Panegyrici Latini

Датировка
Для столетнего промежутка 289-389 гг., но прежде всего для 289-321 гг. мы располагаем в виде Panegyrici Latini значимым историческим свидетельством, которое, не обладая преимуществом достоверности, по крайней мере верно духу времени, хотя сборник как таковой и был составлен позднее (см. ниже). Авторы - высокопоставленные чиновники и риторически образованные литераторы; риторы близки ко двору и имеют доступ к таким должностям, как magister memoriae. Однако (мы часто можем наблюдать подобное, например, в Галлии) они сохраняют верность своим школам, не забывают о них и одаривают их.
Обзор творчества
Как самый ранний представитель, роль протагониста исполняет знатный сенатор Плиний (со своей знаменитой речью к Траяну). За ним следуют (в обратной хронологической последовательности) Пакат (Феодосию: 389 г.), Мамертин (Юлиану: 362 г.), Назарий (Константину: 321 г.).
Затем (со своей нумерацией) идут более короткие панегирики без указаний на авторство; этот второй сборник, должно быть, был добавлен в эпоху поздней античности. Порядок также обратный хронологический (311-289 гг.); географически цикл относится в основном к Галлии (Отен и Трир).
Источники, образцы, жанры
Авторы опираются - кроме Плиния Младшего, классика панегирического жанра - на Цицерона, а также на Фронтона. Жанр определяется принципами λόγος βασιλιϰός.
Литературная техника
Inventio в панегириках основывается на категориях, содержащихся в античной "царской речи". Родина, образование, деяния в молодости, добродетели государя - такая рубрикация напоминает жизнеописание, которое, правда, как жанр моложе и наряду с добродетелями упоминает и пороки. Некоторые из этих программных пунктов могут быть обойдены в форме praeteritio. Исторические и мифологические примеры составляют весомую часть литературного декора.
Эстетическая ценность панегириков сегодня оценивается сравнительно высоко; без этих предшественников не могли бы возникнуть гениальные поэтические панегирики Клавдиана, однако разница уровня остается значительной. Тем не менее мы в лице Panegyrici Latini имеем дело с важным литературно-историческим явлением в точке пересечения поэзии и прозы.
Язык и стиль
Латинский язык панегириков изящен. Характерны повышения и понижения тона в характеристиках лиц: maiestas tua, mediocritas mea ("твое величество", "моя посредственность", например, paneg. 6 (VII) 1, 1): свидетельство того, что наша витиеватая титулатура восходит к формам придворной жизни. Поэтические элементы под знаком аффектированной риторики все больше и больше проникают в прозу; следующий шаг приведет к панегирику в стихах. Техника клаузул отработана до совершенства.
Образ мыслей I. Литературные размышления
Намерение создать сборник образцовых речей сквозит во всем корпусе, особенно в начальном-положении речи Плиния к Траяну. Декларируемая цель опубликованного панегирика - не только похвала государю, но и внушение государственнического умонастроения на риторических занятиях. Что касается пропагандистского характера текстов, то и без этого указания они никого не введут в заблуждение.
Речь Евмения (9, V; 298 г. по Р. Х.) свидетельствует о самовосприятии оратора и осознании его культурной задачи: сделав успешную карьеру при дворе и будучи призван в свою риторическую школу в Отене в качестве руководителя, он просит о том, чтобы его теперь удвоенное жалованье могло быть потрачено на восстановление школы. В заключительной части речи возрождение школы связывается с возрождением государства. Значение образовательных учреждений Галлии можно оценить по их влиянию на латинскую литературу этой эпохи. Косвенно школы эксплуатируют стремление императора окружить себя литераторами.
Образ мыслей II
Моральное и эстетическое осуждение придворной лести и лживости словесных украшений многих панегириков напрашивается само собой. Однако необходимо справедливо отнестись к этим текстам как историческим источникам и произведениям риторического искусства. Речь может признать и идеализировать сложившуюся ситуацию; она, однако, может и намекнуть на ожидания подданных будучи зерцалом государей. Тщательное исследование, почему именно та или иная добродетель властителя оценивается именно здесь выше всего, будет вознаграждено. Языковые штампы могут отражать намерения цезаря, религиозную легитимацию его власти, демонизацию его соперника, идею Рима, образ варварского мира, великую тему conservatio rei publicae, "сохранения государства", и вообще все, к чему стремится конкретная эпоха; речи также позволяют взглянуть на ситуацию в Галлии. Тем не менее более чем понятно отсутствие у потомков интереса к этим эфемерным и не всегда привлекательным продуктам литературной деятельности, относящихся к сфере политических интриг.
Традиция
Три независимых друг от друга класса восходят к одному архетипу[1].
Влияние на позднейшие эпохи
Панегирики мало копируют в эпоху средневековья. Когда начинается Возрождение, их оттесняет на второй план блистательный Клавдиан.


[1] R. A. B. Mynors, изд. 1964, Praefatio.