РАЗНЫЕ ИСТОРИИ>

II, 14. О ТОМ, КАК КСЕРКС ПОКЛОНЯЛСЯ ПЛАТАНУ
Смешно, что тот самый Ксеркс, который презирал море и землю, творения божества, пролагая для себя новые дороги и совершая неслыханные плавания [1], поклонялся платану и воздавал почитание этому дереву. Говорят, что однажды в Лидии, увидя великолепно разросшийся платан, он без всякой надобности остался там на целый день, раскинув лагерь в уединенной местности возле платана. Мало того, он надел на него роскошные уборы, украсил ветви ожерельями и запястьями и оставил при нем охранника, словно надзирателя и стража при любимом существе. Но стало ли дерево от этого лучше? Посторонние украшения, чуждые его природе, висели сами по себе, ничего не прибавляя к его красоте. А красота дерева в том, чтобы ветви его были сильными, листва густою, ствол крепким, корни глубокими, тень просторной, чтобы его овеивал ветер, чтобы времена года сменяли друг друга и чтобы вода питала его из почвы и орошала его с небес. А ксерксовы одеяния, варварское золото и все остальные приношения не нужны ни платану, ни любому другому дереву.

II, 25. О ТОМ, ЧТО ШЕСТОЙ ДЕНЬ ФАРГЕЛИОНА БЫЛ У ЭЛЛИНОВ СЧАСТЛИВЫМ
Говорят, что в шестой день месяца фаргелиона [2] совершилось много хорошего как для афинян, так и для многих других. Например, в этот день родился Сократ; в этот же день были разбиты персы, афиняне же приносят Артемиде Агротере триста коз во исполнение обета Мильтиада [3]. В шестой день начальной недели этого месяца произошла, говорят, битва при Платеях, в которой победили эллины, а то сражение, о котором я упомянул раньше, было при Артемисии. Как известно, тот же самый день подарил эллинам и победу при Микале, если только действительно победы при Платеях и при Микале были одержаны одновременно. Александр Македонский, сын Филиппа, в шестой день начальной недели перебил многое множество варваров, окончательно разгромив Дария; по общему мнению, все это случилось в том же месяце. Полагают, что и сам Александр в этот же день и родился и умер.

II, 28. ОТКУДА ПОШЕЛ БОЙ ПЕТУХОВ
После победы над персами афиняне постановили законом, чтобы раз в год в театре всенародно происходили петушиные бои. Я расскажу, какова была причина этого постановления. Когда Фемистокл выводил ополчение против варваров, ему попались на глаза дерущиеся петухи. Не оставив этого без внимания, он остановил войной и сказал им: "Смотрите, они ведь не за отечество, не за отеческих богов, не за могилы предков идут на муки, не ради славы, не ради свободы, не ради детей своих, но для того лишь, чтобы не уступить друг другу и не оказаться побежденными". Этими словами он придал бодрости афинянам. Знаменье же, воодушевившее их на подвиги, он захотел сохранить в памяти на тот случай, если повторятся подобные события.

II, 40. ОБ ОТВРАЩЕНИЙ ЖИВОТНЫХ К ВИНУ И ОБ ИХ ОПЬЯНЕНИИ
Все дикие животные испытывают отвращение к вину, в особенности же те из них, которые пьянеют, объевшись виноградных, косточек или давленого винограда. Вороны, а также собаки становятся пьяными, когда поедят так называемой винной травки. Слон теряет, напившись вина, свою силу, а обезьяна свою ловкость, и их бывает очень легко поймать.

III, 1. ОПИСАНИЕ ТЕМПЕЙСКОЙ ДОЛИНЫ
Изобразим и опишем словами так называемую Темпейскую долину в Фессалии: ведь надо признать, что и слово, если есть в нем сила выразительности, может представить взору все, что угодно, не хуже, чем искуснейшие живописцы.
Есть местность между Олимпом и Оссою. Эти горы очень высоки, и разделены они словно самими богами. Между ними и находится долина, длина которой достигает сорока стадиев, а ширина - кое-где плефра [4], а кое-где немного больше. Посредине протекает Пеней; остальные речки, впадая в него, приносят ему свою воду и превращают Пеней в большую реку.
Многообразна и различна привлекательность этого места, и произвела ее не рука человека, а сама природа: как видно, только к красоте стремилась она, когда творилась эта долина. Плющ, густой и обильный, буйно растет повсюду, наподобие лучшего винограда, обвивая высокие деревья и срастаясь с ними; вьюнок густым покровом взбегает на холм и окутывает скалу: ее даже не видно, перед глазами одна сплошная зелень, услада взора.
А между холмами, в низине, сплошь рассеяны гостеприимные рощи и дубравы, сладостный приют, в жаркую летнюю пору дарящий путнику щедрую прохладу. Из-под земли то и дело пробиваются ключи, и вода их, свежая и приятная на вкус, растекается ручейками; говорят, что этой водой полезно даже умываться, потому что она укрепляет здоровье. Там и тут, услаждая слух, щебечут птицы, многие из них - певчие; идти мимо них легко и приятно, так как это пение развеивает усталость путника.
По обе стороны реки находятся те привлекательнейшие места, зовущие отдохнуть, о которых я уже говорил; посредине же Темпейской долины течет Пеней, медленно и плавно, словно масло. Ближние деревья и свисающие с них ветви образуют над ним густую сень, которая большую часть дня не пропускает солнечных лучей, так что по реке можно плыть в прохладе. Местные обитатели живут между собой дружно, вместе приносят жертвы, сходятся на праздники и попойки. Когда жертвоприношений много, и жертвы предаются всесожжению [5], то их благовоние сопутствует всякому, кто здесь проходит или проезжает.
Такое усердное богопочитание особенно освящает это место. Фессалийцы говорят, что здесь по велению Зевса подверг себя очищению Аполлон Пифийский, когда убил стрелою дракона, охранявшего Дельфы, где тогда было еще прорицалище Земли. Увенчавшись темпейским лавром и взяв десницей ветвь того же лавра, сын Зевса и Латоны пришел в Дельфы и овладел прорицалищем. На том месте, где он возложил на себя венок и отломил ветвь, стоит алтарь. И до сих пор каждый девятый год из Дельфов присылают сюда знатных мальчиков, и один из них бывает архифеором; прибыв в Темпейскую долину, они совершают великолепное жертвоприношение, а потом уходят обратно, сплетя себе венки из того самого лавра, которым некогда венчался бог. Дорога, по которой они следуют, называется пифийской и ведет через Фессалию, Пеласгию и Эту, а затем - через земли энианов, мелийцев, дорян и западных локров. Все эти племена с уважением пропускают их, почитая не меньше, чем тех, кто идет к Аполлону с приношениями от гиперборейцев. Также и на пифийских играх победителям дают венки из этого же лавра.
Вот все, что надо было мне сказать о Темпейской долине в Фессалии.

III, 8. КАК ФРИНИХА ИЗБРАЛИ СТРАТЕГОМ ЗА СОЧИНЕННУЮ ИМ ПЕСНЬ
Афиняне избрали Фриниха [6] стратегом не из-за происков, не из-за знатности рода, даже не из-за богатства, хотя все это нередко имело у них успех и давало человеку преимущество перед остальными. В одной своей трагедии он сочинил для исполнителей пиррихи воинственную песню с подобающим напевом, и пленив этим слушателей, имел такой успех, что его тут же избрали стратегом в надежде, что он будет вести войну с успехом и пользой, сумев сочинить в драме песню и музыку, достойную вооруженных мужей.

III, 17. О ТОМ, ЧТО ФИЛОСОФИЯ НЕ ЧУЖДА ПОЛИТИКЕ, И МНОГИЕ ФИЛОСОФЫ ПРАВИЛИ ГОСУДАРСТВАМИ
Философы также занимались политикой, и вовсе не проводили жизнь в бездействии, занимаясь только совершенствованием своего духа. Залевк наладил государственные дела в Локрах, Харонд - в Катане, а после изгнания из Катаны - в Регии. Тарентинцам помогал Архит [7], афинянам - Солон. Биант и Фалес принесли много пользы ионянам, Хилон - лакедомонянам, митиленянам Питтак, родосцам Клеобул [8]. Анаксимандр управлял милетским поселением в Аполлонии. Ксенофонт был хорошим воином и отличным полководцем: когда он участвовал в походе Кира, Кир и его спутники погибли, и необходимо было назвать человека, который смог бы спасти эллинов и вывести их обратно на родину, то таким человеком оказался он. Платон, сын Аристона, вернул в Сицилицию Диона и обращенными к нему советами у. поучениями низверг тираннию Дионисия [9]. Сократу не нравился афинский государственный строй, ион считал демократию тиранническим и монархическим правлением; поэтому он не допустил афинян голосовать предложение о казни десяти стратегов, но не принял участия и в преступлениях тридцати тираннов; а когда нужно было сражаться за отечество, он был безупречным воином; так, он сражался при Делии, при Амфиполе и при Потидее. Аристотель вновь поставил на ноги свою родину, которая была не только брошена на колени, но, так сказать, повержена ниц. Деметрий Фалерский [10] с великой славой правил Афинами, пока его не изгнала обычная злоба афинян; он же руководил составлением законов у Птолемея в Египте. А кто может отрицать, что философами были Перикл, сын Ксанфиппа, Эпаминонд, сын Полимнида, Фокион, сын Фока, Аристид, сын Лисимаха, Эфиальт, сын Софонида, или позже Карнеад и Критолай? [11] Двое последних прибыли в Рим с посольством от афинян и добились для них спасения; они так сумели устыдить сенаторов, что те говорили: "Афиняне прислали этих послов, чтобы не упросить, а заставить нас выполнить их желание". По моему мнению, политиком был и Персей [12], воспитавший Антигон, и Аристотель, занимавшийся философией с юным Александром, сыном Филиппа, и знаменитый пифагореец Лисис, который воспитал Эпаминонда. Таким образом, если кто скажет, что философы - бездельники, это будет пошлостью и глупостью. А я бы из кожи лез, чтобы достичь такого безделья и такого миролюбия, как у них.

III, 36. ПОЧЕМУ АРИСТОТЕЛЬ ПОКИНУЛ АФИНЫ
Когда Аристотель покинул Афины [13] из боязни попасть под суд, его спросили [14], как ему понравились Афины, и он ответил: "Они прекрасны, нов них ,,Груша зреет на груше и смоква на смокве‟..." [15], - имея в виду сикофантов. А на вопрос, почему он покинул Афины, он сказал: "Я не хотел, заставлять афинян дважды грешить против философии", - намекая на участь, постигшую Сократа, и на опасность, грозившую ему самому.

III, 45. ОРАКУЛ, ПОЛУЧЕННЫЙ ФИЛИППОМ
Говорят, что Филиппу в беотийском храме Трофония [16] выпал оракул: "берегись колесницы". Из страха перед этим вещанием он, по преданиям, с тех пор не всходил на колесницу. Есть два предания об этом. Одно рассказывает, что у меча Павсания, которым он поразил Филиппа, была рукоять слоновой кости с резным изображением колесницы; другое - что он был заколот, когда объезжал болото возле Фив, называемое Колесничным. Первый рассказ широко распространен, второй известен лишь немногим.

IV, 1. ОБЫЧАИ РАЗЛИЧНЫХ НАРОДОВ
Закон луканов гласит: если после захода солнца придет путник и захочет укрыться у кого-нибудь в доме, и если хозяин его не примет, то должен в наказание уплатить пеню за нарушение гостеприимства - как мне кажется, и пришельцу, и Зевсу Гостеприимцу.
Я слышал, что иллирийские дарданцы моются только три раза за всю свою жизнь: при рождении, при браке и после смерти.
Индийцы не дают и не берут в долг, потому что у индийцев не полагается обижать или терпеть обиды друг от друга. Поэтому же у них нет ни расписок, ни залогов.
Есть закон у сардов: состарившихся отцов сыновья убивают дубинами и погребают, полагая, что престарелым не должно жить свыше меры, если им по дряхлости часто изменяют силы в работе. У них же есть такой закон: за безделье человека судят, и тот, кто живет беззаботно, должен предстать перед судом, отчитаться и объяснить, чем он живет.
Ассирийцы собирают всех девушек брачного возраста в один город и объявляют их распродажу: кто какую купит, ту и берет в жены.
Житель Библа ничего не поднимает с дороги, если не сам уронил: иное у них считается не находкой, а воровством.
Дербики [17] убивают всех, кто старше восьмидесяти лет, причем мужчин приносят в жертву, а женщин удушают.
Колхи своих мертвецов кладут в бычьи шкуры, зашивают и вешают на деревьях.
У лидийцев был обычай, чтобы женщины до супружества жили с мужчинами как гетеры, но выйдя замуж, блюли целомудрие. Кто согрешит после брака, для той не было прощения.

IV, 12. ОБ ИЗОБРАЖЕНИИ ЕЛЕНЫ РАБОТЫ ЗЕВКСИДА[18]
Гераклеец Зевксид, написав Елену, нажил на этой картине много денег, потому что он показывал ее не безвозмездно и не всякому желающему, но надо было заплатить установленную сумму и только после этого смотреть. За то, что гераклеец брал деньги за свою картину, все греки тогда же прозвали эту его "Елену" блудницей.

IV, 13. СУЖДЕНИЕ ЭПИКУРА О СЧАСТЬЕ
Эпикур из Гаргетта [19] заявлял: "Кто не доволен малым, тот ничем не будет доволен". Говорил он также, что если у него будут хлеб и вода, он готов посоперничать счастьем с самим Зевсом. Вот как он рассуждал, а с каким намерением он восхвалял наслаждения, мы узнаем в другой раз.

IV, 17. ЧУДЕСА И МНЕНИЯ ПИФАГОРА
Пифагор рассказывал людям, что он происходит от более высокой породы, нежели смертная [20]. Например, говорил он, в один и тот же день и час его можно было видеть и в Метапонте, и в Кротоне. В Олимпии он показывал, что одно бедро у него было золотое. Он напоминал кротонцу Миллию, что он был фригийцем Мидасом, сыном Гордия [21]. Однажды он ласкал белого орла, и орел не улетал от него. А когда он переходил реку Косу, сама река заговорила с ним, сказав: "Здравствуй, Пифагор". Он говорил, что всего священнее - листья мальвы; говорил, что высшей мудростью обладает число, а после него - тот, кто дал названия всем вещам. Причину землетрясений он усматривал в том, что под землей сражаются мертвецы. Радуга, по его словам, является отблеском солнца [22]. Шум, который часто бывает в ушах, - это голос божеств. Нельзя было ни усомниться в сказанном, ни попросить что-нибудь добавить к этому: шее современники относились к его словам как к божественным вещаниям. Когда он объезжал города, шла молва, что едет Пифагор не для того, чтобы учить, а для того, чтобы целить. Пифагор запрещал употреблять в пищу сердце, белого петуха и прежде всего животных, умерших своей смертью; запрещал ходить в бани и бывать на людных улицах, потому что неизвестно, не осквернены ли они кем-нибудь.

IV, 20. О ДЕМОКРИТЕ, И КАК О НЕМ ОТЗЫВАЛИСЬ ФЕОФРАСТ, ГИППОКРАТ И ДРУГИЕ
Говорят, что Демокрит из Абдеры, отличаясь мудростью во всем, хотел провести жизнь незаметно, и действительно, усердно заботился об этом. Потому-то он и отправился путешествовать по многим странам. Он приезжал к вавилонским халдеям, к магам, к индийским мудрецам [23]. Имущество своего отца Дамасиппа, разделенное на три части между тремя братьями, он целиком уступил братьям, взяв себе только деньги для дороги. Поэтому Феофраст хвалит его за то, что он извлек из своего путешествия больше пользы, чем Менелай и Одиссей, которые в своих странствованиях, по существу, ничем не отличались от финикийских купцов, так как добывали только деньги, и только ради этого ездили и плавали [24]. Абдериты называли Демокрита "Философией", а Протагора - "Речью"; а так как Демокрит надо всеми смеялся, называя их безумцами, то сограждане прозвали его также "Смеющимся". Они говорят, что Гиппократ при первой встрече с Демокритом подумал, что он сумасшедший, но постепенно, разговаривая с ним, пришел в великое восхищение от этого человека. Говорят, что Гиппократ был дорянином, но из любви к Демокриту написал свои сочинения на ионийском наречии.

V, 20. ПОСТ У ТАРЕНТИНЦЕВ И РЕГИЙЦЕВ
Когда афиняне осаждали Тарент, желая взять жителей измором, регийцы приняли постановление поститься каждый десятый день и сбереженную за этот день пищу посылать тарентинцам. Благодаря такому воздержанию, тарентинцы были спасены; в память об этом бедствии и те и другие справляют праздник, называемый Постом.

V, 21. О ТОМ, ЧТО МЕДЕЯ НЕ УБИВАЛА СВОИХ ДЕТЕЙ
Есть рассказ, что предание о Медее несправедливо, потому что не она убила детей, но коринфяне. А миф о Колхиде и трагедию сочинил Еврипид по просьбе коринфян, и благодаря мастерству поэта ложь восторжествовала над истиной. Говорят, что за свое преступление коринфяне до сих пор приносят жертвы детям, как бы платя им дань.

VII, 1. О СЕМИРАМИДЕ И О ТОМ, КАК ОНА ОВЛАДЕЛА АССИРИЙСКИМ ЦАРСТВОМ
Ассириянку Семирамиду каждый восхваляет по-своему. Она была прекраснейшей из женщин, хотя и не заботилась о своей красоте. Царь призвал ее к себе за молву о ее красоте, и когда она явилась, влюбился в нее, едва увидев. Она же попросила царя, чтобы он дал ей царское облачение, доверил на пять дней власть над всей Азией и повиновался ее приказаниям; и он не противился ее просьбе. Но когда царь посадил ее на трон, и она поняла, что все находится в ее власти и воле, то Семирамида приказала телохранителям убить самого царя, и этим сохранила власть над ассирийским царством. Об этом рассказывает Динон [25].

VII, 5. О ТОМ, КАК ОДИССЕЙ И АХИЛЛ РАБОТАЛИ СВОИМИ РУКАМИ
Лаэрта нашел его сын, когда он, сам возделывая свою землю, очищал дерево [26]. И сам Одиссей признается, что многое знает и умеет делать собственными руками:

Мало найдется таких, кто б со мною поспорил в искусстве
Скоро огонь разводить, и сухие дрова для варенья
Пищи колоть...[27]

И плот он себе сколотил сам, без помощи корабельщиков и очень быстро [28]. Ахилл же, третий от Зевса [29], сам разрубает мясо, готовя гостеприимный пир для явившихся ахейских послов.

VII, 7. О БДЕНИИ ДЕМОСФЕНА
Демосфен, сын Демосфена, накануне народных собраний не спал всю ночь, несомненно, обдумывая и запоминая то, что собирался сказать. Поэтому-то, кажется мне, и сказал Пифей [30], насмехаясь над ним, что его советы пахнут светильным маслом.

VII, 15. КАК МИТИЛЕНЯНЕ НАКАЗЫВАЛИ ВОЗМУТИВШИХСЯ СОЮЗНИКОВ
Когда все море находилось во власти митиленян, они установили для союзников такое наказание за отпадение: те не должны были более учить детей грамоте, а сами - учиться музыке. Они полагали, что влачить жизнь в грубости и невежестве есть самая тяжкая кара.

VIII, 2. О МУДРОСТИ ГИППАРХА И О ТОМ, КАК ОН ЗАБОТИЛСЯ ОБ УЧЕНЫХ ЛЮДЯХ И О ГОМЕРОВЫХ ПЕСНЯХ
Гиппарх, сын Писистрата, был старшим из его детей и мудрейшим среди афинян. Он первый доставил в Афины песни Гомера и велел рапсодам исполнять их на Панафинеях. За Анакреонтом Теосским он отправил петеконтеру, чтобы привезти его к себе. Симонида Кеосского он глубоко почитал и всегда держал при себе, привлекая деньгами и богатыми подарками: это весьма правдоподобно, ибо никто не будет отрицать корыстолюбие Симонида [31]. Вот как отличался Гиппарх своей заботой об ученых. Своим примером он хотел воспитать афинян, и управляя, старался исправить их "равы. Будучи прекрасным и добрым, он полагал, что никому не следует отказывать в мудрости. Так говорит Платон, если только сочинение "Гиппарх" точно принадлежит Платону.

VIII, 15. О СДЕРЖАННОСТИ ФИЛИППА И О ТОМ, ЧЕГО ОН НЕ ХОТЕЛ ЗАБЫВАТЬ
Когда Филипп победил афинян при Херонее и благодаря этой удаче достиг большого могущества, он не утратил здравого смысла и не заспесивился: он рассудил, что один из рабов должен каждое утро напоминать ему, что он - человек, и поручил эту обязанность мальчику-прислужнику. И говорят, что он выходил к тем, кто желал его видеть, или допускал их к себе не прежде, чем мальчик трижды возглашал перед ним: "Филипп, ты - человек!"

VIII, 16. О СОЛОНЕ И ПИСИСТРАТЕ
Солон, сын Эксекестида, уже в старости заподозрил, что Писистрат станет тиранном, когда тот, явившись в афинское народное собрание, попросил для себя вооруженной охраны, Видя, что афиняне беспечно относятся к его предостережениям, а Писистрата внимательно слушают, он сказал, что одних он превосходит умом, а других мужеством: он умнее тех, кто не понимает, что человек, получивший вооруженную охрану, станет тиранном, и мужественней тех, кто понимает это, но молчит. Писистрат получил телохранителей и стал тиранном. Солон, сидя перед своим домом, положил рядом с собою щит и копье, заявив, что он вооружился и помогает отечеству по мере своих сил, так как предан ему всей душой, хотя по старости и не может встать во главе войска. Однако Писистрат не причинил никакого зла Солону, то ли уважая такого человека и такого мудреца, то ли храня воспоминания детства, - говорят, что он был его любимцем. Немного спустя Солон скончался в преклонном возрасте, оставив по себе великую славу мудрости и мужества. В честь его поставлена медная статуя на площади, а похоронили его всенародно у городской стены, недалеко от ворот, направо от входа, и могилу обнесли оградою.

VIII, 19. НАДГРОБИЕ АНАКСАГОРА И АЛТАРЬ В ЕГО ЧЕСТЬ
На гробнице Анаксагора написано:

Тот, кто здесь погребен, перешел пределы познанья -
Тайну строенья небес ведавший Анаксагор.

В честь его поставлен также алтарь, посвященный, по одним сведениям, Разуму, по другим - Истине.

IX, 3. О РОСКОШИ И НАДМЕННОСТИ АЛЕКСАНДРА И ДРУГИХ
Александр развратил своих приближенных, не препятствуя их роскоши. Так, Агнон носил башмаки с золотыми гвоздями. Клит, желая поговорить о каком-нибудь деле, принимал собеседника, расхаживая по пурпурным коврам. Пердикка и Кратер, любившие гимнастические упражнения, возили за собой навесы для шатров длиною в целый стадий и под ними упражнялись, занимая ими очень много места на лагерных стоянках. Кроме того, за ними возили на вьючных животных песок, который бывает нужен во время упражнений. Леоннат и Менелай, любители охоты, возили за собой ковры длиной в сто стадиев [32]. Палатка самого Александра могла вместить сто постелей; ее подпирали пятьдесят золотых колонн, поддерживая потолок, а потолок был позолочен и отделан пышными украшениями. Вокруг палатки снаружи стояли пятьсот персов, так называемых мелофоров [33], в пурпурных и желтых одеяниях; за ними тысяча лучников, одетых в огненно-алое; и, наконец, пятьсот македонян с серебряными щитами. Посредине палатки стоял золотой трон, сидя на котором Александр решал все дела, окруженный со всех сторон телохранителями. Вокруг палатки была ограда, и в ней находились тысяча македонян и десять тысяч персов. Никто не смел пройти к нему беспрепятственно: столь велик был страх перед мужем, которого великий дух и воля судьбы возвысили до царского могущества.

IX, 13. О ПРОЖОРЛИВОСТИ И ТУЧНОСТИ ДИОНИСИЯ ГЕРАКЛЕЙСКОГО
Говорят, что Дионисий Гераклейский [34], сын тиранна Клеарха, из-за обжорства и роскошной жизни незаметно ожирел и растолстел. В наказание за полноту тела и толщину плоти ему пришлось поплатиться тяжкой одышкой. От этой болезни врачи, как говорят, указали следующее средство: нужно было приготовить тонкие и очень длинные иглы и прокалывать ими его живот и бока, когда он впадал в глубочайшее забытье. Им было много хлопот, когда игла целиком погружалась в бесчувственное и как бы чужое мясо, а он лежал, словно камень. Если же острие попадало туда, где его тело было еще здоровым, и от избытка жира не стало как бы чужим, то он, почувствовав его, пробуждался от сна. С теми, кто хотел явиться к нему, он разговаривал, лежа всем телом в ящике; а другие говорят, что это был не ящик, а нечто вроде стоячего сундука, так что голова его оставалась снаружи, и он мог вести разговор, а остальные части тела были как бы погребены. Боги! поистине мерзостно было это его облачение, и походило скорее на звериную клетку, чем на человеческую одежду.

IX, 19. КАК ДЕМОСФЕН НЕ ЗАХОТЕЛ ВОЙТИ В ХАРЧЕВНЮ ПО ПРИГЛАШЕНИЮ ДИОГЕНА
Однажды Диоген, завтракая в харчевне, позвал к себе проходившего мимо Демосфена. Тот отказался. "Ты стыдишься, Демосфен, зайти в харчевню? -спросил Диоген, - а ведь твой хозяин бывает здесь каждый день!" - подразумевая весь народ и каждого гражданина в отдельности. Этим он объявлял, что политики и ораторы являются слугами народа.

IX, 20. ОБ АРИСТИППЕ
Однажды Аристипп плыл на корабле; захваченный бурей, он сильно перепугался. Один из спутников спросил его: "И ты, Аристипп, трусишь, как все?" А он: "И с полным правом: вас эта опасность заставляет тревожиться за вашу бедственную жизнь, а меня - за мою блаженную".

IX, 35. КАК АНТИСФЕН ТЩЕСЛАВИЛСЯ РВАНЫМ ПЛАЩОМ
Сократ, видя, как Антисфен [35] все время выставлял напоказ разорванную сторону своего плаща, сказал: "Перестанешь ли ты перед нами тщеславиться?"

X, 13. КАК АРХИЛОХ САМ СЕБЯ ОБВИНЯЛ
Критий упрекает Архилоха в том, что он отзывался о себе в высшей степени дурно. Он говорил: если бы Архилох не распространил о себе такой славы среди эллинов, мы не узнали бы ни того, что он был сыном рабыни Энипы, ни того, что из-за нужды и бедности он покинул Парос и удалился на Фасос, ни того, что он поссорился с тамошними жителями, ни того, что он без разбора поносил и друзей, и врагов. Вдобавок, откуда, кроме как от него, знали бы мы о его разврате, о его похотливости и заносчивости, и -самое позорное - о том, что он бросил щит? Плохие показания давал Архилох о самом себе, если после него осталась такая слава и такая молва. Все эти обвинения - не мои, а критиевы.

XI, 9. О ЛУЧШИХ ГРАЖДАНАХ, КОТОРЫЕ В БЕДНОСТИ ОТВЕРГАЛИ ПОДАРКИ
Лучшие среди эллинов провели свою жизнь в бедности. Пусть же, кто хочет, восхваляет богатство, если бедность была уделом лучших из эллинов в течение всей их жизни. Они были такими, как Аристид, сын Лисимаха, муж, который совершил много полезного во время войны, а потом распределил между эллинами подать; и такой человек не оставил после себя денег даже себе на погребение.
Беден был и Фокион [36]. Когда Александр прислал ему сто талантов, он спросил: "За что он дает их мне?" Ему ответили: потому что Александр его одного из всех афинян считает прекрасным и добрым. "Пусть же он позволит мне и впредь оставаться таким", - ответил Фокион.
Бедняком был Эпаминонд, сын Полимнида. Ясону [37], приславшему для него пятьдесят золотых, он ответил: "Ты начинаешь делать дурное". Когда он пошел на Пелопоннес, то занял у одного из граждан пятьдесят драхм на дорогу. Узнав, что его щитоносец отобрал деньги у одного пленника, он сказал ему: "Отдай мне свой щит, а сам заведи лавку и живи там до самой смерти, потому что, разбогатев, ты больше не захочешь подвергаться опасностям".
А Пелопид, когда друзья упрекали его в том, что он пренебрегает деньгами, которые бывают в жизни полезны, сказал: "Действительно, полезны, клянусь Зевсом, но только для вот этого Никомеда", - и указал на человека хромого и увечного.
Сципион за пятьдесят четыре года своей жизни ничего не купил и ничего не продал - настолько скромны были его потребности. Когда кто-то показал ему богато украшенный щит, он сказал: "Римлянину подобает надеяться на свою правую руку, а не на левую".
Крайне беден был и Эфиальт, сын Софонида: товарищи подарили ему десять талантов, но он не принял их, сказав: "Из-за этого мне придется или, храня признательность, в угоду вам нарушить справедливость, или, наперекор признательности, не угождать вам и прослыть неблагодарным".

XI, 10. О ЗОИЛЕ
Зоил из Амфиполя, который писал против Гомера, против Платона и против других, был учеником Поликрата; этот Поликрат сочинил обвинение даже против Сократа. Этого Зоила прозвали псом-ритором. Был он вот каков: бороду отпускал, а голову брил наголо, и плащ у него был выше колен. Он любил злословить и не упускал случая поссориться с людьми, но в своих хулениях был неудачлив. Один ученый спросил его: почему он про всех говорит дурное? А он: "Потому что я хотел бы сделать им дурное, да не могу".

XI, 13. О СИЦИЛИЙЦЕ, ОТЛИЧАВШЕМСЯ ЗОРКОСТЬЮ
Говорят, что в Сицилии один сицилиец отличался такой остротою зрения, что мог смотреть из Лилибея в Карфаген [38], и глаза его не обманывали: говорят, что он сказал, сколько кораблей отошло из Карфагена, и не ошибся ни на один корабль.

XII, 11. О ПАЛАТИНСКОМ ХОЛМЕ И О ХРАМЕ И АЛТАРЕ ЛИХОРАДКИ
Римляне воздвигли у подножья Палатинского холма храм и алтарь Лихорадки.

XII, 19. О САПФО
Поэтессу Сапфо, дочь Скамандронима, признает мудрой сам Платон, сын Аристона. А я узнал, что на Лесбосе была и другая Сапфо, гетера и не поэтесса.

XII, 29. ЧТО СКАЗАЛ ПЛАТОН О РОСКОШИ АКРАГАНТЯН
Платон, сын Аристона, увидев, какие строят акрагантяне роскошные дома и какие задают роскошные пиры, сказал, что акрагантяне строят дома так, словно собираются жить вечно, а пируют так, словно собираются завтра же умереть [39]. Также и Тимей [40] говорит, что они делали лекифы и скребницы из серебра, а кровати у них были целиком из слоновой кости.

XII, 38. О ЛОШАДЯХ И О НЕКОТОРЫХ ОБЫЧАЯХ САКОВ
У саков лошадь, сбросив случайно седока, останавливается рядом, чтобы он снова на нее сел. Если кто-нибудь захочет взять девушку в жены, то должен с ней сражаться в единоборстве; и если она его одолеет, то уводит в плен, владеет им и распоряжается, если же будет побеждена, то покоряется [41]. Сражаются до победы, но не до смерти. Когда саки скорбят по ком-нибудь, то укрываются в темные подземные обиталища.

XII, 43. КТО ИЗ БЕЗВЕСТНОСТИ СТАЛ ЗНАМЕНИТ
Я слышал, что Дарий, сын Гистаспа, был колчаноносцем Кира. Последний же Дарий, которого разбил Александр, был рабом. Архелай [42], македонский царь, был сыном рабыни Симихи. Менелай, дед Филиппа, считался незаконнорожденным. Сын его, Аминта, как полагают, был прислужником и рабом Аэропа. Персей [43], которого разбил римлянин Павел, был родом аргивянин, сын безвестного человека. Отец Евмена [44], как полагают, был бедняком-флейтистом. Антигон [45], сын Филиппа, прозванный Киклопом за то, что имел только один глаз, был крестьянином. Полисперхонт занимался разбоем. Победивший варваров в морском бою Фемистокл, который один понял глас богов в прорицаниях [46], был сыном фракиянки; мать его звали Абротонон. Фокион, прозванный Добрым, был сыном человека, выделывавшего пестики для ступок. Деметрий Фалерский, говорят, был рабом-домородком из дома Тимофея и Конона. Вряд ли кто сразу назовет родителей Гипербола, Клеофонта, Демада, - а ведь они были народными вождями в Афинах. Калликратид [47], Гилипп и Лисандр считались в Лакедемоне мофаками. Так называют в богатых семьях тех рабов, которых отцы посылают упражняться в гимназиях вместе со своими сыновьями. Ликург, дозволив это, дал право спартанского гражданства тем, кто получит такое же воспитание, как и дети свободных. Безвестного происхождения был и Эпаминонд. А Клеон, тиранн Сикиона, был морским разбойником.

XIII, 19. СУЖДЕНИЕ КЛЕОМЕНА О ГОМЕРЕ И ГЕСИОДЕ
Клеомен [48] говорил, лаконично, по обычаю своей страны, что Гомер - поэт спартиатов, ибо учит воевать, а Гесиод - поэт илотов, ибо учит землепашествовать.

XIII, 28. О ДИОГЕНОВОМ РАБЕ, РАСТЕРЗАННОМ СОБАКАМИ
Когда Диоген покинул родной город [49], его сопровождал только один из рабов, по имени Манет; не выдержав образа жизни хозяина, он сбежал. Диоген, когда ему советовали разыскать раба, сказал: "Разве не нелепо, если Манет в Диогене не нуждается, а Диоген в Манете нуждается?" Этот раб забрел в Дельфы и был растерзан собаками, которые как бы именем господина наказали его за побег.

XIII, 29. О НАДЕЖДЕ
Платон говорил, что надежда - это сновидение бодрствующих.

XIII, 40. О ФЕМИСТОКЛЕ
Проходя мимо лежавшего на дороге золотого персидского ожерелья, Фемистокл остановился, указал на него рабу и сказал: "Мальчик, почему ты не поднимаешь эту вещь? ведь ты не Фемистокл".
Когда афиняне его оскорбили, а затем снова призвали к власти, он сказал: "Не могу одобрить таких людей, у которых один и тот же сосуд служит то для вина, то для нечистот".
Однажды, когда он спорил с Еврибиадом [50], тот замахнулся на него палкою, он же сказал: "Побей, но выслушай!" -ибо знал, что его слова послужат общей пользе.

XIV, 13. О ТРАГЕДИЯХ АГАФОНА
Агафон [51] охотно и обильно пользовался антитезами. Когда кто-то, словно для того, чтобы исправить его драмы, хотел повычеркивать из них антитезы, он сказал: "Любезнейший, но ты ведь сам не замечаешь, как вычеркиваешь Агафона из Агафона" - настолько он ими гордился, полагая, что в них-то и состоит его трагедия.

XIV, 16. О ТЩЕСЛАВИИ ГИППОНИКА
Гиппоник [52], сын Каллия, хотел воздвигнуть статую в дар отечеству. Когда кто-то посоветовал ему заказать эту статую у Поликлета, он сказал, что ему не надобно такого приношения, слава которого достанется не дарителю, а ваятелю. Ибо ясно было, что все, кто увидят, как искусно сделана статуя, будут восхищаться не Гиппоником, а Поликлетом.

XIV, 30. КАК ГАННОН ХОТЕЛ ОБОГОТВОРИТЬ СЕБЯ
Карфагенянин Ганнон [53], опьяненный роскошью, не пожелал верить себя человеческой мерой и вознамерился распространить молву о том, что он более высок и могуществен, чем это судила ему природа. Для этого он купил великое множество певчих птиц и выкормил в темноте, обучая только одной науке - говорить "Ганнон - бог". Когда они, постоянно слыша эти слова, сами овладели ими, он распустил птиц во все стороны, надеясь, что они повсюду разнесут песню о нем. Но птицы, расправив крылья, почувствовали свободу и сразу, воротясь к врожденным привычкам, запели свои обычные птичьи песни, навсегда сказав "прости" Ганнону и всему, что они выучили в рабстве.


[1] Имеются в виду мост Ксеркса через Геллеспонт и канал через полуостров Акте.
[2] Месяц фаргелион приблизительно соответствовал второй половине мая и первой половине июня. Греки делили месяц на три десятидневных недели; в первых двух неделях дни отсчитывались, как у нас, от начала к концу, а в последней, как у римлян, — от конца к началу. Таким образом, в каждом тридцатидневном месяце было три шестых дня: 6–го, 16–го и 24–го числа.
[3] Перед битвой при Марафоне Мильтиад дал обет принести в жертву Артемиде столько коз, сколько будет убито варваров; но после сражения не удалось найти такого огромного количества коз, и единовременное жертвоприношение было заменено ежегодным.
[4] Плиний Старший (IV, 31, 5) определяет ширину долины равной примерно 45 м, современные измерения — 40 м.
[5] Обычно сжигались только хребет, внутренности и куски мяса от каждого члена жертвенного животного. Всесожжение совершалось лишь изредка— например, при жертвах подземным богам или если мясо жертвенного животного было несъедобным.
[6] Не ясно, о каком писателе, носившем это распространенное имя, идет здесь речь. Во всяком случае, это не тот Фриних, который был одним из первых афинских трагиков и написал «Взятие Милета».
[7] Залевк и Харонд, законодатели VIIVI вв. до н. э., считались учениками Пифагора. Архит (первая половина IV века), пифагореец, друг Платона, известный математик и механик, шесть раз избирался стратегом (Элиан, «Разные истории», VII, 14) и, по преданию, не потерпел ни одного поражения.
[8] Солон, Биант, Фалес, Хилон, Питтак, Клеобул. и не упомянутый Элианом Периандр все вместе известны под именем семи греческих мудрецов.
[9] Тиранн Дионисий Младший правил Сиракузами в 367—346 годах; при нем Сиракузы дважды посетил Платон. Дион, ученик Платона, муж сестры Дионисия, был изгнан последним, но в 357 году вернулся, низверг его власть и восстановил в Сиракузах демократию. Через четыре года он был убит, и к власти вернулся Дионисий.
[10] Деметрий Фалерский, ученик Феофраста, философ, оратор и поэт, правил Афинами в 317—307 годах как ставленник македонского правителя Кассандра. Афиняне воздвигли в его честь 360 статуй.
[11] Академик Карнеад и перипатетик Критолай в 155 г. были посланы афинянами в Рим, чтобы отклонить штраф в 500 талантов, наложенный на Афины за разрушение беотийской крепости Оропа.
[12] Персей—стоик, ученик Зенона, воспитатель Антигона Гоната, македонского царя (283—240 годы), закрепившего в Македонии власть династии Антигонидов.
[13] Аристотель удалился из Афин в Эвбейскую Халкиду в 323 году, чтобы избежать обвинения в нарушении благочестия.
[14] Аммоний в жизнеописании Аристотеля называет собеседником Антипатра ученика Аристотеля.
[15] «Одиссея», VII, 120 (текст изменен): фраза из описания сада Алкиноя. По–гречески здесь игра слов: сикон (смоква) и сикофант (доносчик).
[16] Трофоний — легендарный строитель Дельфийского храма; святилище в его честь находилось в Беотии поблизости от Лебадеи.
[17] Народ в Азии, живший на территории современной Туркмении.
[18] Знаменитый художник, живший в начале IV века. Из его картин, изображавших Елену, особенно славилась та, которую он сделал для кротонского храма Геры; по указу народа, для этой картины позировали пятеро красивейших кротонских девушек.
[19] Гаргетт — дем (деревня) в Аттике.
[20] То есть, от бога Аполлона.
[21] Учение о переселении душ — характерная черта пифагорейства. О себе Пифагор говорил, что он был сыном Гермеса Эфалидом, троянцем Эвфорбом, Гермотимом, рыбаком Пирром и, наконец, Пифагором.
[22] Текст испорчен. Некоторые ученые читают: «является источником Нила».
[23] Халдеями греки называли вавилонских мудрецов, магами — персидских, гкмнософистами — индийских.
[24] Ср. «Одиссея», III, 301; IV, 90.
[25] Динон из Колофона, историк времен Филиппа Македонского, автор обширного сочинения о Персии.
[26] «Одиссея», XXIV, 226, 227.
[27] «Одиссея», XV, 321—323.
[28] «Одиссея», V, 243.
[29] «Илиада», IX, 206. «Третий от Зевса», т. е. отпрыск Зевса в третьем поколении: Зевс — Эак — Пелей — Ахилл.
[30] Пифей — оратор, враждебный Демосфену. Демосфен, намекая на его разврат, ответил, что у Пифея тоже горел светильник, но освещал совсем другие сцены.
[31] О лирическом поэте Симониде Кеосском говорили, что он первый стал брать плату за свои сочинения.
[32] Клит, брат кормилицы Александра, командовал его телохранителями и спас ему жизнь в битве при Гранике. Кратер и Леоннат отличились во время войны в Индии. Пердикка два года правил государством после смерти Александра. Борцы, намазав перед схваткой тело маслом, осыпали его затем песком.
[33] Так называемые яблоконосцы (от греч. мелон — яблоко и фора — несение), охрана Александра. Их копья были украшены золотыми яблоками.
[34] Современник Александра Македонского, тиранн Гераклеи Понтийской.
[35] Основатель кинической школы, ученик Сократа и учитель Диогена. Иначе передает слова Сократа Диоген Лаэртский: «Сквозь твой плащ я вижу твое тщеславие».
[36] Ученик Платона, афинский политический деятель IV века, приверженец македонской партии; 45 раз избирался стратегом.
[37] Тиранн Фер (378—370 гг. до н. э.), владевший большой частью. Фессалии, союзник Эпаминонда.
[38] Расстояние между Лилибеем (западная оконечность Сицилии) и Карфагеном свыше 200 км.
[39] Диоген Лаэртский (VIII, 83) приписывает эти слова Эмпедоклу.
[40] Сицилийский историк IVIII вв. до н. э., автор «Истории Сицилии» в 68 книгах.
[41] Саки — скифское племя в средней Азии. Ср. сообщение Николая Дамасского в передаче Стобея: сармат никогда не возьмет в жены девушку, которая не убила врага своей рукой.
[42] Архелай — царь Македонии в 413—399 г. до н. э. Он был племянником упоминаемого Менелая. Аэроп — узурпатор, правивший несколько лет после его смерти.
[43] Персей, последний македонский царь, считался не настоящим царским сыном, а подмененным.
[44] Евмен — грек из Кардии, секретарь Филиппа, а затем Александра Македонского, участник войн диадохов. Плутарх называет его отца возчиком.
[45] Антигон Одноглазый — полководец Александра, после его смерти на некоторое время овладевший почти всей Азией. Полисперхонт в течение нескольких лет был регентом при малолетних наследниках Александра.
[46] Прорицание гласило, что спасение Афин — в деревянных стенах; Фемистокл правильно догадался, что под этим имеется в виду флот.
[47] Гипербол и Клеофонт — вожди демократической партии в Афинах в годы Пелопоннесской войны, Демад — в годы борьбы с Македонией. Калликратид командовал спартанским флотом в битве при Аргинусах, в 406 году.
[48] Клеомен I, спартанский царь, правивший в конце VI — начале V в. до н. э.; известен вмешательством в афинские дела после падения Писистратидов.
[49] Родиной Диогена был Синоп; Диоген покинул ее, избегая обвинения в подделке монеты.
[50] Еврибиад — спартанский полководец, совместно с Фемистоклом командовавший греческим флотом при Саламине.
[51] Агафон (ок. 445—400 гг. до н. э.) — афинский трагический поэт, друг Еврипида, ученик софистов, перенесший в трагедию выработанный ими блестящий стиль.
[52] Знаменитый афинский богач V в. до н. э., тесть Алкивиада.
[53] Этот Ганнон, по словам Плиния, был первым из людей, приручившим льва.