда страну посетил голод, гераклейцы обратились за спасением к пифии; а Гераклид подкупил пифию и послов, чтобы они объявили: бедствия минут, если Гераклида, сына Евтифрона, при жизни венчать золотым венком, а по смерти почтить геройскими почестями. Вещание было оглашено, но не на радость измыслившим его: Гераклид, увенчанный в театре, тотчас умер от удара, послы погибли, побитые каменьями, а пифия в ту же пору, входя в святилище, наступила на одну из змей и от укуса сразу испустила дух.
F 72: Diogenes Laertios 4, 44-45 (34; 43)
Скончался он, говорит Гермипп, оттого, что выпил слишком много неразбавленного вина и повредился в рассудке; было ему уже семьдесят пять лет, и в Афинах он пользовался таким уважением, как никто другой.
F 73: Plutarch, Alexander 53, 3 - 54, 1 (49; 50)
Рассказывают, что однажды на царском пиру при большом стечении приглашенных Каллисфену поручили произнести за кубком вина хвалебную речь в честь македонян, и он говорил на эту тему с таким красноречием, что присутствовавшие, стоя, рукоплескали и бросали ему свои венки. 4Тогда Александр привел слова Эврипида о том, что прекрасно говорить о прекрасном предмете — дело нетрудное, (4) и сказал: «Теперь покажи нам свою силу, произнесши обвинительную речь против македонян, чтобы, узнав свои ошибки, они стали лучше». 5Тут уже Каллисфен заговорил по–другому, в откровенной речи он предъявил македонянам многие обвинения. Он сказал, что раздор среди греков был единственной причиной успехов Филиппа и его возвышения, и в доказательство своей правоты привел стих:
Часто при распрях почет достается в удел негодяю.
(5) Этой речью Каллисфен возбудил против себя лютую ненависть со стороны македонян, а Александр сказал, что Каллисфен показал не столько силу своего красноречия, сколько силу своей вражды к македонянам.
54. (1) По словам Гермиппа, об этом случае рассказал Аристотелю Стреб, чтец Каллисфена. Гермипп добавляет, что Каллисфен почувствовал недовольство царя и, прежде чем выйти из зала, два или три раза повторил, обращаясь к нему:
Умер Патрокл, несравненно тебя превосходнейший смертный.
F 74: Diogenes Laertios 5, 67 (47; 57)
Одежду он (Ликон) носил самую чистую, и ни у кого не было мягче плаща (как утверждает Гермипп)
F 75: Diogenes Laertios 5, 78-79 (= Suda Δ 429 s.v. Δημήτριος) (50; 58)
ермипп сообщает, что после смерти Кассандра он из страха перед Антигоном бежал к Птолемею Сотеру, прожил там немалое время, был советником при Птолемее, и в частности побуждал облечь царской властью сыновей Евридики. Но так как царь не согласился и отдал диадему сыну Береники, то после царевой кончины Деметрия сочли нужным взять под стражу в Египте впредь до выяснения и решения; и он доживал жизнь в упадке душевных сил, пока во время сна его не укусила в руку ядовитая змея и он не испустил дух. Погребли его в Бусиридском округе близ Диосполя.
F 76: Diogenes Laertios 2, 120 (37; 35)
Скончался он, по словам Гермиппа, в глубокой старости, а чтобы ускорить смерть, выпил вина.
F 77: Suda Φ 359 s.v. Φιλίσκος (37; 37)
Филиск с Эгины (…) был учеником Диогена Киника. Согласно Гермиппу, однако, он был учеником Стилпона.
F 78: Diogenes Laertios 2, 109-110 (35; 36)
Гермипп о нем сообщает, что он переселился из Элиды в Олимпию и там рассуждал о философии; а когда ученики спросили его, зачем он здесь обосновался, он ответил, что хочет основать школу, которая бы именовалась Олимпийской. Однако, когда припасы у них иссякли, а место оказалось нездоровым, они оттуда ушли, и остаток жизни Алексин провел в уединении, с одним только рабом; и, купаясь однажды в Алфее, он накололся на тростник и оттого умер
F 79: Diogenes Laertios 2, 142 (p. 198 Knöpfler) (36; 38)
А Менедем в честь его победы над варварами при Лисимахии написал указ, простой и нельстивый, начинающийся так: «Военачальники и советники внесли предложение: так как царь Антигон, победив в сраженье варваров, возвращается в свои пределы и все дела его сбываются по предусмотрению, то совет и народ постановили…»
За эти и за иные проявления дружбы он был заподозрен, что хочет предать город Антигону, и по клевете Аристодема ушел в изгнание. Жил он в Оропе при храме Амфиарая. Но Гермипп рассказывает, что там пропали золотые сосуды, и тогда постановлением всех беотийцев ему было ведено уйти; глубоко огорченный, он тайно пробрался в родной город, захватил жену с дочерьми и уехал к Антигону, где и умер от огорчения.
F 80: Diogenes Laertios 6, 99-100 (39; 39)
Гермипп говорит, будто он занимался суточными ссудами и за это даже получил прозвище. Он ссужал деньги корабельщикам, брал страховку и накопил большое богатство; но в конце концов стал жертвой злоумышленников, впал в отчаянье и удавился.
F 81: Diogenes Laertios 7, 184 (= Suda Χ 568 s.v. Χρύσιππος) (51; 59)
Когда он вел занятия в Одеоне, говорит Гермипп, один из учеников позвал его к жертвенному пиру; здесь он выпил неразбавленного вина, почувствовал головокружение и на пятый день расстался с жизнью, семидесяти трех лет от роду, в 143‑ю олимпиаду; так пишет Аполлодор в «Хронологии».
F 82: Diogenes Laertios 10, 2-3 (40; 60)
А Гермипп говорит, будто он (Эпикур) и сам был учителем, пока ему не попались книги Демокрита и не обратили его к философии.
F 83: Diogenes Laertios 10, 15-16 (40; 61)
Гермипп рассказывает, что он лег в медную ванну с горячей водой, попросил неразбавленного вина, выпил, пожелал друзьям не забывать его учений и так скончался.
F 84: Vita Euripidis p. 5 Schwartz I (73b; 94)
Гермипп говорит, что после смерти Еврипида, Дионисий, тиран Сицилии, послал талант его наследникам за его арфу, письменную табличку и стилос, и что, когда он увидел их, он приказал тем, кто привёз их, посвятить их в храме Муз, надписав их, его и Еврипида именами. По этой причине, они говорят, что его называют «самым любимым иностранцами», так как иностранцы любили его чрезвычайно. Афиняне ревновали к нему.
F 85: Vita Aeschinis 3, 6-7 p. 6 Dilts (71; 79)
Согласно Деметрию Фалерскому, Эсхин был учеником философа Сократа, а затем Платона. По словам же Цецилия, Идоменея и Гермиппа, Эсхин не слушал этих. (25) философов и не учился у них.
F 86: Athenaios 1, 21c (68; 78)
Гермипп пишет, что хиосец Феокрит бранил Анаксимена за безвкусную манеру одеваться.
F 87: a. Markellinos, Vita Thucydidis 2; 3; 14; 18; 32 b. schol. Thuc. 1, 20,2 p. 22 Hude / b. schol. Thuc. 1, 20,2 p. 22 Hude
Напротив, по словам Гермиппа, род Фукидида происходит от тиранов Писистратидов; поэтому–то, говорит Гермипп, историк в своем сочинении с ненавистью повествует о Гармодии и Аристогитоне и отрицает, что они были тираноубийцами, так как они убили не тирана, а брата тирана, Гиппарха.
историк говорит, эти вещи и наполняется негодованием против Гармодия, потому что он сам является членом семьи Писистратидов.
F 88: Suda Σ 355 s.v. Σίβυλλα (-; — )
Сивилла была дочерью Аполлона и Ламии, или–по другим данным—Аристократа и Гидалы, или Кринагора–третьих–или—и это Гермиппа версия—Теодора. Она называется «Эритрейской», потому что она родилась в области Эритр, которая в то время называлась Батои, но теперь Эритрами по городу.
F 89: Dionysios of Halikarnassos, Epistula ad Ammaeum I 3, 3; 4, 1; 4, 7 (-; — )
Это, вероятно, целесообразно упомянуть, путем введения, факты, которые я собрал в ходе общих обследований, которое биографы этих людей уже ушли от нас. Начну с Демосфена. (…) Он начал писать публичные выступления в архонство Каллистата, в возрасте двадцати семи лет. [Хронологический список двенадцати речей Демосфена] до этого момента я говорил о двенадцати публичных выступлениях, в том числе семи, которое было поставлен в собрании, и пяти судебных. Все они были написаны раньше, чем трактаты Аристотеля о риторике, как я продемонстрирую на основе того, что было записано об авторе и его собственных произведениях. Начну с бывшего места.
F 90: schol. Apoll. Rhod. 4, 269 p. 277 Wendel (77; 103)
Нил назывался Тритон в прежние времена. Его название было изменено по Неилу, сыну Киклопа сыну Тантала, который был царем в тех краях, так Гермипп говорит.
F 91: Ailianos, De Natura Animalium 7, 40 (76; 104)
Я слышал, что есть вид существ в Эфиопии, среди которых пёс является царём, и они повинуются его желаниям: когда он воет, они знают, что он в хорошем расположении духа, а когда лает, они понимают, что он сердится. Если Гермипп с чьей–либо точки зрения авторитетный источник, он должен вынести убеждение из цитат Аристокреона, как свидетеля этой истории. Это не ускользнуло от моего внимания, и будет уместно отменить это.
F 92: Appendix Serviana, Brevis expositio in Verg. Georg. 1, 337 p. 257 Hagen (-; 105)
Я слышал, что есть вид существ в Эфиопии, среди которых пёс является царём, и они повинуются его желаниям: когда он воет, они знают, что он в хорошем расположении духа, а когда лает, они понимают, что он сердится. Если Гермипп с чьей–либо точки зрения авторитетный источник, он должен вынести убеждение из цитат Аристокреона, как свидетеля этой истории. Это не ускользнуло от моего внимания, и будет уместно отметить это.