Анаксид Беотийский

Переводчик: 

T1. Diodoros 15.95.4: Историки Дионисодор и Анаксид, беотийцы, окончили свои истории греков этим годом.
Комментарий
Мало что известно об Анаксиде (и Дионисодоре BNJ 68), за исключением того, что он был из Беотии и написал историю греков. Диодор приводит 361/0 н. э. как заключительный год Историй Дионисодора и Анаксида. Их общепринятая незначительность как авторов может быть лучше проиллюстрирована, возможно, их полным отсутствием в базе данных Тhesaurus Linguae Graecae. Из контекста параграфа Диодора кажется, что и Анаксид и Дионисодор окончили свои истории сражением при Мантинее и последующим заключением мирного договора. Это соглашение более или менее подтвердило автономию всех греческих государств; тем не менее, как утверждает в Элленике Ксенофонт (7.5.27), «после битвы в Греции стало больше беспорядка и разброда чем прежде».
Никаких фрагментов Анаксида и Дионисодора, даже приписываемых им, не сохранилось, и выводы современных ученых касательно обоих (для Дионисодора в меньшей степени) предположительны. Нынешние взгляды о них можно резюмировать следующим образом:
(1) Оба автора написали историю своего времени, но совсем нельзя утверждать так на основании текста Диодора.
(2) Анаксид или продолжил или переработал труд Дионисодора, но это не может быть доказано: одинаково возможно, что они были противниками, особенно если один из них происходил из Фив.
(3) Большое число чудес касательно истории Фив могут восходить к Дионисодору и к Анаксиду, но нет литературных или других свидетельств, которые поддерживают это предположение.
(4) Последняя часть Ксенофонтовой Элленики была направлена против этих беотийских историков: опять нет свидетельств.
(5) Элленики Дионисодора и Анаксида использовались Kaллисфеном Олинфским: это предположение также не может быть доказано.
Биографическое эссе
Анаксид и Дионисодор являются весьма распространенными именами, особенно в Центральной Греции, с несколько более частым Дионисодором. Анаксидом звали одного из сыновей Диоскуров у Павсания (2.22.5; 3.18.13: в последнем пассаже Анаксиад). Среди прочего, это имя бывшего олимпийского победителя из Фив, который участвовал в греческом посольстве ко двору Дария III. Мюллер задался вопросом, идентичен ли этот Дионисодор с Диодоровым писателем. Якоби хотя и с сомнениями высказал мысль, что эту идею не следует отвергать. Еще раз, однако, так или иначе здесь нет никаких неопровержимых свидетельств.