Глава IV — Четвертая кампания (55 г. до н. э.)

I. Вторжение Германцев в Бельгику. — II. Переправа Цезаря через Рейн. — III. Высадка в Англии. — IV. Наблюдения.
I. Народ свевов был самым могущественным в Германии; разделенные на 100 кантонов, каждый поставлял 1000 воинов, которые вели войну в течение кампании и которые на следующий год сменялись другими. Они были кочевниками, больше года не жили в одной стране, любили окружать себя пустынями, питались молоком, мясом от своих стад и охоты. Мужчины были крепкими и высокими, одетые в шкуры они все еще имели обычаи племен, рожденных в великой пустыне.
Три года назад этот народ захватил территории народов Берга и Зутфена. Побежденные бродили по разным странам, вслед за тем они решили перейти Рейн в его устье в числе 450 000 душ. Они захватили территории Гельдерланда и Брабанта, и, наконец, поселились там зимой 54 г. Молва преувеличивала их силу и численность, и уже несколько галльских народов рассчитывали с их помощью сбросить иго римлян. Цезарь перешел горы заблаговременно для похода на них, встретил депутатов, которых они послали к нему, когда он приближался к их стране. Они не хотели вести войну; изгнанные из своей страны несправедливым агрессором, они просили земли для поселения и мирной жизни. Цезарь отклонил их просьбы и продолжил поход. Отряд из 5000 галльских всадников приблизился к их лагерю, подвергся нападению 800 этих варваров и был полностью разбит. Такой подвиг не оставил никаких сомнений относительно их мужества, вожди и старейшины отправились в римский лагерь просителями. Цезарь арестовал их, призвал к оружию свою армию и тотчас выступил, атаковал и захватил их лагерь. Остатки этих несчастных народов ушли за Рейн, в основном большая часть их кавалерии, которая не участвовала в битве.
II. Цезарь потребовал от народов правого берега Рейна выдать ему эту конницу, которая принадлежала ему как часть побежденной армии; он получил отказ, что послужило ему поводом построить свайный мост у Кельна и перейти Рейн. Его инженеры забивали две сваи выше по течению, два фута одна от другой, и две ниже, в 40 футах от первых; эти сваи были полтора фута в сечении; они соединялись балкой, которая образовывала крышу и которая была два фута в сечении. Они поставили столько свай, сколько требовала ширина реки. Доски и гать образовывали настил моста, который был построен за десять дней с момента поступления строительных материалов. Цезарь был встречен на правом берегу Рейна народом Кельна; но свевы взялись за оружие, получив одобрение на общем собрании, и действовали весьма враждебно; это заставило Цезаря вернуться за Рейн и сжечь мост, проведя на правом берегу 18 дней и ничего не добившись.
III. От Рейна Цезарь направился в Булонь: флот из Ванн прибыл туда. Он погрузил на 80 транспортных судов и несколько галер 7‑й и 10‑й легионы, собрал конницу в порту Этапль и погрузил на 18 больших грузовых кораблей. Он обеспечил верность галлов, взяв большое число заложников, и оставил Сабина командующим армией. Он поднял якорь в 10 утра; он встал на якорь у побережья Англии, но берег был слишком крут. Он собрал весь свой флот и в три часа дня, когда благоприятствовал прилив, поднял якорь и прошел три лье туда, где он мог высадиться на плоский и гладкий пляж. Туземцы упорно защищали берег, но были разбиты. Комий, царь Арраса, который был послан перед римской армией обрабатывать умы, сперва схваченный и посаженный в тюрьму, теперь был выпущен варварами и отправлен во главе депутатов, которых они послали к Цезарю согласовать условия мира, обещая выдать ему заложников. Четыре дня спустя 18 судов с конницей были замечены с берега; но захваченные бурей, они стали игрушкой океана. В полнолуние бурные потоки затопили лагерь, особенно пляж, на котором увязли его корабли, что причинило большой урон. Эти две катастрофы и особенно вид малочисленных отрядов, из которых состояло римское войско, вдохновили туземцев, которые оправившись от первоначального замешательства, посовещавшись друг с другом, взялись за оружие и внезапно напали на 7‑й легион, когда тот был на фуражировке, и окружили его. 10‑й легион вовремя прибыл на выручку. Через несколько дней варвары яростно атаковали римский лагерь, но напрасно — они были отбиты. Цезарь погрузил свою армию и благополучно прибыл в Галлию за несколько дней до равноденствия. Неудача этой экспедиции, а равно и экспедиции на правый берег Рейна, стала предметом насмешек его врагов и завистников в Риме. Тем не менее Сенат постановил провести двадцатидневный общественный молебен.
IV. Наблюдения
Наблюдение первое. — Два вторжения, предпринятые Цезарем в этой кампании, были преждевременными и безуспешными. Его поведение в отношении народов Берга и Зуфтена противоречит правам человека. Тщетно он пытается в мемуарах скрасить несправедливость своего поведения: так Катон во всеуслышанье обвинял его. Победа над народом Зуфтена была не самой славной; ибо, хотя они перешли Рейн в количестве 450 000 человек, что дает не более 80 000 комбатантов, они неспособны были устоять против восьми римских легионов, поддержанных вспомогательными и галльскими войсками, мотивированными к защите своей территории.
Наблюдение второе. — Плутарх превозносит Рейнский мост, который ему кажется чудом; такая работа не является экстраординарной и любая современная армия способна быстро ее проделать. Он не хотел перекидывать понтон на лодках, потому что боялся вероломства галлов и того, что мост может разрушиться. Он построил мост на сваях за десять дней; он мог сделать это за короткое время: Ширина Рейна у Кельна 300 туазов; в это время года уровень воды самый низкий, вероятно не более 250 туазов. У этого моста было пятьдесят пролетов, по пять свай на пролет, что составляло 250 свай: при наличии шести коперов он мог установить их за шесть дней — это самая сложная операция. Размещение балок и сооружение настила — эти работы выполняются одновременно и они имеют гораздо более простой характер. Вместо того, что бы ставить пять свай так, как они были поставлены, лучше было вбить эти пять свай в линию с дистанцией 3 фута, венчая их балкой 18-22 фута длиной. У этого способа то преимущество, что если одна из свай будет унесена течением, четыре других выдержат и будут поддерживать пролет.
Наблюдение третье. — Так инженер граф Бертран сделал в 1809 г. на Дунае в двух лье от Вены, напротив острова Лобау. Дунай совершенно другая река, нежели Рейн. Это крупнейшая река Европы имеет ширину 500 туазов и 28 футов глубины. Рейн в Кельне, когда Цезарь переправлялся через него, был не более 13 футов в глубину. Французский инженер построил три моста на сваях, вбив 2 400 свай за 20 дней. Дунай разделен островом Лобау на два рукава: первый имеет ширину 275 туазов, остров 50, второй рукав 175: всего 500 туазов. Сильное течение было в малом рукаве, который шел вдоль левого берега. Он поставил в большом рукаве 45 пролетов с расстоянием между ними 6 туазов: каждый пролет, поддерживаемый шестью сваями, венчался балкой длиной в 20 футов. Сваи забивались в грунт на глубину 10 футов, а над водой возвышались на 6 футов; они имели длину от 30 до 36 футов. Четыре малых копера было достаточно, чтобы сделать эту работу за десять дней; каждый копер перевозился на лодке; баба весила 600 фунтов. Балки крепились 18-дюймовыми железными штырями со скобами. Перекладины и крестовины обтесаны и закреплены. В малом рукаве было больше проблем: течение было очень сильным; оно выворачивало сваю через час, если ее предоставить самой себе; как только она была заглублена, необходимо было прикрепить к ней лодку с копером и ожидать вторую сваю, а после этого соединять их вместе. Было очень сложно забивать сваи в дно: как только она упиралась в грунт и как только по ней начинали колотить, она колебалась с такой силой, что лодка загоралась. Ввиду невозможности забивать сваи в малом рукаве обычным копером, инженер взял в Вене коперы на двух лодках, которые обслуживали большой мост в этом городе. Если бы эти коперы использовались с самого начала, то в малом рукаве работы были бы выполнены за тоже самое время, что и в большом рукаве — за десять дней. Настил моста был нагружен большими бревнами, чтобы уменьшить колебания, создаваемые силой течения. Мост строился в июне: таяние снегов подняло уровень воды в Дунае на 10-12 футов; в следующем месяце строить мост было бы проще. Сваи достигали 50 футов в длину.
В эти же 20 дней генерал Бертран сделал, 30 туазами выше, эстакаду увенчаную балками, на которых он положил настил; получился второй мост шириной 8 футов для пехоты и кавалерии. Опоры состояли всего из трех свай.
Наконец, еще на 600 туазов выше он поставил эстакаду, образованную двойным рядом свай, общей длиной 800 туазов, которая защищала оба моста. Он также построил два моста на сваях, 50 туазов, на небольшом рукаве, пересекающем остров Лобау, и 60 туазов, между островом и левым берегом реки. Остров Лобау насчитывает в ширину 1800 туазов. Объем работы над этими мостами примерно в 10 раз больше, чем у моста Цезаря: но они были сделаны через 20 дней после получения приказа; с несколькими дополнительными коперами эта работа могла быть сделана меньше чем за 10 дней. Цезарь закончил все работы за 10 дней с момента поступления стройматериалов. На Дунайские мосты ушло 900 балок длиной 40-50 футов и поперечным сечением 2 фута, 1500 балок длиной 35-40 футов и 15-18 футов в сечении, 9000 досок длиной 36 футов, 9 дюймов шириной и 2 дюйма толщиной.
Наблюдение четвертое. — Кроме того Наполеон построил цельный понтонный мост 80 туазов длины. У понтонеров–артиллеристов было 22 понтона: они воспользовались рукавом реки, которая разрезалась островом. Они соединили между собой эти 22 понтона брусками: положили настил, и в ночь перед атакой мост спустили на французском берегу. Один конец был закреплен, за другой мост стали разворачивать. Через несколько минут он был закреплен на противоположном берегу реки. Колонны пехоты прошли ускоренным маршем к большому удивлению и большому замешательству врага, который рассчитывал, что имеет два часа времени.
Цельные мосты можно усовершенствовать. Нет необходимости иметь один из рукавов реки; с наступлением ночи фуры могут быть доставлены на берег реки; понтоны с берега по наклонной плоскости спускаются на воду: за два часа рота понтонеров может построить мост без молотка и гвоздей, используя только винты. Мост может быть сброшен на воду одновременными усилиями 400-500 человек; необходимо тотчас направить его к противоположному берегу и пехота немедленно может переходить по нему.
Можно ли перебросить цельный мост через Рейн или Дунай используя понтоны весом 1500 фунтов? Если это возможно, как мы имеем основания думать, тогда, также в течение ночи, мост надо строить в воде вдоль берега, потому что река имеет более 600 туазов ширины и враг, стоящий на противоположном берегу не может этого увидеть. Опыт подсказывает, что необходимо поддерживать движение моста тремя или четырьмя лодками, поставленными на якорь в середине течения, чтобы избежать его разрушения, когда при повороте он коснется противоположного берега; или, если мы думаем, что в этом нет необходимости и что соединение надежное, он имеет достаточно прочности, чтобы выдержать удар, нелишним будет бросить несколько якорей, чтобы уменьшить нагрузку на центр. За несколько часов, с восьми вечера до полуночи переправа через реку будет наведена. Каков результат!
В лодки можно посадить стрелков, которые, как только мост начинает поворачиваться, стреляют вверх и вниз по течению; мы можем даже поставить 4 орудия на стойках и на настиле передового понтона.
Наблюдение пятое. — Большие лодки наиболее пригодны чем все прочее для строительства временных мостов на крупных реках в тылу армии, потому что лодки, взятые на местности, обычно очень большие и отлично служат (этой цели); но понтоны лучше подходят для мостов, которые перебрасываются перед лицом врага: они часто подвергаются разрушениям; они пропускают воду либо от рассыхания, либо в результате обстрела картечью или ядрами, и они притапливаются, если вес, который проходит по ним, слишком велик, либо из–за быстрого движения пехоты, либо из–за сосредоточения нескольких больших орудий в одном месте: наконец, они перевозятся на повозках, что создает для артиллерийского обоза много трудностей и неудобств, поскольку самая длинная повозка 18 футов в длину, тогда как у обычного понтона 30; отсюда неудобства; 1) Это не ускользнет от взгляда шпионов и разведчиков, а между тем именно артиллерийский обоз наиболее важно скрыть от сведения врага; 2) будучи вынуждены приближаться к берегу реки в полной тишине, что бы не насторожить врага, они могут это сделать с большим трудом, потому что при приближении к рекам часто оказываются болота, заводи или плотины.
Наблюдение шестое. — Представляется, чтобы избежать этих неудобств, разумно разделить понтон на четыре буя, каждый 8 или 9 футов длины, соединенные крюками они образуют единый понтон, предназначенный для перехода больших рек; из этого следуют преимущества: 1) Эти буи будут весить не более 500-600 фунтов и с ними будет легче управиться; 2) Их легко можно погрузить на любые повозки и соглядатай не сможет отличить их от других артиллерийских повозок; 3) Можно составлять батарею из двух, трех или четырех буев, мы можем, не в ущерб службе, извлечь один из них для починки. Мы могли бы составлять батареи из двух или трех буев, когда их недостаточно для составления батареи из четырех буев.
Наблюдение седьмое. — Эти буи могут погрузиться на несколько дюймов в воду без какой–либо опасности для моста. Эти четыре буя, равноценные целому понтону, имели бы только половину объема понтона, потому как из 155 кубических футов, составляющих понтон, 76 футов понтона составляют часть, которая погружается в воду только в непредвиденных случаях и служат надежной защитой. Таким образом четыре медных или деревянных буя, каждый объемом 20 футов будут лучше служить, чем нынешний понтон в 155 кубических футов.
Наблюдение восьмое. — Пробка весит 16 фунтов куб; вода 70 фунтов; каждый куб пробки сможет держать 54 фунта. Понтон целиком из пробки и полного объема весил бы 1600 фунтов, имел бы водоизмещение 100 кубических футов и мог нести нагрузку 5400 фунтов; вычтем 1000 фунтов на вес настила, сделанного из брусьев или небольших балок, имеем 4400 фунтов, что достаточно для переправы любых военных повозок. Разделив такой пробковый понтон на 4 буя равные 25 кубическим футов, получим, что при весе 400 фунтов они выдержат вес 1350 фунтов. Какие преимущества имел бы такой мост! Удары инородных тел, изменения погоды, огонь пушек не топили бы его никогда; это была бы настоящая военная машина; твердая, прочная, простая. Мост составленный таким образом можно, смотря по обстоятельствам, составлять в батарею их двух, трех, четырех, пяти или даже шести буев, согласно наличному количеству, ширине реки и служебных потребностей. Фургонам, которые везут эти буи, больше нет необходимости подъезжать к берегу; эти буи легко можно перенести на руках на пространство 100-200 туазов.
Наблюдение девятое. — Восточные народы используют козьи шкуры для переправы через реки. Бурдюк имеет объем 9 кубических футов, площадь поверхности 36 квадратных футов и весит 18 фунтов; десять таких бурдюков весят 180 фунтов и образуют кучу равную медному понтону. Таким образом только один воз может перевозить достаточно, чтобы сделать 10 таких куч и или перебросить мост через реку 30 туазов шириной. Можно возразить против непрочности этих сосудов, которые могут легко лопнуть: но ответом будет куча, образованная из десяти бурдюков и оставляющая мало сомнений.
12 фунтового пояса из пробки, который крепится под мышками, достаточно, чтобы человек свободно плавал и мог пользоваться своим ружьем. Некоторое количество таких поясов с равным количеством пробковых ботинок и водонепроницаемых панталон понадобится в каждой роте понтонеров, столько, сколько позволят взять их лодки, чтобы придать им уверенности для работы в воде при строительстве мостов.
Наблюдение десятое. — Пояс из козьей шкуры, состоящий из шести частей, содержащий кубический фунт воздуха и закрепленный под мышками, держит человека на воде и весит всего полфунта. Разделение на шесть частей имеет то преимущество, что одна, две или даже три лопнут, других будет достаточно, чтобы удержать человека на плаву. Такие пояса, которые не стесняют движения и мало весят, а также пробковые ботинки и водонепроницаемые панталоны, были бы очень полезны, смотря по обстоятельствам, хорошим стрелкам для маневра по прудам, ручьям, канавам, и должны быть в наличии в каждой пехотной роте. Но все–таки очень важно чтобы в каждом эскадроне и каждой роте было достаточное число хороших пловцов.
Наблюдение одиннадцатое. — Цезарь потерпел неудачу при вторжении в Германию, так как не добился капитуляции побежденной армии и покорности от свевов, которые наоборот, осмелели. Он также потерпел неудачу при набеге на Англию. Двух легионов оказалось недостаточно; нужно было по меньшей мере четыре, кроме того у него не было кавалерии, рода войск столь необходимого в такой стране как Англия. Он оказался не готов к такой экспедиции и она обернулась конфузом. Следует считать большой удачей, что он ушел без потерь.