Изъяснение

имен разные власти, звания и места означающих, собственно у римлян в употреблении бывших; так же некоторых имен собственных, игр и знаков по алфавиту.
А
АЛЛИЕНСКИЙ ДЕНЬ между несчастливыми от римлян был почитаем; потоку что в оной в двух местах они разбиты были. Назван же от реки Аллии, при которой римское войско от Галлов побито, и городе взят был.
АНЦИЛЬСКОЁ ОРУЖИЕ было щит, имевшей края наподобие губ. Объявляют, что во время владения Нуны Помпилия спал с неба небольшой щит круглый; и гадатели вопрошены будучи о сем приключении ответствовали: что то место обладает всем светом, где он сохранен будет. По получении такого ответа, сколько для почтения, не меньше для большей безопасности от похищения недоброхотов Нума приказав сделать двенадцать щитов во всем ему подобных, положил все оные в Марсовом храме. Потом выбрав двенадцать человек молодых в служение Марсу Градиву, уставил, чтоб они повеся на себя по одному такому щиту, которые назвал Небесным или Анцильским оружием, ходя по городу в положенное время, скакали с ними и пели стихи сочиненные к тому нарочно.
АПОЛЛИНАРИА или АПОЛЛОНОВЫ ИГРЫ. См. слово Игры.
АСС. Слово сие происходит от Латинского же другого Aes, что значит медь. Ибо Асс был не что иное у Римлян как фунт меди. У них как и у других народов с начала были деньги без клейм, но просто медь, или серебро или золото весом.
АТТАЛИЧЕСКИЕ ОБОИ потому называются, что у первого Царя Аттала Асийского во дворце показались. Они были тканые из цветов разных с золотом.
Б
БЛАГОРОДНЫХ ДЕТЕЙ ЗНАКИ. См. Знаки.
БРАККАТЫ. Некоторый род был Галлов, которые сим наименованием от других отличались. Происходит же сие имя от Латинского слова braccae, которое значит штаны широкие.
БУЛЛА была украшение отроков благородных, которая спускаясь с шеи на груди у них висела. Сей знак был золотой и наподобие маленького сосудца делаем, которой так же и отправлявшие триумф на груди у себя имели, наполнен таким составом, которой почитали быть действительным против вреда или чародейства, делаемого от зависти. Буллою же прозвана от сходства с тем пузырем, которой на воде делается, а особливо кипящей.
В
ВЕЛИТАМИ назывались легковооруженные пешие воины, о учреждении и употреблении которых упоминается в кн. II, гл.3, § 3.
ВЕРХ ШАПКИ. На верху шапки жреческой, которая представляла коническую фигуру, была шерстяная длинноватая кисточка; что служило собственным жрецов знаком.
ВЗРОСЛЫМ у римлян назывался у кто имел от роду за четырнадцать лет.
ВЕСТА была Богиня огня божественного.
ВЕСТАЛЬНЫЕ ДЕВИЦЫ были её священницы, которых уставил первой Нума Помпилий. Их должность была в капище сея богини хранить огонь негасимый или вечный, употребляемы же были в сие звание такие девицы, который клялися девство свое соблюсти вечно. По чему оные в весьма отменном были и почтении, сколько и по древнему сей богини почитанию. Ибо еще до начала Рима она исстари в Италии была почитаема.
ВЕКОВЫЕ ИГРЫ. См. игры.
ВЕНЕЦ ГРАЖДАНСКИЙ давался тому, который в случае сражения соблюдет жизнь римского гражданина от явной смерти, и сплетен был из ветвей дубовых.
ОСАДНЫЙ получал тот, кто отменною своею храбростью освободит от осады войско.
ПОЛИСАДНЫЙ заслуживал тот, кто первой за полисад врывался в неприятельской лагерь.
СТЕННЫМ дарен был тот, которой первый всходил на неприятельскую стену.
ВЕНКИ, древние напаяли мастиками, а особливо Нардом, и употребляли оные в банкетах, чтоб не быть пьяным. Ими мазали также и ноги.
Г
ГЕМОНИЕВОЮ ЛЕСТНИЦЕЮ назывался крутое место в темнице, с которого преступников тела вбрасываемы были; а в озлоблении величества за веревку влекомы. Имя же сие получило от изобретателя Гемония.
ГОРОД. Сие слово когда за Рим приемлется, то часто разумеется под ним целое римское гражданство.
ГРАЖДАНСКИЙ ВЕНЕЦ. См. венец,
Д
ДИКТАТОР. Сие достоинство было более Консульского; и Диктаторы имели полную власть в рассуждении войны и мира. Сей власти определенное было время полугодичное; хотя в трудных республики обстоятельствах Диктаторы, и по году были, не отдая отчета в делах своих. Знаков также чести Диктаторы имели вдвое Консула, или против обоих, т. е. двадцать четыре. Причиною установления Диктаторов была опасность соединенной войны от всех союзников и внутренние смятения, к прекращению которых Сената и Консулов власть была недовольна. А хотя сия власть была и ограничена, однако употребляли оную имевшие порядочно до самого Суллы, которой первый превратил ее в тиранию злоупотребляя оную. Последним был Диктатором Юлий Цесарь, с такою притом отменою, что был уже бессменный. Некоторые писатели потону его и почитают первым Императором римским.
ДИКТАТОРСКОГО ДОСТОИНСТВА ЗНАКИ. См. знаки.
ДУУМВИРАМИ назывались имевшие в смотрениии у себя священные книги. Ибо с начала двое только определены были к хранению книге Сивилл, и избраны из патрициев. Потом вместо двух десять к тому приставлено было; после пятнадцать, а наконец до пятидесяти количество сих простиралось. При всем том они всегда Дуумвирами назывались.
Е
ЕДИЛАМИ назывались, по свидетельству Варрона, которые имели смотрение над священными храмами и простыми домами. Их было три рода, а именно:
КУРУЛЬНЫЕ, которых между прочим была должность распоряжать священные и торжественные игры, и иметь смотрение за ними.
ПРОСТОНАРОДНЫЕ, или избираемые из простого народа, имели вообще ту же должность; а притом для облегчения труда своих трибунов маловажные дела судили.
ЦЕРЕАЛЬНЫЕ назывались, которые наблюдали дороговизну хлеба.
ЕДИЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ. См. собрание.
ЕПТАХОРДОМ Л. Валерий потому прозван, что имел на лице своем семь больших линий или морщин.
Ж
ЖЕЗЛ или ПАЛИЦА РУМОЛОВА была кривая палка, которую прорицатели употребляли для означения расстояний на воздухе, которые называли храмами. Сей жезл хранился на холме Палатнском до приходу Галлов, которые взяли Рим и выжгли. Но по прогнании оных от Камилла сей жезле невредим был найден между великими кучами пепла.
ЖЕНСКАЯ ФОРТУНА. См. фортуна.
З
ЗАКОН.
МЕММИЕВ издан был Меммием в рассуждении тех, которые от народа посылаемы были в провинции для исправления деле общенародных; чтоб когда в отсутствие их кто на них доносить или челобитовать будет, и похочет производить суд, таких судьям не допускать до того, доколе ответчики исправив свое дело возвратятся.
ОППИЕВ возбранял женщинам носить разноцветное платье, ни золота белее полуунца, ни парою ездить, ближе тысячи шагов от города, кроме жертвоприношения.
ПАПИЕВЫМ законом изгоняемы были пришельцы из города.
СЕРВИЛИЕВ закон касался до наказания за казенные недоимки и взятки.
ЦЕЦИЛИЕВ, которой издан был К, Цецилием в рассуждении ущерба казны и взятков.
ЗИБЕЛЕ называется Великою Материю, также Материю богов. Игры в честь оной отправляемые именовались Мегалесиа; а жрецы её самопроизвольные скопцы были и назывались Галлами.
ЗНАКИ ДОСТОИНСТВА ВЕРХОВНЫХ ВЛАСТЕЙ, как то Консулов, Диктаторов и Преторов, именуемые по Латыни faces, состояли из пучков лоз, в средине которых топоры находились, которые вместе запутаны были ремнями так, что не скоро их развязать было можно, и носили их ликторы по положенному числу пред каждою властью, а именно пред Консулом по двенадцати, Пред Диктатором по двадцати четыре, Пред Претором по два, а иногда и по шести. Что такие знаки употребляемы были у Римлян; помянутые власти иногда идучи по городу и приметя мимоходом какие беспорядки, наказывали шут же винных: а что оные опутываемы были ремнями, то служило к воздержанию властей в случае их запальчивости и сердца, дабы оные, доколе не развязываемы будут, имели время одуматься в рассуждении наказания.
И
ИБРИДАМИ называемы были в различных случаях: как то, кто рожден был от отца благородного и матери рабыни, или от рабыни и отпущенника; также у кого отец и мать были разных наций. Наконец Ибридами именуемы были и те, которые в разговоре своем много чужестранных слове вмешивали.
ИГРЫ. Причина установления оных была, умилостивление богов в случае великих бедствий, как то морового поветрия и других зол, римляне имели их многие роды; из которых здесь некоторые представлю,
АПОЛЛИНАРИА или АПОЛЛОНОВЫ ИГРЫ, в честь Аполлона отправляемы были.
ВЕКОВЫЕ, которые по прошествии целого века т. е. ста лете возобновляемы были.
КРУГОВЫЕ ИГРЫ по тому названы, что представляемы в кругах были, обведенных стенами; в которых лошадей обучали разным поворотам, как и самые ездоки обучались.
ЛУПЕРКАЛЫ от Ромула и Рема в честь бога Пана уставлены были. Имя сие происходит от двух слове Латинских, а именно Lupis arcendis, т. е. укрощения волков. Ибо сими жертвами надеялись они отвратить ту гибель, которую волки их стадам причиняли.
ШПАЖНИКОВ, Л которых двое бились на шпагах до того, что или один убьет другого, или которой либо из них принужден будет признаться побежденным от другого.
ФЛОРАЛЬНЫЕ, которые уставлены были в честь богини Флоры.
ИМЕНОВАТЕЛЯМИ назывались, которые всех граждан имена зная, в случае, когда Консул или другая власть верховная шла по городу, им сказывали, как кого встретившегося гражданина назвать именем при поздравлении. Ибо сим средством начальники входили в любовь у граждан своих и подчиненных, а особливо Полководцы у своих воинов.
К
КАВДИНСКИМИ ВИСЕЛИЦАМИ назван узкий проход, меж горами, имеющей вид виселице. Наименование же сие место получило от близлежащего города Кавдия.
КАВАЛЕРОВ РИМСКИХ был второй класс в Риме. Ибо по изгнании Царей, народ разделен был на три Класса или статьи, а именно Сенаторской, Кавалерской и простой народ. Кавалерский чин произошел от тех 300 человек, которых Ромул выбрал из всего народа и назвал Целерами, от имени, как некоторые думают, Целера убийцы Ремова, и которых число Тарквиний до 600 умножил. Им давалась лошадь при собрании народа от Ценсора, также золотой перстень для отличия от простого народа;
КАНДИДАТ слово происходит от Латинского прилагательного candidus, т. е белый, потому что обычай был у римлян Кандидатам выходить в собрата народа в белой одежде.
КАНФАР, есть, маленькой червячок, о котором утверждают, якобы он такое имеет свойство, что в каком случае и действии кого укусит, в том виде должно тому по смерть остаться. Например ежели он укусит кого в случае смеха, тому надобно будет и умереть смеючися.
КАПИТОЛИУМ назывался храм Иовишев, построенной на горе Тарпейской. Именуется ж потому, что как для того храма землю на фундаменте рыли, то голова человеческая была найдена. И так от Латинского слова caput, что значит голову, происходит Капитолиум.
КВЕСТОРЫ были разного рода, я именно городские или государственные казначеи, другие дел уголовных, и напоследок провинциальные. Были также Квесторы и в войске, как Кригскомиссары. И союзники своих Квесторов имели.
КВЕСТОРСКОЕ СОБРАНИЕ, См. Собрание.
КВИРИНОМ Ромул прозван был от слова curus, которое у Сабинян копье значило, потону что он употреблял его обыкновенно; а римляне уже от него. Названы Квиритами. Некоторые же думают, что Ромул получил сие имя от пребогатого Сабинского города Курес, с которым мнением и Варрон согласен, Ибо он заключив мир с Тицием, владетелем Сабинским, и приняв в сообщество Сабинян, чтоб тем более снискать себе любовь от новых жителей, соединившихся римлян и Сабинян, назвал общим именем Квиритами. Третье мнение об имени Квирина есть следующее; что якобы Ромул по смерти своей виденной от некоторого повелел себе воздавать божеское почтение под именем Квирина.
КЛИЕНТ. Ромул, чтоб тем большая была взаимность между простым народом и дворянством, позволил низкого состояния людям избирать себе по воле знатных, которые бы им впомоществовали и защищали во всяких случаях; а они бы взаимно в знак благодарности свои им оказывали услуги. Таковые под покровительством других находившийся люди Клиентами назывались, а самые покровители Патронами.
КОГОРТА состояла из трех родов войска, считая по Манипулу из каждого, и заключала в себе 450 человеке под особенным своим значком. Когорты были разного рода. Преторская Когорта в отменном была почтении. В Легионе было десять Когорт. Союзников Когорты из 336 человек состояли.
КОЛЕНО Ромул первый римской народ разделил на три колена; потом по времени с умножением народа и число колен умножилось. Ибо уже при Сервие Туллие их было девятнадцать, а напоследск количество оных возросло до тридцати пяти. Значило же сие имя и часть города, которую занимало какое колено и известное число людей. Всякое же колено разделялось на сотни. По времени вообще все колена разделены были на две части, а именно на городские и сельские. Городскими те назывались, которые жили внутри Города; а сельскими, которые по деревням жили. Каждое колено имело особенное свое имя или от места, как Крустинское от Крустина города Тусского, Веиентское от Веиев, или от какого знатного рода, которым за честь почиталось называться, как то от Папириева, Поллиева и других многих. Сие разделение на колена весьма было полезно, сколько, что как у римлян обычай был всему народу давать голоса свои, для избежания замешательств и затруднений от каждого колена голосе общей был отбираем. Не меньше также что и наборы в солдаты удобнее происходили.
КОЛОНИЯМИ назывались те места, куда из умножившегося безмерно гражданства для жительства частью люди посылаемы были. Воинские же Колонии те разумеются, в которые римляне старых и заслуженных солдат отправляли для жилища, уступая им имения мятежников.
КОНСУЛ. По отменении Царского правления римляне за благо рассудили учредить двух Консулов, которые бы верховную класть во всем имели. Сии Консулы прежде избираемы были до дворянства; но напоследок, по настоянию и усилию простого народа, один из благородных, а другой из оного избираемы были. Им подлежали все прочие власти, кроме трибунов простого народа. Время их правления было годичное; и в консулы избираемы были люди благоразумные, честные и постоянные не моложе сорока двух лет.
КОНСУЛЬСКИЕ ЗНАКИ. См. знаки.
КРОВОСМЕШЕНИЕМ также назывался в уважение и блуд, учиненной кем либо с Вестальною девицею.
КРУГОВЫЕ ИГРЫ. См. Игры.
КУРУЛЬНЫЕ ЕДИЛЫ. См. Едилы.
КУРУЛЬНЫЕ КРЕСЛА были сделаны из слоновой кости. Назывались же сим именем, или от Сабинского Города Курес, или что они были на колесах, так что всюду их обращать и двигать было можно. Их употребляли власти, как в публике, так и домовно, для отменного почтения.
Л
ЛЕГАТ Под сим именем разумеется первой начальник по главнокомандующем в войске, которой в случае смерти, отзыва или другой какой отлучки оного принимал главную команду над войском.
ЛЕГИОНЫ учреждены были еще от Ромула, и состояли из 3000 воинов. По изгнании Царей по 1000 еще к каждому прибавлено было. Во время войны с Аннибалом по 5000 были сделаны, а наконец возросли до 6000; и состояли из различного рода войска. Легионы вообще от порядка наименование имели, как–то первой, второй, третий и далее. Сии же имена получили от времени и по старшинству, которой прежде другого учрежден был; именовались также некоторые от имен Императоров, как–то Августов, Клавдиев, Флавиев. Также от квартир непременных, а именно: Галльский, Киринейский, Скифский, Македонский, Египетский, Германский, Итальянский, и пр.
ЛЕКТИСТЕРНИУМ здесь принимается за пир, который в почесть Иовиша или других богов был приуготовляем. Ибо римляне обычай имели для умилостивления какого–либо божества представлять пир в его храме, и как бы для принятия самих богов постилать ложа. От которого постлания лож происходит и имя Лектистерииум. См. пир Иовишев.
ЛИБИТИНА. Сие имя означает должность тех, которые употреблялись при погребении и сожжении трупов.
ЛИКТОРАМИ назывались те слуги народные, которые носили знаки достоинств пред Консулами, Диктаторами и Преторами. Они же в случае, но повелению их, когда те проходя город усматривали в некоторых непорядки, и судили достойных быть наказания, таковых секли розгами и рубили головы.
ЛУПЕРКАЛОВ ИГРЫ. См. Игры.
ЛУСТРУМ, произходит от Латинского слова lustrare, что значит в сем случае, смотр делать или перепись, т. е. сколько числом граждан выло, и кто сколько имел пожитка. Сей смотр чинен бывал чрез пять лет обыкновенно. Откуда Луструм берется и за пятилетнее время. Луструм принимается также и в другом образе; о чем см. слово ЦЕНЗОР.
ЛЕСТНИЦА ГЕМОНИЕВА. См. Гемониева Лестница.
М
МАГИ или ВОЛХВЫ, назывались премудрые люди, которые особенно будущее предузнавали, и о том предсказывали.
МАЛЫЙ ТРИУМФ. См. Триумф.
МАНИПУЛ составляли 100 человек воинов, под одним значком служивших.
МАРСОВО ПОЛЕ потому называлось, что оно посвящено было Марсу, которого Римляне отцом своим почитали. На нем властей избирали; также находилось на оном великое множество знаков побед и статуй.
МАТЬ БОГОВ. См. Зибеле.
МЕГАЛЕСИА. См Зибеле.
МЕММИЕВ ЗАКОН См. Закон.
МЕНИАН было судебное место, в котором по криминальным делам судили; получило же имя от того, что было в Доме Мениевом.
МИРМИЛОНОМ назывался один из поединщиков потому, что он на шишаке имел изображенную рыбу. Сей род убора происходил от Галлов; по чему оные и именуемы были Мирмилонами.
МОСТ СУБЛИЦКИЙ. См. Сублицкий
МЕСТО ОРАТОРСКОЕ. См. ростра.
Н
НАЗНАЧАТЬ В ССЫЛКУ; давать знать письменно на площади всему народу о именах на то осужденных, чтоб каждой старался убивать таковых; за что положено было убийцам награждение, а укрывателям наказание.
НЕ ИМЕТЬ ЧИНА значит не то, чтоб кто никогда не имел оного: но как у римлян для всех званий и должностей положено было известное время; то по окончании оного отправлявший их оставались только то, что были прежде. Напр. Сенаторы или дворяне просто. Знать однако ж надобно, что они после, той же только не имели власти, но почтение особливо к тем, которые свое звание добропорядочно исправляли, навсегда и от всех сохраняемо было, так, что народ иногда одного такого уважал мнение более, нежели всего Сената. Да и самые Сенаторы в отменном почтении таковых имели. Почему оные неоднократно, но по нескольку разе в те звания, иногда же и высшие избираемы были.
НЕПРАВИЛЬНО ЗАНЯТЬ ШАТЕР значило, когда кто имея делать наблюдения в рассуждении птиц полета, не наблюдал того, что до самого шатра, из которого смотреть должно, принадлежало. Как то: ежели кто начав делать наблюдения, и каким–либо случаем оторван будучи, для окончания оного в тот же шатер войдет, а не переменит оного, в таком случае говорили; Что неправильно шатер занят. И хотя кто таким образом наблюдение и исправить, но оно недействительно было; а потому и власть или должность полученная по оному.
НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК. См. человек новый.
НУММ часто принимается и за сестерций. Однако, ведать должно, что они были серебряные и свинцовые; из которых как первые подходили к ефимкам, так последние к шелехам. Наконец делаемы были и золотые, и имели на себе изображенные портреты Императоров. Но и на первых представлены были лица.
О
ОБВЯЗКА, здесь разумеется та, которую употребляли древние Цари Персидские на голове, и берется за самой венец Царский. Она была или полотняная, или из мягкой шерсти сделанная, сверх которой венец надевали, римляне употребляла ее на икрах для щегольства; жены их для украшения под грудьми, а девицы перепоясывались, чтоб тончее казаться.
ОБОИ АТТАЛИЧЕСКИЕ. См. Атталические обои.
ОБЕТ был двоякий: а именно, Мысленный и Словесный. Мысленным назывался тот, когда только в разуме обедоние богам чинимо было. Словесным же, когда словами при всех произносим был.
ОППИЕВ ЗАКОН См. Закон.
ОРАТОРСКОЕ МЕСТО См. ростра.
ОРЕЛ означает римское знамя, который делан был из золота и утверждаем на древке. Таких знамен было по одному в каждом легионе, и по них считались легионы. Сверх оного римляне имели в войске своем других значков много, которые были в когортах и других родов командах.
ОСАДНОЙ ВЕНЕЦ. См. венец
ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СЫНА значило выкинуть из роду, лишить наследства, и не дозволять пользоваться своим имением, при жизни. Лишать же наследства собственно знаменовало после Смерти.
ОТКУПЩИКИ были у римлян и такие, которые наложенную подать в завоеванных провинциях откупали.
ОТЦЕУБИЙСТВОМ также именовалось учиненное убийство начальнику отечества.
П
ПАЛУДАМЕНТ была верхняя одежда Главнокомандующих войском
ПАЛМОВУЮ ОДЕЖДУ употребляли победители во время отправления ими триумфов.
ПАПИЕВ ЗАКОН. См. закон.
ПЕНАМИ называются Карфагеняне, как бы Фенами. Ибо те были выходцы из Тира Финикийского города, которые построил Карфагену. Откуда и прилагательное Пунический берется за Карфагенский.
ПИР ИОВИШЕВ делаем был в Капитолии. Ибо обычай был у римлян всякий год отправлять оной. На сей пир собиралося знатнейшее гражданство; а готовлен он был из приношений Иовишевых. См. Лектистерниум.
ПЛОЩАДЬ здесь берется за то место, на котором суды производимы были и дела народные исправляемы.
ПОЛЕ МАРСОВО. См. Марсово поле.
ПОЛИСАДНЫЙ ВЕНЕЦ. См. венец.
ПОРТРЕТЫ прославившихся великими своими делами предков римляне обычай имели становить в прихожем покое, на которые бы все взирая, тем наипаче потомки оных к храбрости возбуждалися, дабы последуя им столь же славными учиниться. И в которой фамилии оных числом было больше, та и знатнее других почиталася.
ПРЕТЕКСТА была одежда обшитая пурпуровою материею, и служила знаком благородства, употребляли ее Консулы, Преторы и другие власти, а в случае, когда надобно осудить кого на смерть, снимали с себя оную.
ПРЕТОР в атпсутсгпвие Консулов по случаю войны, отправлял их должность с равною властью, Прежде один только был в Риме, Но как он не в состоянии был рассматривать всех прошений, особливо в великом множеств приходящим чужестранцев, желавших получить право римского гражданства, то другой претор учрежден был для сих последних дел особливо, которой потому и назывался Иностранным, а первый Городским. Потом к сим двум придано было еще четыре, а Сулла к тем четырех прибавил, И так числом было уже десять.
ПРЕТОРИУМ называлась главная ставка предводительская. Однако сие слово принимается и за самые собрания. в ней бываемые, Отсюда получаемы были все приказы в рассуждении войска.
ПРЕФЕКТА. имя берется обширно. Вообще же Префекты были Военные и Гражданские, из которых. как Первые, так и вторые по, различию своих званий отличались другими прилагательными к имени Префекта придаемыми. Напр. Префект или начальник Обозной, флотской, Легионный, Когортный, Городской и проч. Также были Префекты союзников, которые равнялись властью Трибунам,
ПРИМИПИЛОМ назывался первой сотник какого легиона, и имел в охранения у себя главное знамя орла представляющее. При нем находилось 100 человек воинов отменно вооруженных. Но в первом строю в походе имел у себя под командою четыре ста человеке, и за ним следовал весь легион, из 60 сотен состоявшей. Чрез него все шли приказы от Главнокомандующего или Трибунов к легиону и особо в рассуждении караулов. На него смотря как в строю, так и в походе весь легион останавливался или шел далее. Сей чин сколько был в почтении отменном, столько прибыточен, а потому и завистен.
ПРИСТАВЫ была при Преторах неотлучно.
ПРОВОДНИКИ употребляемы были в посылки за город, как то созывать из деревень Сенаторов, также призывать для принятия какой власти. Ходили они и по городу за Консулами, и отправляли в рассуждении внезапного наказания равную с Ликторами должность.
ПРОКВЕСТОРАМИ назывались, которые по случаю смерти Квесторов, правителями провинции, а не от Сената или народа как Квесторы, на места их набираемы были, и отправляли их должность.
ПРОКОНСУЛОВ было четыре рода.
1) Составляли те Консулы, которые сверх положенного годового времени оставляемы были в Провинциях для правления оных. 2) Которые давно уже быв Консулами с властью Консульскою посылаемы были в провинции в военное время, для принятия главной команды над войском. 3) Которые окончив время Консульства своею в городе, непосредственно в провинции посылаемы были. Напоследок, 4) которые по утверждении Монархии от Сената в провинции римского народа отправляемы были.
ПРОПРЕТОРОМ назывался тот, ежели кто в провинции уреченное время в преторском достоинстве добропорядочно выживет, а потом оставлен в ней же еще будет, для управления ее с тою же властью, и заступал место Консула.
ПРОСТОНАРОДНЫЙ ЕДИЛ. См. Едил,
ПРОСТОНАРОДНЫЙ ТРИБУН. См. Трибун.
Р
РАТУША обыкновенно за Сенат принимается.
РЕЦИАРИЙ называется потому, что имел под щитом сеть, которою хотел поймать Мирмилона. Почему они и говорил: что не его он ловит, но рыбу. Потому что Мирмилон имел на шишаке своем изображенную рыбу. См. Мирмилон.
РОБОР значит места в темнице, с которого злодеи стремглав сбрасываемы были.
РОСТРАМИ именуется то возвышенное на площади место, с которого законы объявляемы, суды говорены были и речи к народу. Происходит же сие имя от Латинского слова rostrum, которое значит птичий нос; потому что оно убрано было носами кораблей завоеванных, имевшими вид носов птичьих. Над сим то местом Антоний приказал прибить голову Цицеронову, которой будучи Консулом, и после, как и в тот самый год, с оного говорил речь против Антония, неподражаемого красноречия.
С
САЛИЙСКИХ ЖРЕЦОВ наименование происходит от Латинского слова falio, что значит скачу, как свидетельствует Ливий. Они отправляли служение Марсу Градиву, прозванному так от хождения на войны, нося Анцильское оружие по городу в положенное время, скача и поя стихи, сочиненные к тому нарочно.
САЛИНАТОРОМ Ливий прозван был от изданного собою строжайшего и народу досадительного закона о продаже соли, которая на Латинском языке fal называется.
СЕЛЕНИЕ. См. Колония.
СЕРВИЛИЕВ ЗАКОН См. закон
СЕСТЕРЦИЙ была серебряная монета и содержала в себе два Асса с половиною. Сокращенно Сестерций означаем был следующим знаком H. S.
СИВИЛЛАМИ называемы были от древних все жены, прорицавшие и открывавшие богов волю, как и Варрон утверждает. Ибо на Еолическом языке Σίους значит богов, а ϐυλὴ, волю, откуда и выходит сложное имя Сивиллы. И так не должно думать, что книги Сивиллинские все одною были написаны; а было их в разных местах десять. Некоторые полагают число оных девять, а другие еще меньше.
СИВИЛЛ книг девять поднесены были Сивиллою Куманскою Царю Тарквинию, которые содержали в себе будущее в рассуждении римлян. И оные хранились в тайне, напротив того других Сивилл показуемы были.
СКЕВОЛОЮ Муций прозван, потому что он сжегши себе правую руку за то, что она ошиблась убить Порсену. владел одною левою. Откуда все левою рукою владевшие назывались Скевы от Греческого слова σϰάιαν, что значит левшу.
СОБРАНИЯ или КОМИЦИА, comitia.
ЕДИЛЬНЫЕ те назывались, в которых избираемы были Едилы.
КВЕСТОРСКИЕ, в которых Квесторы.
КОНСУЛЬСКИЕ, в которых Консулы.
ПРЕТОРСКИЕ, в которых Преторы.
СОТЕННЫЕ, т, е, производимые по сотням,
ТРИБУНСКИЕ в которых Трибуны избираемы были,
СРУБ. римляне умерших трупы на срубе сжигали, облив прежде и намазав оные благовониями, Все же сие происходило при многих других церемониях с великою помпою. Но сию честь имел не всякий, а единственно благородные и вольные люди. Ибо на рабкие тела благовонии употреблять законом возбранено было. Для продолжения обрядов. См. слово Урна.
СТЕННОЙ ВЕНЕЦ. См. венец.
СУБЛИЦКИЙ мост был деревянный сделан чрез Тибр реку. Сублицким же называется от Латинского слова fublicium или fublicia, что значит свая потому что он сделан был на сваях.
СУД СТА СУДЕЙ потому назывался, Что с тридцати пяти колен от каждого в оной выбираемо было по три человека. А хотя их и больше бывало, однако всегда сим именем назывался. Из сих держал один копье, как отменный знак сего судебного места.
СЦИПИОНОВ проименование сей род получил от Корнелия, которой отца своего водя по городу слепого проименован был Жезлом Отцовским, называемым по Латыни fcipio.
Т
ТАРПЕЙСКИЙ КАМЕНЬ был высок безмерно и утесист, с которого стремглав бросаемы были обличенные особливо в лжесвидетельстве.
ТИРАННОМ называется тот, которой в рассуждении высочайшей власти правления собственную только пользу наблюдает у или как Греки определяют, ежели кто над равными себе Царскую класть присвояет, или которой владеет мучительски.
ТРИБУНЫ или НАЧАЛЬНИКИ были двоякого рода, а именно Военные, которых было много видов; особливо же примечаются те, коих власть равнялась Консульской. Сие достоинство истребовали себе и Трибуны простого народа. Ибо как они много уже от дворянства исторгнули, то наконец домогались, чтоб один такой и Трибуне был из простого народа. Почему дворянство и должно было на введение сего достоинства согласится; однако то продолжалось не более 87 лет.
ТРИБУНЫ ПРОСТОГО НАРОДА учреждены были по случаю. Как простой народ от дворянства и заимодавцев крайне был утесняем, и по многократной просьбе не мог испросить себе облегчения, то напоследок отложася явно, выбрался на Священную гору; и не хотел по–прежнему и одно общество соединишься, доколе не истпребовал себе собственных начальников, которые бы избираемы были из оного, а не из дворянства. В следствие него Сенате и дворянство и дозволили им иметь своих Трибунов, которые бы оной защищали от обид, чинимых от Консулов или других властей, и вообще от дворянства. И сия власть Трибунов названа Священною. Таких Трибунов с начала пять было сделано; а потом число их до десяти умножено. Они были весьма сильны, и великие деле производили, но более возмущая народ ко вреду республики.
ТРИБУНСКИЕ СОБРАНИЯ. См. собрания.
ТРИУМВИРОВ было родов много. Но мы здесь только о трех упомянем, а именно о:
УГОЛОВНЫХ, которых была должность брать под караул по делам криминальным, сажать в темницу и производить казнь.
НОЧНЫЕ ТРИУМВИРЫ смотрели за пожарами, и в случае оных старались о скорейшем погашении.
ТРИУМВИРАМИ также называемы были и те сильные в республике люди, которые между собою все владение римское на три части делили и предследовали Монархическому правлению. Откуда и правление их названо Триумвиратом.
ТРИУМФОВ было два рода. Один
МАЛЫЙ, которой отправлять дозволяемо было за малые победы. Торжествующей победитель пеш входил в городе или верхом в провожании до Капитолии кавалеров. Напротив того в
БОЛЬШЕМ ТРИУМФЕ, за знаменитые победы отправляемом, победители на великолепной сидя колеснице запряженной четырью лошадьми белыми в предследовании Сената провождаемы были в храме Иовишей. Откуда они по заклании белого вола домой возвращалися.
ТРОЙНИЧНЫЯ ВОРОТА назывались, что из них вышли тройничные братья Горации против тройничных же Куриациев, для решения спора о первенстве власти оружием, как между Главнокомандующими положено было.
ТРОФЕИ. Поде сим именем собственно у римлян разумелся мраморный столп, поставляемый от победителя в память полученной им победы, на томе месте, где побежден неприятель.
У
УРНОЮ назывался сосуд, в которой по сожжении трупа остававшиеся кости или пепел собираемы были. Они делались из золота, серебра и других металлов: были также и каменные.
УРНА значите также и тот ящичек, из которого билетцы вынимались, на коих имена написаны были, в случае, когда надобно было решишь дело жребием.
Ф
ФАСТАМИ назывались ежегодные летописи, в которые вносимо было, что в каждом году отменного сделано в республике, также имена Консулов и прочих властей, всякого года, вписываемы были.
ФАСТАМИ также именовались и книги, содержащие в себе дни, в которые с народом дело иметь позволялось и в которые не можно было. В первом случае и самые дни назывались Фастальными или как бы деловыми, во втором Нефастными или недельными.
ФЕБРИС или лихорадка, богиня, которой приносимы были жертвы, чтоб она не много вредила.
ФЕЦИАЛАМИ назывались жрецы, которые при заключении мира и объявлении войны законной наблюдение имели.
ФЛОРАЛЬНЫЕ ИГРЫ. См. игры.
ФОРТУНА ЖЕНСКАЯ, о которой утверждали, что она благоприятствует женскому полу.
Ц
ЦЕНСОРОВ особливая была должность делать Ценс и Лустр исправлять. Ценс делать значило чинить поголовную перепись народу и разделишь на статьи по каждого достатку; Лустр же исправлять знаменовало в каждые пять лет приносить некоторые очистительные за все гражданство жертвы.
ЦЕРЕАЛЬНЫЕ ЕДИЛЫ. См. Едилы.
ЦЫПЛЯТНИКИ. Под сим именем разумеются прорицатели, которые по движению и действию цыплят предсказывали; и на тот конец оных держа у себя, за ними ходили.
Ч
ЧЕЛОВЕКОМ НОВЫМ у римлян тот назывался, которой первый из своего рода получал какой чин знатный.
Ш
ШАПКА была знаком вольности, и носили ее отпущенные рабы на волю.
ШПАЖНИКОВ ИГРЫ См. игры.
ШИПЫ ЖЕЛЕЗНЫЕ римляне употребляли, бросая по пути, особливо в песок, чтобы вредить коннице неприятельской в быстром и нечаянном ее устремлении.