8. ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ

Наряду с историей политической следуете упомянуть и об истории философии в лице ее представителя Диогена Лаэртского.
Прозвище Диогена - "Лаэртский" - скорее всего происходит от названия города Лаэрта в Киликии. Если это верно, то, значит, Диоген был уроженцем города Лаэрты [1].
Ни время его жизни, ни обстоятельства ее неизвестны. Судя по тому, что он упоминает философа Секста Эмпирика, но не упоминает, и, по-видимому, не знает неоплатоников, можно заключить, что он жил в III в. н. э. (скорее, в первой половине века).
До нас дошло его сочинение, носящеее заглавие: "Жизнеописания и мнения прославившихся в философии в 10 книгах". Это сочинение было посвящено какой-то знатной женщине, любительнице философии Платона, о которой он упоминает, не называя ее имени (III, 47).
Цель этого сочинения такая: автор перечисляет главных представителей каждой философской школы, сообщает биографические сведения о них, стараясь приводить как можно более анекдотов о них и их остроумных изречений, дает список их трудов и общий обзор теорий; иногда еще присоединяет короткую эпиграмму.
Как уже сказано, сочинение Диогена состоит из 10 книг. В двух первых говорится о "семи мудрецах", первых философах - Сократе и его учениках, кроме Платона. Платону посвящена вся III книга; в IV книге - Академия; в V - Аристотель и его ученики; в VI - киники; в VII - стоики; в VIII - Пифагор и его школа; в IX Гераклит, элеаты и скептики, в X - Эпикур, к учению которого Диоген чувствовал склонность.
Диоген не был самостоятельным мыслителем; но его сочинение является все же ценным источником по истории философии и в значительной степени по истории литературы благодаря множеству сведений биографического и литературного характера, выписанных им из большей частью не сохранившихся до нашего времени сочинений своих предшественников. Он компилятор, подобный Элиану и Афинею.
Ученые нового времени стараются определить источники Диогена. Каждая философская школа имела свои архивы и предания. В школах хранились списки лиц, стоявших во главе их со времени основания. Хранились также сочинения основателя и его главных преемников. Этими документами пользовались многие писатели; на основании их одни составляли биографии философов, другие устанавливали преемство лиц, стоявших во главе той или другой школы, так что получалась как бы история ее; третьи резюмировали основные положения учения школы. Но все это были работы, касавшиеся только отдельных частей истории философии. Сочинение же Диогена обнимает историю всех философских школ.


[1] См. «Вестник древней истории», 1948, № 2.
Ссылки на другие материалы: