Кратер Македонский

Составитель: 

T 1a Pollux, Iulius (Ioulios Polydeukes), Onomasticon, 8, 126
Кратер... который собирал постановления.
T 1b Plutarch (Ploutarchos), Cimon, 13, 5
сборник постановлений Народного собрания, составленный Кратером.
T 1c Scholia, Orationes (46, Πρὸς Πλάτωνα ὑπὲρ τῶν τεττάρων) (Wilamowitz U., Coniectanea), p. 10 (M)
Там был некий Кратер, который собрал все постановения, написанные в Греции.
T 2 Plutarch (Ploutarchos), Aristides, 26, 1-4
македонянин Кратер…
T 3 Athenaios, Deipnosophistae, 15, 52, 696ef
пеаном является и песня, написанная в честь Кратера Македонского, сочинение диалектика Алексина. Ее поют и в Дельфах в сопровождении лиры, на которой играет мальчик.
T 4 Phlegon of Tralles, De mirabilibus, 32
Кратер, брат царя Антигона, сообщает, что ему рассказывали о человеке, который в течение семи лет побывал ребенком, юношей, мужчиной и стариком, а затем умер, успев жениться и произвести потомство.

Коллекция постановлений

Книга третья
F 1 Stephanos of Byzantium, Ethnica, - Δῶρος
Дор, финикийский город… также город Карии (имени) Дор, который Кратер включает среди Карийских городов в третьей книге Об указах: «Карийцы подносящие: Дор, фаселиты».
F 2 Stephanos of Byzantium, Ethnika, s. v. Καρήνη
Карен: город Мисии, [упомянутый] Геродотом в книге 6 (Hdt. VI42.1). Этникон Каренаиос, как Кратер указывает в третьей книге Об указах: «Грунеи (?), питанеи, каренаиои».
F 3 Stephanos of Byzantium, Ethnica, - Τυρόδιζα
Тиродиза: Фракийский город за Серреион. Гелланик называет его «Тирориза» в книге 2 его Персики. Этникон следует тиодизаиос, как газаиос ; но теперь они называются тиродизенои , как Кратер [сказал] в книге 3 Об указах.
Книга четвёртая
F 4a Harpokration, Lexicon in decem oratores Atticos, - Ναυτοδίκαι
nautodikai (судьи моряков): Лисий [использует термин] в речи против Алкивиада, если она подлинная. nautodikai были магистратами в Афинах; по крайней мере, Кратер в 4-й книге указов, говорит, что если кто родился от двух афинских родителей участвует в фратрии, любой желающий может преследовать, афинян, имеющих право привлекать к ответственности и предъявления обвинения в nautodikai в последний день месяца. Аристофан в Пирующих: «...А я поплыву в Корабельный суд оспорить твое гражданство».
F 4b Pollux, Iulius (Ioulios Polydeukes), Onomasticon, 8, 126
Эти nautodikai (морские судьи) были те, кто принимал (в суде) иски против пришельцев о ложном гражданстве. Они назывались hybristodikai (нарушителей судьи) — если надо доверять Кратеру, сборщику постановлений, поскольку они отказывались признавать иски: подобные вещи были широко распространены в Сицилии.
Книга девятая
F 5a Harpokration, Lexicon in decem oratores Atticos, - ῎Ανδρων
Андрон: Антифон [упоминает его в своей речи «против Демосфена». Кратер в книге 9 Об указах говорит, что Андрон был автором указа об Антифоне риторе. Андрон был одним из четырех сотен.
F 5b Pseudo-Plutarch, Vitae decem oratorum, 1, 833d-834b
Цецилий записал постановление совета в отношении судебного разбирательства по делу Антифона, принятое в год, в котором Феопомп был архонтом в Афинах, тот же, в котором Совет Четырехсот был свергнут, — в следующих словах:
«Принято советом в двадцать первый день пританей. Демоник из Алопей был секретарем; Филострат из Паллен был председателем. Андрон выдвинул обвинение в отношении этих людей, — Архептолем, Ономакл и Антифон, которым возражали стратеги, за то что они пошли в составе посольства в Лакедемон, к великому ущербу для города Афины покинули лагерь на вражеском корабле и прошли через Декелею посуху, — за это они должны быть задержаны и привлечены к уголовной ответственности по суду. Поэтому пусть стратеги, наряду с другими членами совета, числом десять, чьи имена понравятся стратегам и будут выбраны, позаботятся о том, чтобы эти люди предстали перед судом, чтобы они смогли присутствовать в ходе разбирательства. Затем пусть Фесмофет призовет обвиняемых явиться на завтра, и пусть начнется суд в момент, когда повестки будут возвращены. Затем пусть будут выбраны защитники; стратеги и все другие, кто может что–то сказать по этому предмету, пусть обвиняют подсудимых в государственной измене; и если кто–либо из них будет признан виновным, пусть будет предъявлен ему как предателю приговор, соответствующий закону при таком обвинении, и исполнен».
[834] В нижней части этого указа был подписан приговор: — «Архептолем, сын Гипподама, аргилец, и Антифон, сын Софила, рамнисец, оба предстали перед судом по обвинению в государственной измене. И таково должно быть наказание: они должны быть переданы одиннадцати палачам, их имущество конфисковано, десятая часть от него посвящена Афине, их дома сравнены с землей, и еще, на месте, где они стояли, будет вырезана на меди эта надпись: «[дома] Архептолема и Антифона, предателей».
Архетолем и Антифон не должны быть похоронены ни в Афинах, ни в другом месте в соответствии с этим обвинением. И кроме всего этого, их потомки должны быть лишены гражданских прав, незаконнорожденные также как их законные потомки; и тот тоже будет лишен гражданских прав, кто усыновит кого–либо из их потомков как своего сына. И все это должно быть выгравированы на медных табличках, и таблички следует поместить там, где стенд, на котором выгравирован указ относительно Фриниха».
F 6 Stephanos of Byzantium, Ethnica, - ᾽Αρταία
Артаия: персидская территория .... Существует также селение стены Артаион на реке Риндакос, как говорит Кратер в книге 9 Об указах. Этникон артаиотеихит .
F 7 Stephanos of Byzantium, Ethnica, - Ληψίμανδος
Лепсимандос: городок Карии. Этникон лемписмандеус, Кратер (говорит), в книге 9 о указах.
F 8 Harpocr. s. v. Νύμφαιον.
Афинянам Нимфей платил талант [дани].
F 9 Harpokration, Lexicon in decem oratores Atticos, - ἀρκτεῦσαι
arkteusai: Лисием [термин] в речи За дочь Фриниха, если подлинная; посвящение Артемиде Мунихии или Бравронии, которые девушки проходят до брака. Другие ссылки на эту тему, особенно Кратер в Указах
F 10 Harpokration, Lexicon in decem oratores Atticos, - ῞Οτι διαμαρτάνει Δημοσθένης
Демосфен ошибается в речи против Ниеры (Демосфен, против Ниэры 59.94), заявив, что платейцы были изображены в Пестрой стое, ибо никто не сказал об этом, даже Кратер в сборнике постановлений.
F 11a Lexicon Rhetoricum Cantabrigiense (M.: Meier M.; N.: Nauck A., Lexicon), - Εἰσαγγελία; p. 337, 15 N.
Исангелия (применяется) в отношении новых и неписаных обид: это по крайней мере мнение Цецилия. Но Феофраст в 4-й книге о законах говорит, что это применяется: если какой-либо оратор подорвать демократию или занять деньги, чтобы дать уступает адвоката; или если кто-то предаст территории или корабли, или пехоту, или, если кто перейдёт на сторону противника, или преобладать с ними, или поход с ними, или получит подарки (от них). В соглашение с сообщением Феофраст является исангелия против Фемистокла, которая, согласно Кратеру, была выдвинута Леоботом, сыном Алкмеона, из Агравлы. Некоторые ораторы говорили о исангелии против даже незначительных правонарушений.
F 11b Plutarch (Ploutarchos), Themistocles, 23, 1
Случай с Павсанием дал повод его врагам к выступлению против него. Обвинителем его в измене был Леобот, сын Алкмеона из Агравлы; в обвинении приняли участие также и спартанцы.
F 12 Plutarch (Ploutarchos), Aristides, 26, 1-5
Умер Аристид в Понте, куда он отплыл по общественным делам, а по другим сведениям — в Афинах, в глубокой старости, окруженный почетом и восхищением сограждан. Но вот что рассказывает македонянин Кратер о его смерти. После того, как был изгнан Фемистокл, народ непомерно возгордился, и появилось множество клеветников, которые преследовали доносами самых знатных и влиятельных людей, отдавая их на растерзание завистливой толпе, опьяненной своими успехами и своей силой. Среди привлеченных к суду был и Аристид; Диофант из дема Амфитропа обвинил его во взяточничестве (по его словам, взыскивая подать с ионийцев, Аристид принял от них денежный подарок), и так как у того не нашлось пятидесяти мин, чтобы уплатить штраф, к которому его приговорили, он уехал из Афин за море и умер где-то в Ионии. Никаких письменных доказательств, подтверждающих это, Кратер не привел — ни решения суда, ни постановления Народного собрания, хотя обычно в подобных случаях бывает достаточно обстоятелен и сопоставляет суждения разных историков.
F 13 Plutarch (Ploutarchos), Cimon, 13, 4-5
Этот подвиг настолько смирил гордость царя, что он согласился заключить тот знаменитый мирный договор, по которому персы обязались никогда не подходить к Греческому морю ближе, чем на расстояние дневного конского пробега, и не плавать на военных кораблях или судах с медными носами в водах между Темными скалами и Ласточкиными островами. Каллисфен, впрочем, говорит, что варвар такого договора не заключал, но на деле выполнял эти условия из страха, внушенного ему этим поражением, и так далеко отступил от пределов Греции, что Перикл с пятьюдесятью кораблями и Эфиальт всего лишь с тридцатью, даже миновав Ласточкины острова, не встретили за ними ни одного персидского военного судна. Однако ж в сборник постановлений Народного собрания, составленный Кратером, включена копия договора как существовавшего в действительности.
F 14 Aristides (Aelius), Orationes (46, Πρὸς Πλάτωνα ὑπέρ τῶν τεττάρων) (Dindorf W., 2), 46, 217-218; p. 287
Такое же отношение (отвержение богатства) выражают стелы, которые они создали после этих событий (персидское посольство в Афины, зимой 480/79), говоря так: «Артмиос, сын Пифонакса, от Зелеи, должен быть вне закона и врагом афинского демоса, себя и своих потомков, потому что он принес золото от персов в Пелопоннес». Там был некий Кратер, кто собрал все указы, написанные в Греции, и (по его словам) эта надпись была работа Кимона; но Аристид говорит, что это был Фемистокл.
F 15 Scholia, Ecclesiazusae, 1089
«Вступает в силу здесь решенье Каннона:
По очереди спать придется с каждою —
Ведь веслами двумя я не могу грести.»
– Указом предусмотрено, что человека судят по исангелии должны выступать в свою защиту сдержанный с обеих сторон. Krateros добавляет, что указ приказал ему выступить перед водяными часами; а Ксенофонт (Гелленика 1.7.20), что он будет брошен в Барафр, чтобы умереть и его имущество будут конфисковано.
F 16a Scholia, Ranae, 320
Диагор, сочинитель песен, безбожник, который и новые божества вводил, как Сократ. И этот Аристарх рассказывает, что [Аристофан] ныне напоминает о Диагоре не как о воспевающем богов, но как о притворщике в речах вроде поддразнивающего насмешника. Ведь растравляет афинян этот сочинитель комедий. Оттого афиняне, принявшие постановление [о нем] как осмеивающем богов, и объявили [в виде награды] убившему [Диагора] талант серебра, а доставившему [его живым] - два. Они склонили [к этому] и других пелопоннесцев, как рассказывает Кратер в «Своде постановлений».<...>
F 16b Scholia, Aves, 1073
Иначе [говоря], он взял это из постановления. Так ведь они объявили: убившему его [Диагора] талант получить, а доставившему [живым] - два. Объявлено об этом [было] из-за его кощунства, когда он разгласил всем таинства, делая их общеизвестными и малозначительными и отвращая желающих принять посвящение, как повествует Кратер. Ему объявили об изгнании сразу же при завоевании Мелоса, хотя ничто не мешало [сделать это] раньше. Мелантий в [книге] «О таинствах» приводит также надпись на медной плите, в которой они обвили об изгнании и его, и строптивых пелленцев, и в которой начертано вот это: «Если кто-нибудь убьет Диагора Мелосца, получит талант серебра; если же кто-нибудь приведет его живым, получит два»
F 17 Scholia, Lysistrata, 313
Дидим (стр. 258 Шмидт) и Кратер говорят, что это ремюаж со ссылкой на Фриниха, сына Стратонида. Ибо он злостно оклеветал демос в целом на Самосе, так демос постановил в отношении него: « собственность Фриниха, подлежит конфискации, с десятиной богине, и его дом будет разрушен». Многие другие положения против него были начертаны на бронзовой стеле.
F 18 Scholia, Ilias (Dindorf W.), 14, 230 (T)
– Есть города, соседи <в Афины, Эвбея>’, (используется "город") вместо слова "остров"; другие же [говорят], вместо слово « территория». В указе, который цитирует Кратер есть два города, Египет и Ливия. Другие говорят, что городом Троады была Мирина.
F 19 Stephanos of Byzantium, Ethnica, - Χάλκεια
Халкея: город Ливии, [со скидкой] Александр Полигистор в своей книге 3 Ливики. ... Существует также Халкея в Карии, для которой этникон халкеат, как полагает Кратер.
F 20 Stephanos of Byzantium, Ethnica, - Χαλκητόριον
Халкеторий: город Карии. Гражданин (называется) Халкеторей: ср. Псевдо-Аполлодор, книга 4 его Хроники, «поскольку Харидем был халкеторей в изгнании». Но Кратер в Постановлениях называет их халкеторы.
F 21a Zenobios, Epitoma collectionum Lucilli Tarrhaei et Didymi (Leutsch E.-Schneidewin F., 1) [Vide: Anonymus paroemiographus (Zenobius)], 2, 28 (3, 90 Miller E., Mélanges)
Аттический сосед. Дурис [также] о ней [поговорке] говорит, что когда афиняне изгоняли окрестных с ними и соседних [жителей], имела силу эта поговорка. По словам же Кратера поговорка возникла от посланных из Афин на Самос поселенцев. Ибо аттикийцы, посланные на Самос и там поселившись, изгнали местных.
F 21b Scholia, Rhetorica (Rabe H., Commentaria, 21 [2]), 2, 21; p. 128
Как говорится, «аттический поселенец»:]как Кратер говорит или Дурис (сохранил) в книге притч Зенобия, заимствованных из [Лукилла] Тархея.