Cod. 36 Косьма Индикоплов, Христианская топография

Автор: 
Переводчик: 

Прочитана книга озаглавленная "Книга христиан", толкующая Восьмикнижие. [1] Автор, [2] который процветал в царствование Юстина, посвящает труд некому Памфилу, он начинается с защиты определенных церковных догм доказательствами, взятыми из Священного Писания. Стиль плох, и переделка вряд ли (возможна) до обычного уровня. Он рассказывает много того, что невероятно с исторической точки зрения, так что он может справедливо рассматриваться как баснописец, но не как заслуживающий доверия авторитет. Взгляды на которые он делает главный упор таковы: что ни небо, ни Земля не является сферами, но что первое является своего рода сводом, а последняя - прямоугольной плоскостью, [в два раза длиннее по ширине], которая на концах соединяется с концами неба, что все звезды с помощью ангелов приводятся в движение, и другие вещи того же рода. Он также упоминает книги Бытия и Исхода, так сказать, в качестве отступления, и вступает в длительные обсуждения и рассуждения о скинии. Пророки и апостолы рассматриваются бегло. Он говорит, что солнце только вдвое больше, чем два "климата"; [3] что ангелы не живут на небе, но над твердью и общаются с нами, что Христос во время Вознесения вошел в пространство между небом и твердью, и что только это и есть Царство Небесное; и тому подобные глупости. Он посвящает первые шесть книг некоему Памфилу, из оставшихся шести (то есть всего двенадцать) седьмая - Анастасию, в которой он утверждает, что небеса неразрушимы, восьмую - о песни Езекии [4] и обратном движении солнца - некоему Петру. В этой книге он также утверждает, что написал комментарии к Песни Песней. Остальные четыре книги не имеют посвящения.


[1] Первые восемь книг Ветхого Завета
[2] Косьма Индикоплов («Индийский кормчий»), александрийский купец, живший в шестом веке. Он побывал в Аравии и Восточной Африке, но вряд ли заслуживает звания «Индийский кормчий». Название работы, которая, обычно, известна как «Христианская топография»; ее цель — ввести новую систему физической географии в соответствии с учением христианства, физико–астрономическая интерпретация Писания, Фотий дает ей подзаголовок «Интерпретация восьмикнижия».Фабрициус (Bib. Gr., IV. 230) принимает это просто как «трактат в восьми книгах», принимая четыре других книги как более позднее дополнение, или что это может относиться к «восьми книгам» труда по географии Птолемея. Фотий говорит, что он процветал при «Юстине», но так как он не уточняет при каком Юстине, возможно, следует читать «Юстиниан» (527–565). Он, конечно, возможно, родился при Юстине I (518–527) и умер при Юстине II (565–578).
[3] Раньше считалась, что поверхность Земли должна была быть «покатой» (κλίνω) от юга к северу, и этот уклон называется κλίμα. Позднее это слово использовалось для поясов или зон на ее поверхности, а затем для температуры в этих зонах. По словам Косьмы, два «климата» были между широтами Александрии и Родоса, и Родоса и Константинополя (около 635 миль).
[4] Исаии XXXVIII.