9. Штурм перевала при Порфирионе (218 г. до н. э.)

После подавления восстания Молона Антиох III перенес свое внимание на границу с Птолемеями, стремясь занять Келесирию. Полибий уделяет этим усилиям значительную часть азиатского раздела пятой книги. После двух неудачных попыток прорваться через укрепления Птолемеев, обороняющих долину Марсия, центральную дорогу из Сирии в Палестину, которая проходит между Ливаном и Антиливаном (45.1-46.5, 61.3-62.6), он выбрал более трудный прибрежный маршрут. Узкий проход и крутые скалы, в некоторых местах почти у самой береговой линии, легко могли быть защищены Птолемеями. Но Антиох мог рассчитывать на Тир и Акру в тылу Птолемеев, которые ранее перешли на его сторону после дезертирства этолийца Феодота, наемного военачальника Птолемеев.
Основная оборона Птолеемев была сосредоточена вблизи Порфириона, идентифицируемого с руинами в треугольнике между Хан Неби Юнес и деревнями Барджа и Джийе, близ Рас Неби Юнес, 25 км. на юг от Бейрута, и битва, сообщается, произошла поблизости в узком проходе (см. карта 6). Абель локализует бой в Рас Эль Садийят, 4-5 км. к северу от Порфириона, но Рас Неби Юнес, который еще ближе к Порфириону, выглядит более подходящим: Рас Эль Садийят, 500 м. к югу от реки Дамор, упомянут как место, где Антиох разбил лагерь перед боем (68.5), и если бы это сражение произошло поблизости, оно бы, конечно, было названо по реке (ср. брод через реку Лик, упомянутый в рассказе об этой же экспедиции, 68.9). Если бы здесь было поле боя, можно было бы ожидать, что оборона Птолемеев, главным образом, была бы развернута с опорой на реку Дамор, которая является существенным препятствием, как это было доказано во время Второй Мировой войны. Но нет никакого упоминания о столкновении на берегу Дамора, и Антиох переправился через нее со значительным войском без помех во время свой рекогносцировки (68.9-11), что само-собой необходимо только если Птолемеи были сосредоточены вблизи Неби Юнес, обзор с которого перекрывал Рас Эль Садийят. С другой стороны мы слышим, что Птолемеи положили там ловушки для слонов (69.2), которые наверняка были излишними, если они решили остановить врага возле Рас Эль Садийят. Более того, вторая линия обороны Птолемеев располагалась в Платане (Эль Рмалех - Кап Сахре), следующем проходе к Неби Юнес, 5 км. южнее, и был третий проход возле Сидона, крепости Птолемеев (69.11). Это указывает на тройную линию обороны на трех скалах в пределах видимости друг друга. Наконец Рас Эль Садийят, как представляется наблюдателю на месте, неотъемлемая часть Ливанского хребта, а не одиночный кряж, рассекающий проход, как описал Полибий - описание, которое больше подходит к Рас Неби Юнес. Последняя скала выглядит предпочтительнее, несмотря на естественную защиту Рас Эль Садийят рекой Дамор, в основном, потому, что строй, помещенный на его склонах может контролировать проход более сподручно и более действенно, чем на покатых склонах Рас Эль Садийят, и, возможно, потому, что его узкий проход был значительно длиннее.

Карта 6: Поле боя при Порфирионе
Полибий описывает оборонительную линию относительно подробно, основываясь, по-видимому, на рассказе очевидца в своем источнике. Устье прохода, ширина которого составляет не более 50 метров, было защищено системой препятствий, а также войсками (69.2). Крутой хребет, пересекающий проход (69.1), это, кажется высота 59. Ее почти вертикальный северный склон, доминирующий над "бутылочным горлышком" прохода в пределах 40-50 м., был, конечно, занят лучниками и пращниками, в то время как пологий западный склон был занят легко-вооруженными войсками, которые были готовы к рукопашному бою для защиты своей позиции, и готовились спуститься в проход, если авангарду Антиоха удастся прорваться. Третий пост "на склонах горы Ливан" по замыслу должен был предотвратить обход оборонительной линии, и поэтому может быть идентифицирован с высотами 275 и 348, которые более или менее контролировали все горные тропы вокруг прохода. Силы Антиоха, включающие только легко-вооруженные войска (68.11), были разделены на три самостоятельных корпуса. Один под началом Феодота этолийца, поднявшись по склону Ливана, выбил отряд Птолемеев и продолжал атаковать с господствующей высоты, откуда просматривался весь перевал (Высота 63). Второй контингент под началом Менедама, несомненно, должен был попытаться подняться на эту последнюю позицию с востока, а в это время третий, под командой Диода, пытался прорваться через сам перевал (69.3-5). С точки зрения топографических невыгод, роль последних двух контингентов, фактически, заключалась только в отвлечении Птолемеев от решающего маневра Феодота. Антиох вопреки своему обыкновению наблюдал бой позади линии (69.7), возможно потому, что не мог сражаться среди конницы, как он привык. В это же самое время оба флота сошлись недалеко от побережья (69.6).
Атака началась в одно и то же время по всему фронту (69.9). Как следовало ожидать, войска Птолемеев в начале выстояли на перевале и на хребте. Победа была добыта Феодотом, который одолел оборону на склонах Ливана, а затем повернул на войска на хребте, с тем чтобы дать возможность войскам Селевкидов прорваться через перевал (69.9-10).
Сражение при Порфирионе продемонстрировало значительную тактическую гибкость, маневренность и мужество в условиях местности гораздо более сложной, чем та, с которой позже столкнулись римляне при Фермопилах. Это впечатление усиливается при анализе перехода Антиоха III через Эльбурз восемь лет спустя.