2. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

Первыми проблемами, которые были поставлены греческой философией, были проблемы возникновения и сущности мира. Первые философские ответы на них мы находим у представителей той стихийно-материалистической школы, которая возникла в Милете и поэтому получила название милетской школы. Представителями этой школы были Фалес, Анаксимандр и Анаксимен, называемые также исследователями природы - "фисиологами" (φύσις -природа). Аристотель сообщает, что из тех, кто впервые занялся философией, большинство считало началом всех вещей материю, и родоначальником такой философии называет Фалеса (Мет. I, 3, 983 а 24 b 21), жившего приблизительно между 624 и 574 гг. до н. э., уроженца Милета - приморского города, расположенного на ионийском побережье Малой Азии.
Фалес был философом, астрономом, математиком, физиком, политическим деятелем и купцом. Не сохранилось никаких его сочинений. Впоследствии ему приписывали сочинения "О началах", "О солнцестоянии и равноденствии" и "Морскую астрономию"; имеются также сведения о том, что Фалес излагал свое учение в стихах и отдельных изречениях.
По свидетельству Аристотеля (Мет. 1, 3, 983 b 21) и других писателей древности, Фалес началом и сущностью всего считал воду, вследствие чего, как говорит Аристотель, он учил, что земля находится на воде.
Другим положением учения Фалеса было то, что вселенная одушевлена (Аэтий I, 7, 11; Аристотель "О душе" I, 5, 411 a 7). Это признание одушевленности материи давало основание характеризовать учение Фалеса как гилозоизм (от ὔλη - материя и ζωή - жизнь).
Фалеса называют не только первым философом, но и первым греческим ученым, который перенес ряд астрономических и геометрических сведений из Египта и сделал ряд открытий; в частности, сообщается, что он разделил год на 365 дней (Диоген Л. I, 27), предсказал солнечное затмение 585 г. (Геродот I, 74), указал способ измерения пирамид по длине тени (Плиний XXXVI, 82; Плутарх, Conv. VII), открыл несколько геометрических теорем (например, равенство углов равнобедренного треугольника у основания - Прокл, Комментарий к Эвклиду, 157, 10).
Первое место Фалесу отводят и предания о первых мудрецах. Согласно одному из этих преданий, милетцы передали найденный рыбаками треножник Фалесу, как мудрейшему, по указанию Дельфийского бога, присудившего треножник тому, кто выше всех мудростью. Согласно другому преданию, Фалесу, как самому мудрому, был передан кубок некоего Бафикла, который велел передать его наилучшему из мудрецов (Диоген Л. I, 28). Согласно преданию, сообщаемому Платоном в диалоге "Протагор" (343 AB), Фалес был одним из семи мудрецов (Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисон и Хилон), которые, сойдясь вместе, посвятили начатки своей мудрости Дельфийскому храму Аполлона, написав то, что всеми прославляется: "Познай самого себя" (γνῶθι σαυτόν) и "Ничего через меру" (μηδὲν ἄγαν). Если эти предания и недостоверны, то они во всяком случае выражают оценку Фалеса его современниками.
Последователем и учеником Фалеса был его соотечественник Анаксимандр (610/09-547/46 гг.), автор первого прозаического сочинения "О природе" (Περὶ φύσεως), из которого до нас дошел лишь один отрывок в передаче Симпликия (Phys. 24, 13, из Феофраста "Мнения физиков", фр. 2). В этом отрывке Анаксимандр, имея в виду возникновение всех вещей из беспредельного (ἄπειρον), утверждает: "А из чего возникают все вещи, в то же самое они и разрешаются согласно необходимости. Ибо они за свою нечестивость несут наказание и получают возмездие друг от друга в установленное время"[1]. Некоторые сведения об астрономической и биологической теории Анаксимандра находятся у поздних авторов, например, "выделившиеся из первоначала вещи через определенные сроки снова возвращаются в беспредельное. Так возникает и гибнет бесконечное число миров" (Аэтий I, 3,31).
Согласно астрономической теории Анаксимандра, в центре мироздания находится Земля, имеющая форму цилиндра. Землю окружает воздух, в свою очередь облекаемый огненной сферой, разорванной на отдельные кольца. В воздушных массах, обволакивающих огненные кольца, возникли отверстия; эти отверстия и являются звездами, планетами, Луной и Солнцем. Выше всего расположено Солнце, за ним следует Луна, а под ними - неподвижные звезды и планеты (Аэтий II, 13, 1).
Первые животные, по учению Анаксимандра, возникли из влаги и были покрыты иглистой кожей (Аэтий V, 19, 4). Человек произошел от животных и вначале был подобен рыбе.
Анаксимандру приписывается изобретение гномона (вертикального стержня на горизонтальной плоскости) для определения солнцестояний и равноденствий, сооружение солнечных часов и составление первой географической карты.
Третьим представителем милетской школы был ученик Анаксимандра Анаксимен, живший приблизительно между 585 и 528 годами, писавший так же, как и Анаксимандр, прозой. Как сообщает Диоген Лаэртский (11,3), Анаксимен пользовался ионийской речью, простой и безыскусственной.
По сообщению Симпликия (Физика, 24-26), "милетец Анаксимен, сын Эвристата, бывший другом Анаксимандра, говорит согласно с ним, что природа, лежащая в основе всего, - едина и беспредельна, но, вопреки тому, признает ее не неопределенной, но определенной, ибо он называет ее воздухом" [2]. В сохранившемся отрывке сочинения Анаксимена говорится: "Подобно тому, как душа наша, будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлет весь мир" (Аэтий I, 2, 4). Таким образом, Анаксимен, утверждая, что началом является вечно движущийся воздух (ἀῄρ), с одной стороны, в своем выборе стихии руководствуется идеей Анаксимандра о беспредельном, а с другой - делает шаг назад, признавая за начало одно из состояний материи. Все вещи возникают путем разрежения или сгущения воздуха. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь - ветром, затем облаком, сгущаясь еще более - водой, затем землей, потом камнями, и все прочее возникает из тех вещей (Симпликий, Физика, 24-26). Земля, согласно Анаксимену, имеет плоскую форму, благодаря которой держится в воздухе. Светила имеют огненную природу, а некоторые из них заключают в себе землистые тела.
Представителями ионийской философии в V в. являются: Гиппон, прозванный "безбожником", не признававший других начал, кроме воды, и отождествлявший душу то с водою, то с мозгом; Идей и Диоген из Аполлонии, примыкавшие к Анаксимену и признававшие первовеществом воздух, обладающий силой мышления и отождествляемый с душой человека и животных.
Диоген был автором двух книг "О природе", от которых дошло несколько фрагментов. Он был хорошо известен в Афинах, и его учение было осмеяно Аристофаном в комедии "Облака", где оно приписано Сократу, рассуждающему, сидя в подвешенной корзине, так как для правильного решения самых важных вопросов необходимо якобы соединение тонкого ума с поданым ему тонким воздухом.
Учения ионийских философов, даже судя по тем скудным отрывкам сочинений, какие дошли до нас, явно противоположны теологическому и идеалистическому миропониманию. Кладется ли в основу мира как его первичный элемент то или иное вещество, или "беспредельное" Анаксимандра во всяком случае оно понимается в качестве материальной, а не идеальной основы. Воля богов абсолютно исключена. Об Анаксимене имеется далее сообщение, правда позднее (Августин, De civ. dei, VIII, 2), что он хотя и не отрицал богов, но считал их, как и все в мире, тоже порождениями воздуха. Анаксимандр делает попытку естественно-научным путем объяснить происхождение человека. Солнце и звезды признаются Анаксименом раскаленными массами, Анаксимандром - струями огня, прорывающегося в отверстия в воздушных кольцах. "Таким образом, уже здесь перед нами целиком первоначальный стихийный материализм, который, естественно, считает при своем возникновении само собою разумеющимся единство в бесконечном многообразии явлений природы и ищет его в чем-то определенно телесном...
Уже Аристотель говорит, что эти древние философы ищут первосущество в каком-то виде материи..."[3].


[1] Маковельский. Досократики, ч. I, Казань, 1914, стр. 37, фр. 9.
[2] Там же, стр. 52.
[3] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XIV, стр. 498–499.