Книга X

Слон, говорят, редко бывает влюблён, ибо, как я уже отмечал раньше[1], он благоразумен. И все же я узнал о слонах, испытывающих любовные страсти, а история эта весьма изумительная. Итак, вот что я выяснил.
Человек, который имел некоторые познания в способе охоты на этих животных, получил разрешение от римского императора и отправился охотиться на них по способу туземцев Мавретании. Он рассказывает в своем повествовании, как молодая слониха, хорошенькая, насколько могут быть хороши слоны, совокуплялась с молодым и красивым самцом, тогда как другой более старый самец (по крайней мере муж или любовник вышеуказанной самки) был в ярости, как если бы был оскорблен. В горячности и ярости он ринулся вперёд, предстал перед молодым и красивым слоном, напал на него и начал биться, как человек преисполненный обиды за поведение своей жены или любовницы. И эти двое сцепились друг с другом с такой силой, что оба повредили бивни. И ни один из них не победил, так как охотники разделили их, метая в них снаряды, ибо животные стали беспомощны, как только лишились своего оружия. Так любовный поединок между влюблёнными слонами, равный вплоть до конца, был доведен до конца. А Парис был тащим Менелаем и придушен ремнем, наброшенным пониже шлема, и сын Атрея
…и довлек бы его, и покрылся бы славой великой;[Hom. Il. 3 373],
не лопни ремень, и если бы дочь Зевса и Дионы (т. е. Афродита) не выхватила бы его из этого позорного и женоподобного поединка: и он отступил, трус, и возлёг с блудницей.
2. Похоже, что рыба не стремится к половому соитию в одно и то же время года, но некоторые спариваются весной, некоторые чувствуют желание летом, некоторые осенью, а у других вышеназванное желание мало–помалу возбуждается зимой. Большинство дав начало раз в год, успокаиваются; хотя говорят, что окунь даёт начало дважды, тогда как само название барабульки (τρίγλη) доказывает, что делает это она трижды.
3. Геродот утверждает [3. 103], что верблюды имеют четыре бедренных кости в своих задних ногах, и такое же число коленок, но их детородные органы между задними ногами повернуты в направлении к хвосту.
4. Геродот утверждает [3. 113], что овцы в Аравии имеют хвосты необычной длины по сравнению с другими овцами. Тот же писатель сообщает нам, что есть два вида овец, прибавив, что один вид имеет хвосты по меньшей мере не менее трех локтей. И если позволить овцам таскать свои хвосты за собою, они покроются струпьями от трения о землю. Все что смогли пастухи, это придумать небольшие тележки, которые поддерживают хвосты этих животных и предотвращают появление болячек. А вот другой вид овцы, по его словам, имеет широкие хвосты, аж целый локоть шириною.
5. Улитки знают, что куропатки и цапли их враги; поэтому они спасаются от них, и в местах где эти птицы кормятся, вы никогда не увидите ползающих улиток. Но улитки, которых называют Areiones обманывают и ускользают от вышеупомянутых врагов через природную сообразительность. Итак, они выходят из своих родных оболочек и кормятся без опаски, тогда как птицы, которых я упоминал, набрасываются на пустые раковины, как будто там есть улитки, но не найдя ничего, отбрасывают их в сторону за ненадобностью и уходят. Но Areiones возвращаются и каждая приходит к своему дому, наевшись досыта и сохранив свои жизни через обманчивое переселение.
6. Кажется, что скумбрия из Евксина подражает персидскому Царю, который проводил зиму в Сузах, а лето в Экбатане. Ибо эти рыбы проводят зиму в так называемой Пропонтиде, поскольку это теплый край, а летом они живут возле Эвгила[2], потому что первым названное море предоставляет им нежные бризы.
7. Мне рассказали, что когда повар, мастер своего искусства, хочет, чтобы брюшко барабульки не лопнуло при варке, он целует ее в рот. И если сделать так, рыба останется целой. Так говорят.
8. Самка дельфина имеет грудь похожую на женскую, и сосет ее детёныш свободно и в изобилии получает молоко. И они плавают все вместе, но разделены соответственно возрасту. В первых рядах выстроились молодые и слабые, а за ними плывут взрослые. Дельфины любят свое потомство и являются ласковыми существами, заботятся о своих детях, и строятся, чтобы защитить их, как солдаты в боевом построении, одни в переднюю шеренгу, другие во вторую, а некоторые в третью. Детёныши плывут впереди, за ними плывут самки, а самцы замыкающие шествие, наблюдают и охраняют свое потомство и своих жен пока они плавают. Что, благородный Гомер, Нестор сказал бы об этом — Нестор, которого ты чествовал как наилучшего тактика среди героев его дней? [Cp. Hom. Il. 2. 555; 4. 293-309.]
9. Некоторые утверждают, что разница между эфой и эхидной[3] в поле, а не в виде, первый есть самец гадюки, а последняя самка. Иные однако считают, что разница между оными в виде, и что один принадлежит к одному виду, а другой к другому. И я слышал, как некоторые говорили, что тех, кто был укушен эфой, охватывали судороги, тогда как жертв эхидны нет. Но другие утверждают, что укус причиненный эхидной белый, тогда как таковой эфы багровый. И Никандр говорит [Th. 231], что на укусе, нанесенном эфой, видны следы двух клыков, но еще отчетливее, если это укусила эхидна.
10. Заслуживает внимания как люди после успешной охоты на слонов делают этих существ послушными и ручными. Сначала всех их уводят связанными в лес, на небольшое расстояние от рвов, в которых их захватили, держа их порознь, и не позволяя им ни бежать вперёд, ни остановиться и отступить. Затем каждого зверя закрепляют к большому дереву на определенном расстоянии друг от друга, так что они не могут броситься вперёд, также попятиться назад, до определенной степени будучи свободны лягаться и беситься. И отказывая им в пище и усмиряя голодом их чрезмерную силу и мощь, постепенно сокрушают их дух и их несгибаемую решимость, так что с этого момента они забывают свою неукротимую ярость и отказываются от своего прежнего нрава. Сторожа этих животных подходят к ним и предлагают пищу из своих рук, и слоны, под давлением необходимости принимают ее и не причиняют людям никакого вреда, и уже начинают постепенно успокаиваться и уставать. Но те, которые чрезвычайно мощны и матеры, которые рвут свои верёвки и вырывают с корнем деревья с помощью бивней и хобота, даже сокрушившие некоторых своими внезапными нападениями, с трудом и только через долгое время приручаются, иногда через голодовку с редкими кормежками, а иной раз с помощью стрекала. В то время как эти животные приручаются, их пища состоит из очень больших ломтей хлеба, ячменя, сушеного инжира, изюма, лука, чеснока, меда в больших количествах, пучков веток мастикового дерева, пальмовых листьев, плюща и всякой другой съедобной и знакомой пищи, которая по этой причине приветствуется ими.
11. Те кто приговаривает всех рыб без исключения к молчанию не знают их природы, потому что есть такие, которые свистят, и такие, которые хрюкают. Морской петух хрюкает, также делают хромис и капрус[4], как говорит Аристотель [HA 535 b 17]. Свистит солнечник[5]; кукушка[6] (или «дудочник») имеет голос, похожий на таковой птицы, чье имя она носит и издает похожие звуки.
12. С виду в слоне много мяса и он огромного размера, но мясо это несъедобно за исключением хобота, губ и костного мозга в бивнях. Как кажется, жир слона непереносим для ядовитых существ, ибо если человек натрется им или сожжет чуть–чуть, те убегают как можно дальше.
13. Разнообразие цветов и форм фауны Аравии может любого специалиста по живописи поставить перед испытанием, не только в случае мощных и благородных животных, но даже в случае совсем незначительных, таких как саранча и змеи; ибо раскраска их выглядит как золото. Рыба, которая даже еще более богато раскрашена, являет удивительное зрелище. И устрицы в Красном море не без такого же очарования, потому что они окружены кольцами огненного оттенка, и при взгляде на них вы сказали бы, что смешение их цветов повторяют радугу, Природа нанесла параллельные полосы на них. И жемчуг, столь прославленный среди дураков и восхищающий женщин, также питомец Красного моря, и рассказывают чудесную историю о том, как он получается, когда сверкает молния на открытые раковины. Как затем ищутся эти раковины, матери вышеуказанного жемчуга, когда стоит хорошая погода и море безмятежно. И охотники собирают их, и извлекают этот предмет, так восхищающий сердца роскошью. Они могут найти мелкую жемчужинку даже в самой большой раковине; а эта не содержит ни одной, а та — всего одну, но некоторые содержат по нескольку. Кое–кто утверждает, что аж двадцать жемчужин было (найдено) в одной раковине. Раковина, это как плоть, а жемчужины цепляются к ней как занозы. Но если кто–то откроет раковину преждевременно, то есть до зарождения, — процесс будет завершен, он несомненно найдет плоть, но она не будет содержать предмета его поисков. Жемчуг, по–видимому, похож на камень, полученный при окаменении, и не в его природе содержать или принимать хотя бы каплю влаги. По мнению тех, кто торгует жемчугом, и тех, кто покупает у них жемчуг, тот что чисто белый и крупный — самый красивый и очень высоко ценится, и я могу открыто заявить, что многие из тех, кто получает средства к существованию от жемчуга, стали богачами. И также хорошо известно, что когда эти камешки извлекают, а моллюсков отпускают после как они отдадут вышеуказанный предмет вожделения в качестве выкупа за свою жизнь, они постепенно производят еще один. Однако если животное, которое вынашивает жемчужину умирает до того как жемчужина будет извлечена, как иногда сообщают, как жемчужина, так и плоть гниют и погибают. Жемчуг от природы гладкий и имеет закругленные очертания, но если человек искусственными средствами захочет округлить и сделать гладкими некоторые камешки от природы не таковые, жемчужина расстроит его планы, ибо она ухудшится в качестве и выпятит неровности, тем самым разоблачая замысел, что был положен в обеспечение ее красоты.
14. Египтяне считают, что сокол посвящен Аполлону, называя бога Гором на своем родном языке, относятся к этим птицам с удивлением и правы, говоря, что они принадлежат вышеназванному богу. Ибо сокол единственная из птиц, которая может с легкостью и безболезненно смотреть на солнце, и при этом совершенно не слепнуть; и в то время как они летят на огромной высоте, божественный огонь их совершенно не беспокоит. Более того, наблюдатели говорят, что сокол летает вверх ногами, подобно человеку, плывущему на спине, и, таким образом, он смотрит на небо и на всевидящее солнце совершенно свободно и не щурясь. Он злейший враг змей и ядовитых существ. Во всяком случае ни змея, ни скорпион, никто другой, производящий зловредные вещества, не избежит его внимания. Плодов и семян он не касается; наслаждается он пищей из плоти и питьем крови, и этим он выкармливает своих птенцов; он также необуздан в разврате. Если его берцовую кость поднести к золоту, она привлечет его и притянет к себе посредством необъяснимого колдовства, принуждая его даже следовать за собой подобно тому как, говорят, Гераклейский камень[7] так или иначе завораживает железо. Египтяне утверждают, что продолжительность жизни сокола целых пятьсот лет, но они меня не убедили: я просто сообщил то, что слышал. Гомер, мол, как бы намекает, что сокол — возлюбленное дитя Зевса и Лето (т. е. Аполлон), когда говорит [Il. 15. 237]
С Иды, шумной потоками, он устремился, как ястреб,
Быстрый ловец голубей, между хищных пернатых быстрейший.
15. Скарабей — создание, среди которых нет ни одной самки, но самец изливает семя на кучу[8], которую от скатывает. Вслед за этим и сохраняясь в тепле в течение восьми–двенадцати дней, на следующий день кучка приносить детёнышей. У египтян сословие воинов носило перстни с выгравированным скарабеем, их правитель намекал тем самым, что те, кто сражается за свою родину любой ценой и любыми путями должны быть мужественны, потому что скарабей не имеет в себе никаких женских элементов.
16. Свинья в полнейшем обжорстве не щадит даже собственных поросят; более того, если ей попадается человеческое тело, она не воздержится от его поедания. Вот почему египтяне ненавидят это животное как грязное и всеядное. Но люди трезвомыслящие приучены предпочитать тех животных, которые имеют мягкий нрав и имеют в некотором смысле сдержанность и благоговение. Во всяком случае египтяне на самом деле поклоняются аистам, потому что они оказывают уважением своим старым родителям; и по этой же причине египтяне оказывают почтение пеганкам и удодам, потому что первые любят своих отпрысков, а последние выказывают почтение к родителям. И я узнал, что Манефон, человек достигший самой вершины знаний, говорил, что тот, кто отведал молока свиньи, покрывается проказой и чешуйчатой сыпью. А все азиатские народы ненавидят эти болезни. И египтяне уверены, что свинья омерзительна и солнцу и луне. Соответственно, когда они проводят праздник луны, они жертвуют ей свиней раз в год, но в другие времена они не готовы жертвовать их ни ей, ни какому–либо другому богу. Афиняне жертвуют свиней на Мистерии и это очень правильно, ибо они травят посевы и часто, попирая молодые колосья, некоторые ломают прежде чем те созреют, а другие выдирают с корнем. Но Евдокс утверждает, что египтяне воздерживаются от жертвоприношения свиней, потому что когда зерно посеяно, они гонят стадо через него, и свиньи наступают и вдавливают зерно в почву когда она влажная, так что оно останется плодоносить и не будет съедено птицами.
17. Слоны, изъятые из страны им привычной, хотя и прирученные сначала пленом и голодом, а затем пищей и ее разнообразием, тем не менее не стирают из своей памяти обаяние родины, что взрастила их. Так или иначе, большинство из них умирает от горя, а некоторые теряют зрение от безмерных слез ими пролитых. И их доставляют на борт корабля по мостику по обеим сторонам которого вставлены свежие ветки полные листвы, вместе с другой зеленью, которая разостлана по всей длине с тем чтобы обмануть зверей. Ибо если слоны видят эти вещи, они воображают, что он по–прежнему ходят по твердой земле, и эта зелень не позволяет обнаружить море. Но вода близ берега, от которого можно отплыть, мелкая и не глубокая, поэтому грузовые суда находятся на некотором расстоянии. Именно по этому есть необходимость в вышеуказанном мосте хитроумно устроенном с ветвями и зеленью.
18. Я слышал, что баран в течение шести зимних месяцев ложится на левый бок, и спит так всякий раз, когда сон настигнет и пленит его. Но после весеннего равноденствия он покоится в обратном положении и лежит на правом боку. Так, при каждом равноденствии, баран меняет свой способ лежания.
19. Жители Сиены относятся к Phagrus[9] как к святыне, а те, которые живут в так называемой Элефантиде, к Maeotes. (Это тоже вид рыбы). И почитание, которым оба народа вознаграждают эти виды, имеет такое начало: когда Нил набухает и переполняется, эти рыбы приплывают заранее, как будто предвещают приход воды, и радуют тревожные сердца египтян огнем надежды, будучи первыми вестниками наступающего наводнения, и предсказывая его некой чудесной естественной особенностью. Кроме того вышеупомянутые народы обычно добавляют в отношении своего почтения к этой рыбе, что те никогда не едят друг друга.
20. Как кажется, есть другие моллюски в Красном море, чьи раковины негладкие, но имеют определенные пазы и углубления[10]. Эти раковины имеют острые губы, и когда они закрываются, они сцепляются одна с другой так, что кажется будто сошлись зубцы двух пил. И если они поймают какого–нибудь плывущего рыбака и укусят, какую угодно часть они откусят, даже если будет кость в откушенной части; более того, если они кусают сустав, они перекусят его сразу; нет ничего удивительного в том, что их укус чрезвычайно острый.
21. В Египте есть некоторые, подобные народу Омба, которые почитают крокодилов, и так же как мы относимся к Олимпийским богам с благоговением, так они относятся к этим животным. И когда, как это часто случается, их детей уносят крокодилы, народ радуется, тогда как матери несчастных рады и ходят с гордо поднятой головой как, я полагаю, родившие пищу и доставившие ее богам. Но народ Аполлонополиса, что в области Тентира, ловят сетями крокодилов, вешают их на дерево персея[11] (отсюда оно произошло), хлестают их жестоко, нанося побои всем миром, тогда как животное хнычет и льет слезы; наконец они свежуют его и съедают.
Крокодилиха, как кажется, беременна течение шестидесяти дней, и производит шестьдесят яиц, которые она высиживает ровно столько же дней: крокодил имеет такое же число позвонков в своем хребте, и говорят, что шестьдесят жил опоясывают его тело, и он приносит детёнышей такое же число раз, и он живет шестьдесят лет (я сообщаю то, что говорит народ Египта, и то чему он верит); можно насчитать шестьдесят зубов в его пасти; в течение шестидесяти дней каждый год он остается неподвижен в своем логове и воздерживается от пищи. Крокодилы привыкли к народу Омба, и те что содержатся в озерах, созданных вышеуказанным народом, послушны их призывам. И люди приносят им головы животных, которых они принесли в жертву — сами они никогда не касаются этой части — и швыряют им, и крокодилы прыгают вокруг них. Жители Аполлонополиса наоборот терпеть не могут крокодилов, ибо они говорят, что те своим обликом напоминают Тифона. Другие однако говорят, что причина не в этом, но что крокодил унес дочь царя Псамминта[12], человека в высшей степени благородного и праведного, и поэтому в память этого несчастья даже потомство не переносит весь род крокодилов.
22. Ваккеи[13] (это западный народ) оскверняют тела тех кто умер от болезни и тех кто умер трусливой и женоподобной смертью, и избавляется от них путем сожжения; в то время как тех, кто отдал свою жизнь на войне, они считают благородными, героями, и полными отваги, и их они бросают грифам, считая эту птицу священной. И когда Ромул на Палантинском холме, гадая по полету двенадцати грифов, получил благоприятное предзнаменование, следуя числу птиц, он постановил, что правителю Рима должны предшествовать число прутьев[14] равное числу птиц, виденных по этому поводу. И египтяне верят, что гриф посвящен Гере, и украшают голову Изиды перьями грифов, а на сводах ворот своих храмов они вырезают рельефные (изображения) крыльев грифа.
Я раньше много говорил относительно этой птицы, но не по этому поводу.
23. В Египетском Копте туземцы почитают Изиду различными ритуалами, но особенно на службах и священнодействиях, исполняемых женщинами, которые оплакивают мужа, сына или брата. И в Копте есть скорпионы огромных размеров, обладающие очень острым жалом, и наиболее опасным при их нападении (ибо их жало убивает мгновенно), и египтяне напридумывали бесчисленные приспособления для самозащиты. И хотя скорбящие женщины в храме спят на полу и ходят босиком, но все, кроме тех кто наступил на вышеуказанных скорпионов, остаются невредимыми. И этот же самый народ из Копта поклоняется и обожествляет самку газели, хотя приносит в жертву самцов. Они говорят, что самки — это любимцы Изиды.
24. Крокодил (я могу сказать, что узнал эти факты в дополнение к тем, что я уже сообщил об этом животном) от природы робок, предрасположен ко злу и совершенно отвратителен. Он бдит чтобы схватить или замышлять против своих жертв, но он боится любого шума и пугается даже громких человеческих криков, и впадает в панику, если кто–то смело нападает на него. Итак, народ Египта, называемый тентирийцы, знает лучший способ одолеть зверя: самый действенный способ ранить его ударом в глаз, или в подмышку, и даже в живот. Его спина однако и его хвост непроницаемы, ибо он защищен, даже можно сказать, вооружён чешуйчатыми пластинами, напоминающими керамику или раковину. И вот вышеуказанный народ настолько усерден в преследовании этих созданий, что мир на реке в их области совершенно не нарушается крокодилами. Поэтому они отваживаются плавать и заниматься рыболовством. Тогда как народы Омба, Копта или Арсинои не могут даже помыть ноги или просто безопасно набрать воды; поэтому никто не может даже пройтись вдоль речного берега свободно и без опаски. Но народ Тентиры поклоняется соколам. По этой причине те, кто живет в Копте, желая досадить тентирийцам как врагам крокодилов, часто распинают соколов. Крокодилов народ Копта отождествляет с водой, поэтому они поклоняются ему; тогда как тентиряне отождествляют сокола с огнем, отсюда их поклонение. И они приводят в качестве доказательства… [15] утверждая, что огонь и вода не могут смешиваться.
Таковы удивительные басни, рассказанные египтянами.
25. Пройдя через египетский оазис путешественник на семь дней окажется в голой пустыне. Здесь, вдоль дороги, которая ведёт в Эфиопию, живут собаколицые люди[16]. По–видимому эти создания живут охотой на газелей и антилоп; что еще, они внешностью черные, и у них голова и зубы собаки. А поскольку он напоминают это животное, то, естественно, что я должен упомянуть их здесь. Они, однако, не наделены речью, но издают пронзительный визг. Под их подбородками свисает борода; мы можем сравнить ее с бородами драконов[17], а сила и очень острые когти дают преимущество их рукам. Все их тело покрыто волосами — еще одно отношение, в котором они напоминают собак. Они очень быстро бегают и знают недоступные места: вот почему, когда они появляются, их так трудно поймать.
26. Шея у волка короткая и сжатая; зверь поэтому не в состоянии повернуть ею, но все время смотрит вперёд. И если он хочет оглянуться назад в кокой–то момент, он поворачивается всем телом. У него самое острое зрение из всех животных, и несомненно он может видеть ночью, когда нет луны. Отсюда и название Lycophos (волчий свет, т. е. сумерки) применяемое к той части ночи, когда лишь волк пользуется зрением, которым природа снабдила его. И я думаю, что Гомер дал имя [Il. 7. 433] «сумраки ночи» тому времени, когда лишь волк способен оглядеться вокруг. А еще говорят, что волк возлюбленный Солнца; и есть такие, кто утверждает, что год называется Lycabas в честь этого животного. Также говорят, что Аполлон благорасположен к волку, и причина этого, которую обычно сообщают, также достигла и меня. Вот она: говорят, что бог родился после того как Лето превратилась в волчицу. Вот почему Гомер говорит «волчерожденный лука владыка» [Il. 4.101][18]. Именно поэтому, как я узнал, в Дельфах установлен бронзовый волк, намекая на родовые муки Лето. Другие однако отрицают это, утверждая, что это потому, что волк дал знать, что подношения украдены из храма и зарыты в землю ворами–святотатцами. Для этого он зашел в храм, схватил пастью одного из жрецов за священническое одеяние и потащил к тому месту где были спрятаны подношения, а затем начал рыть это место передними лапами.
27. Есть район в Египте, называемый Хусы (Chusae) (считается, что он относится к провинции Гермополис[19], и хотя он мал размерами, он весьма очарователен), и там поклоняются Афродите под именем Урания (небесная). А еще они оказывают почет корове, и вот, мол, причина: они считают, что коровы связаны с этой богиней, потому что корова чувствует сильное побуждение к любви и более страстна, чем бык. В любом случае, заслышав его мычание, корова приходит в состояние возбуждения и воспламеняется желанием спариться. А знатоки в этих вопросах утверждают, что корова слышит быка за тридцать стадиев[20], когда он ревом подает сигнал к любви и спариванию. А еще в Египте скульпторы и художники представляют Изиду с коровьими рогами.
28. Народам Бусириса и Абидоса Египетского и Ликополиса не нравится рев трубы на том основании, что он напоминает рев осла. И те, кто привечает культ Сераписа, также ненавидят осла. Так–то Ох Персидский[21] зная это, зарезал Аписа и обожествил осла из желания до крайности оскорбить египтян. И поэтому он тоже понес кару Священному Быку, которой все рукоплескали, не меньшую чем Камбиз[22], который был первым, кто осмелился совершить такое кощунство. И те самые служители вышеупомянутого Зевса (т. е. Сераписа) также не терпят антилопу, и вот по какой причине: египтяне считают, что она выпускает экскременты повернувшись задом к восходящему солнцу. И последователи Пифагора также говорят относительно осла, что из всех животных он один рождается чуждый гармонии, и что в связи с этим он совершенно глух к звукам лиры. Некоторые добавляют, что он был возлюбленным Тифона. В дополнение к вышеупомянутым обвинениям они обвиняют осла вот еще в чем: плодовитость у всех видов приветствуется, но это животное по природе противоположно ей. Во всяком случае не так просто вспомнить какое–либо сообщение о рождении ослицей двойни.
29. Вот еще одна особенность ибиса, которую я узнал из египетских сочинений. Когда он прячет шею и голову под перьями на груди, он уподобляется по форме сердцу. О его особенной враждебности к существам вредным для человека и для посевов, я думаю, уже говорил ранее[23]. Птицы соединяются своими устами и зачинают потомство таким способом. Египтяне говорят, хотя, например, меня не легко убедить, тем не менее они говорят, что те кто видел забальзамированных животных и те кто являются знатоками в этом деле, согласны, что кишечник ибиса достигает девяноста шести локтей. Я слышал еще, что шаг его при ходьбе достигает локтя. А когда происходит затмение луны, он закрывает глаза до тех пор, пока богиня не осветится вновь. И говорят, что он любимец Гермеса, отца речи, потому что его внешний вид напоминает природу речи: так черные маховые перья можно сравнить с речью подавленной и обращенной внутрь, белые — с речью внятной, как бы слышной, слуга и глашатай, так сказать, той что внутри. Стоит еще упомянуть, что птица живет очень долго. Апион утверждает, что она бессмертна и ссылается на жрецов из Гермополиса как на свидетелей, чтобы это доказать. Но даже он считает, что это весьма далеко от истины, а что касается меня, мне кажется, что это абсолютная ложь. Ибис очень горячее существо, во всяком случае он чрезвычайно прожорлив и не брезглив, если и вправду ест змей и скорпионов. Кроме того некоторые вещи он переваривает без труда, тогда как другие с легкостью выходят с его экскрементами. Очень редко можно встретить больного ибиса, но он неустанно тычет клювом под ноги в любом месте, не заботясь ни о какой грязи, и вступая в нее в надежде выследить что–нибудь там. И все же, когда он обращается к отдыху, он в первую очередь моет себя и чистит. Он устраивает свое гнездо на вершине финиковой пальмы с тем, чтобы избежать кошек, ибо эти животные не могут с легкостью карабкаться и ползти в верх по финиковой пальме, так как им постоянно мешают бугры на стволе.
30. Мне сейчас пришло на ум упомянуть следующие дополнительные факты, имеющие отношение к бабуинам. Если бабуин находит нечто съедобное с оболочкой на нем (я имею виду миндаль, желудь, орех), он удаляет оболочку и очищает это, сперва разрушив оболочку наиболее целесообразно, и он знает, что содержимое полезно в пищу, а то что снаружи — надо выбросить. Он будет пить вино, а если вареное или жареное мясо подать ему, он съест его без остатка; и ему нравится приправленная пища, но кое–как сваренная пища ему не нравится. Если он носит одежду, он будет аккуратен с ней; и он делает все остальное, что я описал выше. Если вы малыша бабуина поднесете к женской груди, он будет сосать молоко как ребенок.
31. Говорят, что аспид, которому египтяне дали имя Thermuthis — священный, и народ этой страны поклоняется ему, и связывают его через царский головной убор со статуями Изиды. Они отрицают, что он рожден, чтобы убивать или вредить человеку, но когда они утверждают, что он не трогает добродетельных людей, но убивают злодеев, они привирают. Если однако это так, тогда Правосудие должно судить этого аспида выше всех вещей, ибо приобретет мстительность за его счет и проницательность взгляда. Другие добавляют, что Изида насылает его на самых худших преступников. Египтяне утверждают, что только Thermuthis среди аспидов бессмертна, и они насчитывают шестнадцать различных видов и разновидностей. И в своих храмах, говорят, они строят логова и норы как усыпальницы в каждом углу и делают дома для Thermuthes, и время от времени подкармливают их телячьим салом.
32. Знатоки птиц говорят, что птица Acanthus[24] получила свое имя от аканфа, который снабжает ее пищей. Ее голос удивительно гармоничный и мелодичный. И Аристотель говорит [HA 610 6], что если некто наливает кровь Acanthus и так называемого Aegithus в один сосуд и хочет перемешать ее, эти два вида не будут смешиваться и объединяться в одно целое. Говорят, что Acanthus посвящен богам, которые сопровождают и управляют путешественниками.
33. Я утверждал ранее, что горлица целомудренна[25] и не сочетается, из желания чего–нибудь непривычного и чужого ложа, ни с кем другим кроме супруга, которого изначально выбрала. И я узнал от тех, кто ежеминутно осведомляется в таких материях, что белые горлицы встречаются часто. Они, говорят, посвящены Афродите и Деметре, тогда как другие виды посвящены Паркам и Эриниям.
34. Иногда, согласно Александру из Минда, встречаются даже белые ласточки. Ласточка сделала себе гнездо в палатке Александра, сына Пирра[26], и тем показала, что как бы там ни было, позорный поход, в который он выступил, будет безрезультатным. И <ласточка>, которая свила гнездо <в палатке> Антиоха[27], смутно намекнула на судьбу ему уготованную. Ибо он выступил против Мидии и уже никогда не вернулся в Сирию, но свергнул себя в пропасть. Потому что предпринял он не слишком пристойное дело. А когда Дионисий[28] первым покинул свою крепость, ласточки, что гнездились там, удалились в то же самое время и предсказали его возвращение. Ласточка считается посвященной богам домашнего очага и Афродите, потому что она одна из них.
35. Когда куропатки сидят на яйцах, они закрывают их ветками и густой листвой, с тем чтобы защитить от росы, дождя и всякого рода сырости. Ибо, если яйца намокнут, и если матери быстро не окажется на месте, чтобы согреть их, они становятся бесплодными. Куропатки откладывают до пятнадцати яиц на одну сидку. Теофраст где–то говорит [fr. 182], что двойное сердце встречается у куропаток Пафлагонии. Другие источники сообщают нам, что куропатка — любимца дочери Зевса и Лето[29].
36. Я в самом деле ранее говорил о лебедях, но теперь я должен сообщить то, о чем тогда промолчал. Аристотель говорит [HA 615 b 4], что стаю лебедей однажды видели в Ливийском море, и что слышалась мелодия, исходящая от них, как от хорового пения в унисон; и она была очень приятная, хотя и печальная, рассчитанная вызвать жалось у слушателей. И некоторые из птиц, говорит он, когда мелодия закончилась, были замечены умершими. По–видимому, лебеди любят источники, пруды и водоёмы, и все те места где вода встречается в изобилии. Во всяком случае, те, кто понимает в этих вещах, говорят, что здесь птица затевает свою песнь.
37. Если сова сопровождает и остается рядом с человеком, который отправляется по делу, говорят, что это плохое знамение. Свидетельство — случай с Пирром Эпирским, который вступил в Аргос ночью: эта птица попалась ему, когда он был на коне и нес свое копье поднятым в верх. Вот почему она уселась на копье и не покидала его: не было надежнее стража–копейщика, чем эта птица, такое имя я присвою ей. Во всяком случае, Пирр вошёл в Аргос и встретил самую бесславную смерть в мире[30]. Вот почему я думаю, что Гомер, прекрасно зная, что сова нигде не бывает благоприятным предзнаменованием, говорит [Il. 10. 274], что Афина послала цаплю товарищам[31] Диомеда, когда они ушли на разведку в лагерь троянцев — цаплю, а не сову, даже если она и представляется ее любимицей. А то, что страна вокруг Трои влажная и хорошо орошаемая, Гомер привел свое свидетельство в строках, которые предваряют битву на стенах [Il. 12. 18].
38. (i) Осьминог — это ужас для рака. Во всяком случае, если им случится попасть в одну и ту же сеть, рак умирает на месте.
(ii) Есть река возле Фурий, называемая Лисиад, с чистейшей водой и совершенно прозрачная в своем течении, и все же порождающая рыб чернее черного.
39. Говорят, что есть леопард, называемый Ampelus, похожий на растение (т. е. на виноград), и что его природа особенная по сравнению с другими леопардами; и я слышал, что у него нет хвоста. Если он увидит женщину, то причинит ей внезапную болезнь.
40. В Скифии есть рогатые ослы, и их рога удерживают воду из реки в Аркадии, известной как Стикс; все другие сосуды эта вода разрушает, даже если они сделаны из железа. Говорят, один из этих рогов был доставлен Сопатером[32] Александру Македонскому, и я узнал, что он от восхищения установил этот рог как посвящение Пифийскому богу в Дельфах с ниже следующей надписью:
«В твою честь, о Бог–целитель, Александр из Македонии установил этот рог от скифского осла, чудесный предмет, который не поддается безупречному потоку Лусейского[33] Стикса и выдерживает силу его вод».
Это Деметра заставила бить ключом этот источник в окрестностях Фенея, а причины этого я изложил в другом месте[34].
41. Авгий из Элевсина подарил Евполу, автору комедий, замечательную охотничью собаку молосской породы, которой Евпол дал имя дарителя. Итак, Авгий, избалованный кормежкой и под влиянием длительного общения со своим хозяином, полюбил его. Однажды юноша–раб по имени Эфиальт украл кое–какие пьесы Евпола, но кража не прошла незамеченной, ибо пес увидел его, напал и закусал до смерти. Спустя некоторое время Евпол окончил свои дни в Эгине и был похоронен там, а собака, воя и скуля по собачьему обычаю, легла на ней, и зачахла от тоски, голода и отвращения к жизни, вскоре умерев на могиле хозяина, который кормил ее. И в память об этом печальном событии это место называется Собачья Панихида.
42. Говорят, что есть вид смертоносных муравьев, и что он приходит под именем Лаэрта. Название это применимо к некоторым видам ос. Это говорит грамматик Телеф из Пергама в Мисии.
43. В течение всей летней жары Нил заливает поля Египта, превращаясь в спокойное открытое морское пространство, и над тем, что до этого было пашней, плавают египетские рыбы и лодки, изготовленные на случай этого времени года и для поездок по реке. Позже река возвращается к течению в своих естественных границах, тогда как рыба, покинутая своим кормильцем[35] и заброшенная наводнением, остается, впитавшись в густой ил, чтобы обеспечить едою крестьян. Вот почему, хотя и несколько жестоко, говорят, что египетская рыба, — это урожай.
44. Существует, оказывается, множество видов цикад, и знатоки этих материй перечисляют их, сообщая их названия. Итак, пепельница — одна из тех, что названа за свой цвет; откуда Membrax получила свое название, я не знаю; а стрекотуха, оказывается, это название цикады; а еще я слышал рассказы о длиннохвостке, визжухе, острошипке[36]. Ну, вот все виды цикад из слышанных мною, которые я запомнил, но если кто–то знает больше того, что я упомянул, пусть он назовет их.
45. Вот еще факты, имеющие отношение к собакам, которые я слыхал. Щенки рождаются слепыми, и когда они выходят из чрева матери, они не видят. Ибо первые две недели они страдают таким образом, то есть именно столько ночей не появляется луна, но зато потом собака имеет самое острое зрение из всех животных. И она содержится в почете у египтян, так как они назвали область[37] в ее честь, и утверждают, что причина этого двоякая: во–первых, когда Изида повсюду искала Осириса[38], собаки указывали путь и старались помочь ей разыскать ее сына, а также сберечь от диких зверей. А вторая причина в том, что в то самое время, когда восходит Собачья звезда (история говорит нам, что это была собака Ориона), Нил также в каком–то смысле восходит, принося воду на землю Египта, и орошая пашни. И поэтому египтяне оказывают почести собаке за охрану и призыв этих плодоносных вод.
46. Есть рыба которая получила имя Оксиринх[39], и кажется, что она получила свое название из–за формы морды. Нил порождает вышеуказанную рыбу; и так как по ее имени тоже[40] назван район, там, я полагаю, эта рыба содержится в почете. Случись местным жителю поймать рыбу на крючок, они не едят из страха упомянутую рыбу, которую они считают священной и которой поклоняются, возможно случайно насадившей себя на крючок. Всякий раз когда рыба ловится в сетью, они просматривают улов, чтобы там не было этой прославленной рыбы. Они лучшее вообще ничего не поймают, чем самый обильный улов, включающий эту рыбу. И народ, который живет в округе, утверждает, что рыба родилась из ран Осириса. Они отождествляют Осириса с Нилом.
47. Одна и та же особь ивхевмона является и самцом и самкой, соединяя оба пола, и Природа наделила каждое отдельное животное способностью и оплодотворять и рожать потомство. Тех, которые в драке унижены до менее почетного положения, победители покрывают и осеменяют. И последние переносят как плату за поражение тяготы родовых мук и материнства вместо отцовства. Ивхевмон ярый ненавистник смертоносных врагов человека — аспида и крокодила: я ранее уже описал как они воюют друг с другом[41]. Ивхевмон, говорят, посвящен Лето и богине родов, а народ Гераклеополиса, говорят, поклоняется ему.
48. У Ликаона, царя Эмифии, родился сын по имени Македон, по которому страна с тех пор получила имя, не сохранив своего древнего названия. Его сыном был отважный юноша замечательной красоты по имени Пинд. Были у него и другие сыновья, но были они дурного нрава и слабы телом, и поэтому со временем возревновали к доблести и удаче своего брата и убили его; но это была и их собственная гибель и по праву они понесли наказание. Пинд понимал, что братья злоумышляют против него, поэтому покинул отцовское царство и жил в сельской местности. Помимо прочего, будучи отважен в других отношениях, он также был великим охотником. Однажды он преследовал нескольких оленей, и те бежали со всех ног, в то время как он гнался за ними на всем скаку, оставив своих товарищей охотников далеко позади. Но олени юркнули в большой и очень глубокий овраг, скрылись от взгляда преследователя, и пропали. Соответственно Пинд спрыгнул с коня, привязал поводья к одному из прочных деревьев, и как раз собирался исследовать овраг и отыскать оленей, когда услышал голос: «Не трогай оленей!» Осмотревшись вокруг и ничего не увидев, он испугался голоса, решив, что он произнесен неким сверхъестественным способом. А затем он ушел, забрав своего коня. Но на следующий день он пришел сюда сам, и в страхе перед слышанным им голосом, не без опаски вошёл в овраг. И пока он держал совет сам с собой, кто бы это мог быть, кто за день до этого прервал его пыл к погоне, и пока он осматривался вокруг, что естественно, выискивая пастухов на холмах или других охотников, он увидел чудовищного размера ползущего змея, но его шея, малая по сравнению с остальным телом, была поднята в верх. (Шея и голова вместе превышали по размерам взрослого мужчину.) Зрелище это наполнило его ужасом. Пинд однако не обратился в бегство, но взял себя в руки и ловко обманул змея, ибо он подвинул птиц, которых ему удалось поймать, и предложил их как дружественный дар и в качестве выкупа за свою собственную жизнь. И змей вероятно смягчился и изумленный, как мы могли бы сказать, дарами, отступил. Это понравилось юноше и впоследствии, будучи человеком благородным, он приносил змею плату за свое спасение, отдавая ему первины добычи, будь то зверь, или птица с холмов. И эти посвятительные дары имели самые плодотворные результаты для Пинда, и его удача начала процветать и расти каждый день все более и более впечатляюще, ибо на какого бы лесного зверя, или на какую бы птицу он ни охотился, он всегда преуспевал. Соответственно, он наслаждался изобилием; кроме того, пошла о нем молва как бесстрашно он нападает на зверей и захватывает их. Роста он был высокого, как раз такого, чтобы вызвать удивление размерами своего тела, а также великолепной физической формой. Очевидно, что его красота воспламеняла и возбуждала сердца всех женщин желать его: вдовы стекались к его дверям как сумасшедшие, тогда как замужние и те кто обычно заперты в домах, были покорены славой о красоте Пинда и скорее предпочли стать его женой, чем богиней. Что касается мужчин, большинство восхищались им и любили его; только братья ненавидели его. Однажды, когда он охотился сам, они устроили засаду, место охоты было возле реки, и трое вышли на одного, и не было никого, кто бы помог ему, и пронзили его мечами. Вследствие чего он закричал. Крик это услышал его товарищ змей. (Это существо обладало тонким слухом и острым зрением.) Поэтому он вышел из своего логова и обвившись вокруг подлых убийц, задушил их. Но змей продолжал охранять тело юноши, пока те, кто обеспокоился о нем, не пришли и не нашли его мертвым. Притом, что они рыдали о нем, они не смели поднять мертвое тело, опасаясь его стража. Змей, однако, неким таинственным инстинктом понимая, что он должен держаться подальше, неторопливо удалился, оставив Пинда получить последние услуги от его родичей. И так он был похоронен с большой пышностью, а река рядом с местом убийства была названа Пинд и честь покойника и гробницы над нею. То, что в характере животных благодарить своих благодетелей, я уже говорил ранее, и этот случай тому подтверждение.
49. В частности, в Кларосе[42] местные жители и все греки оказывают почести сыну Зевса и Лето[43]. Потому что земля здесь заброшена из–за ядовитых созданий, и также весьма неблагоприятна для них. Бог пожелал так, и существа эти в любом случае боятся его, так как бог может не только спасти жизнь, но также породил Асклепия, спасителя людей и победителя болезней. Кроме того Никандр приводит свидетельство того, что сказал я, и вот его слова:
«Ни гадюка, ни зловредные пауки, ни глубокожалящий скорпион не живут в рощах Клароса, ибо Аполлон закрыл свой глубокий грот ясенями и очищает его травяное ложе от вредных созданий».
50. Слышал я, мол, в Эриксе, где конечно же знаменитый храм Афродиты (тамошних голубей и их особенности я упоминал ранее[44]) имеет запасы золота, огромные запасы серебра, ожерелий и перстней большой цены; и что страх перед богиней обеспечивает им безопасность от грабителей и неприкосновенность; и что люди древних времён всегда почитали вышеупомянутую богиню и ее сокровища с благоговением и трепетом. Но я узнал, что Гамилькар карфагенянин[45] ограбил сокровищницу, переплавил золото и серебро, а затем раздал позорные награды воинам. И за эти деяния он перенес самые болезненные и тяжкие муки и был казнен распятием, в то время как все его сообщники и соучастники в нечестивом святотатстве погибли насильственной и страшной смертью. И его родина, которая до это была столь процветающей, и которая славилась выше большинства стран, после того как священные предметы были доставлены, была порабощена[46]. Но хотя эти впечатляющие факты не имеют отношения к нашей нынешней теме, но те, что уместны в этом обсуждении, сейчас будут предъявлены.
Каждый день в течение всего года народ Эрикса и чужестранцы приносят жертвы богине. И самый большой алтарь находится на открытом воздухе, и на нем предлагаются многие жертвы, и весь день и в ночи на нем горит огонь. Рассвет начинает очистку, и по–прежнему алтарь не показывает никаких следов угля, пепла, полусожженных чурок, но покрыт росой и свежей травой, которая вырастает за ночь. И священные жертвы из каждого стада приходят и встают перед алтарём по собственному желанию; это богиня в первую очередь приводит их, а во вторую, это возможность и желание платить со стороны жертвователя. В любом случае, если вы хотите принести в жертву овцу, и вдруг, о чудо! овца стоит у алтаря, и вы должны начать торжественное омовение. Но если вы человек состоятельный и хотите пожертвовать одну корову или даже больше чем одну, тогда ни пастух не обжулит вас, взимая слишком много, ни вы ни разочаруете его[47], ибо богиня видит, что купля–продажа справедлива, и если вы заплатили достаточно, то приобретете ее благосклонность. Если однако вы хотите купить по более низкой цене, чем должно, вы заплатите свои деньги зря — животное уйдет, и вы не сможете принести жертву.
Вот что касается особенностей животных Эрикса в дополнение к тем, о которых я упоминал ранее.


[1] См. 8.17.
[2] Город на побережье Пафлагонии.
[3] Здесь эхидна — вид ядовитых змей (Pseudechis), из семейства аспиды. Кроме мифической Ехидны и одноименного австралийского млеко питающегося есть еще род муреновых рыб, называемых ехидны. Agnostik.
[4] В английском тексте нет пояснения, что это за рыба. Слово caprus в доступных мне словарях отсутствует. Agnostik.
[5] Zeus faber. Agnostik.
[6] Вид Морских петухов.
[7] Магнит.
[8] Из навоза.
[9] Томпсон (Gk. fishes, p. 274) отмечает, что φάγρος здесь не может быть морским лещом 9.7(I).
[10] Элиан изображает нам Tridacna, Gigas или их родственников; см Томпсон, Gk. fishes, s.v κόγχη.
[11] persea — священное дерево египтян, но является ли это известным нам персиком — вопрос спорный. Agnostik.
[12] Псамменит (если это тот царь, которого Элиан имел в виду) был царем Египта в течение шести месяцев в 526 г. до н. э.
[13] Если Βακκαΐοι верно передает «Vaccaei», тогда это племя на северо–западе Испании.
[14] Лат. фасции, — пучок, состоящий из прутьев и топора, носился ликторами.
[15] По смыслу окончание последнего предложения должно быть примерно таково: «они на счет своей враждебности указывают, что…» и т. д.
[16] Госсен (§ 238) принимает Κυνοπρόσωπος за мандрилла, вид бабуина, родина которого западная Африка.
[17] δράκων в Nic. Th. 438 и далее. большая змея.
[18] Перевод мой. Agnostik.
[19] Северо–западный угол дельты Нила.
[20] Более 3 миль.
[21] Имя Артаксеркса III до того как он стал царем Персии, 359 г. до н. э. Он покорил Египет, а в 338 г. был отравлен Багоем.
[22] Камбиз, царь Персии, возмутил египтян жестокостью и оскорблениями их религии. Он умер от раны, нанесенной собственным мечом; ср. Hdt. 3.64.
[23] См. 1.38 (IV); 2.38.
[24] Коноплянка или, возможно, чиж; совпадают с Аканфом (Acanthis) из Arist. HA 1.e; и Aegithus упомянутый здесь — то же самое, хотя «синица» является более вероятным.
[25] Вяхири так описаны в 3.44.
[26] Александр II стал царем Эпира в 272 г. до н. э.; он изгнал Антигона Гоната из Македонии, но был в свою очередь прогнан из Македонии и Эпира сыном Антигона.
[27] Антиох VII, царь Сирии, потерпел поражение от парфян (τοὺς Μήδους) в 128 г. до н. э.
[28] Дионисий Старший, тиран Сиракуз, который жил в 430-367 гг. до н. э.; он сделал Ортигию крепостью, где нашел убежище во время восстания, которое впоследствии подавил.
[29] Артемида.
[30] Он был поражен черепицей, брошенной женщиной с крыши дома.
[31] Одиссей один сопровождал Диомеда.
[32] Сочинитель комедий, жил в Александрии.
[33] Лусий (Lusi), город на севере Аркадии.
[34] Нет ни в одной из сохранившихся работ.
[35] т. е. рекой. Agnostik.
[36] Русские названия цикад в этом параграфе — вольная «интертрепация» английских. Agnostik.
[37] Кинополис, недалеко от Оксиринха.
[38] Осирис, муж Изиды; был убит своим братом Тифоном. Plut. de Is. el Os. 356F рассказывает, как Осирис, приняв Нефтиду за ее сестру Изиду, родил от нее Анубиса. Изида искала «своего сына», чтобы он помог в поисках тела Осириса.
[39] То есть «острорыл».
[40] То есть, как собака в гл.45. Оксиринх лежал на западном берегу Нила между 28 и 29 параллелями; Кинополис лежал на противоположном берегу.
[41] См. 3.22 и 8.25.
[42] Город в Малой Азии в Ионии с известным святилищем Аполлона. Agnostik.
[43] Аполлон.
[44] См. 4.2.
[45] Разбит при Гимере и убит, 480 г. до н. э.; см. Hdt. 7.165-7.
[46] Это абсолютно неверно.
[47] Пытаясь торговаться.